«Социальная адаптация, социализация детей-сирот» — термины как будто бы понятны, но как по-разному решают эти задачи различные детские дома. Давайте вместе с санкт-петербургским детским домом № 9, который имеет немало серьезных практических и теоретических наработок в этом направлении, постараемся разобраться в том, что такое социализация воспитанника детского дома. Только ли это погружение в работу детей? А там чему научатся тому научатся. Или это система мер, работающих на одну цель, — сделать выпускника детского дома нужным обществу, принимаемым им, чтобы детдомовец чувствовал себя комфортно в том социуме, который принял его и в котором ему жить. Опыт работы детского дома № 9 г. Санкт-Петербурга (директор А. В. Ульянов, заслуженный учитель РФ) вызвал интерес тем, насколько серьезно, по-научному основательно и даже философски глубоко педагоги осмысливают свои задачи, решают их, не умаляя достоинства личности воспитанника, каким бы он ни был. Пусть плох исходный материал, талантливый педагог, сродни мастеру-гончару, сможет вылепить из него прекрасный сосуд. По крайней мере он будет лучше, чем тот, который лепили бы грубые, нелюбящие руки безразличного человека. Авторы материалов подборки — сотрудники детского дома № 9, выступавшие на научно-практической конференции, прошедшей в апреле прошлого года в Санкт-Петербурге. (Иллюстрации подобраны по теме, фотографии — из разных детских домов России.)
Социальная адаптация детей детского дома
Л. М. Загребельная, О. Ю. Итальянкина
Человек по-разному откликается на изменения в социальных условиях своего существования в зависимости от особенностей той среды, в которой он существует. Адаптационные процессы идут постоянно, так как постоянно происходят изменения как вокруг человека, так и в нем самом. Под социальной адаптацией принято понимать «активное освоение личностью или группой лиц новой социальной среды», которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы — семья, учебный или производственный коллектив, друзья и др. Для многих детей в нашей стране такой социальной средой становится детский дом. Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов.
Перед коллективом воспитателей детского дома стоят задачи: не только помочь ребенку адаптироваться в новой для него обстановке, но и так организовать жизнь воспитанников, чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой самостоятельной жизни.
Ограниченное, преимущественно групповое общение со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: строгий режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей — все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение. Ребенок, воспитывающийся в семье, естественно, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых, учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивать достаточно сложные программы планирования, организации и контроля. Существенно то, что в семье усвоение всех этих сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действия происходит не в ситуации специального обучения, а естественно включается в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.
Такого богатства и разнообразия эмоционально насыщенного взаимодействия со взрослыми в различных ситуациях, формирующих элементы самостоятельности поведения, воспитанники детских домов обычно лишены. Поэтому мы стараемся по возможности устраивать детей на выходные и праздничные дни (гостевая форма) в настоящую семью.
То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогов и специалистов детского дома.
Некоторые аспекты социальной адаптации подростков (10—15 лет) в детском доме
И. И. Шевченко, к. п. н.
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой личностью.
Важным средством в социальной адаптации воспитанников детского дома, мягкого вхождения ребенка в социум выступают институты внешкольного образования и досуга. В связи с этим важно наладить такую систему объединений по интересам и кружковой работы в детском доме, при которой бы каждый ребенок смог максимально разнообразно раскрыть свой природный материал и скорректировать свои возможности с потребностями в них общества.
Острота проблемы связана и с тем, что внешкольная деятельность подростка в 11-15 лет под руководством квалифицированного специалиста не должна сводиться к сугубо воспитательной функции. Причина: дети этого возрастного периода достигли такой стадии психофизиологического развития, при которой на первый план выходит стремление расширить свой социальный опыт, наступил период формирования самооценки, конкретизации требований к самому себе, поиска выхода из конфликтных ситуаций и пр. То есть наступило время становления системы социальных отношений с окружающими людьми, среди которых наибольшая ценность не слово воспитателя и руководителя кружка, а мнение ровесников и возможность самоутверждения.
Общепризнано несколько уровней социализации подростка:
а) восприятие индивидом информации на уровне эмоций, знаний, умений, навыков,
б) интуитивное соотнесение получаемой информации с собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения, установки на приятие или отторжение той или иной информации, поступающей от разных слоев, в том числе формирование отношения к той микроструктуре, к которой принадлежит индивид,
в) осознание ценностных ориентаций и формирование установки на действие, рождение понятия «идеал»,
г) 4-й этап формирует нормы и стереотипы поведения (в 6 лет усваивается норма не драться, в 15 — отстаиваются свои честь и достоинство и других),
д) осмысление и оценка своей собственной социальной деятельности, связанные с осознанием такого понятия, как норма поведения.
Над поведением воспитанника целенаправленно работают педагогические коллективы детского дома, школы и др. Но совершенно уникальную роль в деле адаптации подростка к современным жизненным условиям и освоения житейских норм поведения, формирования достойных взаимоотношений с окружающими его людьми выполняет система внешкольного образования с ее разнообразной деятельностью в кружках и объединениях по интересам. Именно в них подросток реализует свой творческий потенциал: шить или вязать, читать или ремонтировать электробытовую технику, петь или танцевать, заниматься столярным или слесарным делом, лицедействовать или делать первые практические шаги в области зоологии, биологии и т. д. Кружки и объединения по интересам оказываются нишей, куда воспитанник приходит освобожденным от отрицательного опыта, от тяжелых проблем, которые одолевают его в повседневности. Именно здесь, в кружках, наиболее легко и ненавязчиво, без излишнего менторства, воспитанник усваивает нормы общественно значимого поведения, устанавливает и усваивает границы индивидуального «я», которое служит осуществлению целей общества. Он учится критически оценивать и осмыслять не только поведение окружающих, но в первую очередь себя, свои поступки, соотносить их в конечном счете с потребностями того социума, в котором он живет.
Что окажет наиболее сильное впечатление на подростка, воспитанника детского дома, какое сочетание внутренних и внешних факторов станет доминирующим в формировании личности — зависит от взрослых, руководителей и воспитателей секций внешкольного образования и воспитания.
Социализация детей-сирот через игровую деятельность
К. Р. Мелконян
Для эффективной социализации детей-сирот необходимо активизировать разнообразные поиски как теоретического, так и практического характера по внедрению инновационных концепций развивающего обучения. К таким можно отнести игровые интерактивные технологии, девизом которых может служить крылатая фраза: «Из проблемы выходим вместе».
Для специального образования подобный девиз является актуальным, так как детей и подростков, имеющих нарушения в здоровье, поведении и являющихся основным контингентом детских домов и интернатов, называют «проблемными». В этой связи сегодня востребован воспитатель, способный к сотрудничеству с воспитанниками, которых необходимо подготовить к самостоятельной жизни.
Эффективной технологией социализации детей-сирот, на наш взгляд, являются интерактивные технологии (от англ. intегасtion — взаимодействие), к ним можно отнести имитационные игры. В них в воображаемых условиях реализуется определенная деятельность, возникают представления о вымышленном персонаже, действующем по игровому сценарию.
В каждой имитационной игре создается объект игрового моделирования, в качестве которого может быть любая жизненная коллизия из будущей самостоятельной жизни воспитанников детских домов. Например, «первый день в новом трудовом коллективе», «поездка в другой город к другу», «открытие счета в банке», «оформление кредита в ипотечном банке», «конфликт в коммунальной квартире» и т. д.
Игра позволяет как бы «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии, спроектировать и оценить свои решения. В игре дети чувствуют себя привычно, так как это их любимый вид деятельности, и свободно высказываются, спорят, дискутируют. К сожалению, часто можно наблюдать другую картину: взрослый эмоционально, ярко, убежденно что-то говорит подростку, а тот молчит. И мы, воспитатели, с чувством исполненного долга остаемся в надежде, что наша «беседа» пойдет на пользу подростку. К слову сказать, подросток также доволен собой. Он вел себя хорошо, не дерзил, не валял дурака и т. д.
В игре же активность детей не только сопоставима с активностью взрослого, но и превосходит ее.
Трудолюбие — элемент духовной, интеллектуальной жизни
Н. П. Лебедева
Что такое человек? Чем отличается от животных? Древнегреческий философ Платон так отвечал на этот вопрос: «Человек — это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет после Платона французский физик и математик Б. Паскаль сказал об этом суждении философа: «Человек без ног все же человеком остается, а петух без перьев человеком не становится».
Великие мыслители пришли к выводу, что самый важный признак человека — это то, что он существо социальное.
Дитя человека после рождения — самое неприспособленное к жизни из всех живых существ, и человек из него вырастает только в семье, в обществе, которые научат его жить, дадут ему знания об окружающем мире, об умении трудиться.
В детский дом поступают дети в основном из неблагополучных семей, у которых уже сформировался определенный образ жизни, в основном отрицательный. По этой причине появляются большие трудности в учебно-воспитательном процессе.
Что такое учебно-воспитательный процесс? Воспитание в широком смысле — многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает.
Находясь в детском доме, дети живут в большом коллективе, и работники детского дома (воспитатели, педагоги, психологи) должны создать все условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и уверенным в жизни. Это большая ответственность за каждого ребенка, за его убеждения, за активное место в жизни.
Неоднократно подчеркивается озабоченность по поводу проблем в воспитании молодежи и особенно в воспитании детей детского дома.
В становлении личности, формировании жизненной позиции очень многое зависит, в какой мере и как конкретно готовится молодой человек к взрослой самостоятельной жизни.
Большие трудности возникают в обучении с воспитанниками, имеющими диагноз — задержка психического развития (ЗПР). Недостаток знаний и представлений об окружающей действительности сочетается с отсутствием опоры на жизненный опыт с незначительной познавательной активностью. Это и приводит к основным проблемам в воспитании детей.
Воспитание и обучение неразрывно связаны между собой. Воспитание в труде — это прежде всего воспитание любви к труду.
Первый шаг — предельное сближение труда умственного и физического. Самое трудное — привить любовь к будничной работе, подготовить к будничному труду. Такой труд перестает быть скучным, если он начинается с замысла, с мечты и заканчивается появлением чувства удовлетворения и гордости. Чтобы дети уважали физический труд, надо научить их уважать труд умственный. Трудовое воспитание — это гармония трех понятий: НАДО, ТРУДНО и ПРЕКРАСНО.
Заставить трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного труда является решающим средством воспитания трудолюбия.
У тех детей в детском доме, которым удалось привить трудолюбие к умственному и физическому труду, появилось стремление к учебе. Но, к сожалению, эта категория детей детского дома самая малочисленная.
Постинтернатная адаптация выпускников детского дома
Т. П. Евсеева
На базе детского дома № 9 продолжает функционировать Молодежный центр постинтернатной адаптации выпускников. Он не имеет собственного финансирования и финансируется детским домом, пользуясь услугами служб сопровождения детского дома. Со всеми воспитанниками заключен контракт, в котором оговорены условия проживания, права и обязанности воспитанников.
В Молодежном центре проживает 16 воспитанников, все они студенты вузов, колледжей, лицеев. Важнейшим условием Молодежного центра является взаимодействие с руководителями учебных заведений. Для успешной учебы выпускников чаще всего необходим постоянный контроль за посещением занятий.
Была наложена двусторонняя связь со всеми деканатами, где учатся воспитанники. Замечена одна особенность: воспитанники не хотят, чтобы их сверстники в учебном заведении знали, что они из детского дома, не желают предстать в новом коллективе в статусе сироты. В Молодежном центре проживают воспитанники, которые уже выбрали себе профессию. Правильно или нет сделали выбор, покажет время. Однако уже сейчас есть разочарования, сомнения. Так, например, воспитанник Молодежного центра Петр П., студент 2-го курса Университета путей сообщения, зимнюю сессию сдал только на хорошие оценки. Несмотря на то, что учится он старательно, в своей будущей профессии разочарован, так как не смог поступить в институт, в котором хотел учиться (Институт менеджмента). Константин К. в прошлом году закончил лицей Петербургской моды, получил хорошую профессию портного-закройщика, которая в жизни ему очень пригодится, но работать по специальности не собирается. В этом году он продолжил образование в педагогическом колледже.
От того, какие взрослые окружают воспитанника сегодня, зависит его судьба: научиться ли он самостоятельно принимать решения, а потом осуществлять их, будет ли он осваивать нравственные нормы или захочет разрушить их. Для того чтобы легче справиться с этими проблемами, в группе ежедневно проводятся индивидуальные беседы, беседы с небольшой группой в 2-3 человека, а также различные тематические беседы, обсуждения статей.
Наиболее важным аспектом работы с детьми-сиротами является создание условий, приближенных к домашним, формирование навыков общения. У воспитанников наблюдаются проблемы не только в общении со сверстниками, но и в общении со взрослыми.
Общение педагогов с воспитанниками Молодежного центра на равных, с полным уважением к ним, к их праву иметь свое собственное мнение создает ситуацию доверительного общения, что позволяет лучше узнать собеседника. Прав был педагог К. О. Ушинский, сказав: «Если педагог хочет воспитать человека во всех отношениях, он должен прежде узнать его тоже во всех отношениях». Позиция воспитателя, построенная на уважении к личности воспитанника, позволяет избежать отчуждения. Нужно постараться понять молодого человека, почувствовать происходящую в нем внутреннюю работу, подсказать пути решения возможных внутренних и внешних конфликтов, обратив его к его же лучшим качествам, которые он должен задействовать для своего успешного становления в жизни. А совместно разобравшись во всем, можно применить и требовательность, она не будет воспринята как нудное домогательство, теперь вы работаете вместе с воспитанником на его успех.
В группе в сентябре 2001 года была создана система самоуправления.
XX век подарил разные формы самоуправления, но ни одна не стала универсальной, т. к. воспитатели, учителя, по выражению одной из французских газет, «как кошка с мышкой», поиграют в свободу, а потом «цап — царап». В нашем случае получилось все наоборот, т.е. ребята имели слишком много свободы. На это были объективные причины. Имеется в виду то, что воспитатель заканчивает работу в 21 час 30 мин., а звено «воспитатель — помощник воспитателя ночного дежурства» не работало. Попытка организации полного самоуправления потерпела неудачу и из-за максимализма актива, и из-за разного интеллектуального уровня воспитанников Молодежного центра. Некоторые воспитанники не научились подчиняться, поэтому происходили конфликты. Кроме того, не научились давать самооценку себе, правильную оценку происходящему. Это говорит о том, что легких и быстрых побед в воспитании детдомовских детей не стоит ждать. Взаимодействие воспитанника и воспитателя — это особый психолого-педагогический тандем, который не должен распадаться из-за временных неудач. В этом сила и мудрость педагога. А желаемые результаты обязательно будут, и выпускник, благодаря вашей коррекционной политики, сможет занять правильное место в системе общественных отношений.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт