Часто усыновление и опеку особенно не различают те, кто решился помочь сироте. Приблизительно знают, как одно отличается от другого. А каковы особенности опеки над ребенком представляют слабо. Проблемы возникают уже постфактум, то есть после того, как ребенок был принят в семью. Упускается важный напряженный период — подготовительный. Хотелось бы обратить внимание читателя именно на него. Ведь от того, как он пройден, с чем, с каким впечатлением и с каким багажом подошел взрослый к первой встрече с ребенком, могут зависеть и дальнейшие их взаимоотношения. Готовность к новым, замечательным событиям в вашей жизни должна превалировать над опустошенностью в итоге такого подготовительного периода.

Автору этих строк данная тема близка еще и лично, так как он опекун почти с 10-летним стажем — сейчас уже 15-летнего подростка. И с проблемами, которые встречаются на пути соединения судеб взрослого и маленького человека, приходилось сталкиваться неоднократно. А возникают они каждый день. Порой кажется, что их бесконечно много, но, право, цель стоит того, чтобы найти в себе силы их преодолевать. Я буду счастлив, если эта статья поможет хотя бы одному ребенку и одному взрослому найти друг друга, стать близкими людьми.

Итак, ниже я постараюсь по шагам разобрать с вами путь, который реально предстоит пройти только вам и никому более. Юридические консультации здесь излишни, так как их можно найти во множестве книг по данному вопросу или обратиться к компетентному специалисту — юристу или инспектору по опеке. В первую очередь надо решить, какая из форм устройства детей вам ближе: усыновление, опека, приемная семья или патронат. Однако, помните — в сердце ребенка не происходит такого деления. Для него вы все равно самый близкий и значимый человек. Никогда не забывайте этого.

Мы же обратимся к фактической, реальной стороне предстоящего вам дела и на примере конкретных событий из практики установления опеки рассмотрим основные камни преткновения, которые действительно имели место и с которыми, очень может быть, предстоит столкнуться и вам. Они, конечно же, не исчерпывают всевозможных проблемных ситуаций, но, наверное, подскажут, как следует поступить в том или ином случае. И помните, безвыходных положений в добром и богоугодном деле не существует.

Как говорят в народе, «и самая длинная лестница начинается с первой ступеньки». Но что считать этой первой ступенькой?

На мой взгляд, началом, также и на пути к опеке, как это не выспренно звучит, я считаю уже то, что вы убеждены, что ребенок должен быть счастливым и что он не может быть один, без любящего, заботливого взрослого.

Второй шаг вы совершаете, когда у вас возникает и развивается вполне осознанное решение лично участвовать в восстановлении естественного хода вещей. И вы хотите не просто помочь какому-то ребенку обрести семью, а стать для него тем самым единственным, незаменимым родным человеком. Но прежде, чем вы приступите к активным действиям для достижения своей заветной цели, обратите внимание на следующее.

Проанализируйте несколько вопросов.

Первый: «Почему я хочу это сделать?» Он настолько личный, что не требует комментариев.

Второй вопрос сразу же следует после того, как решите с первым: «А выдержу ли я?» И на нем следует остановиться особо. Конечно, прекрасно, когда у вас есть близкие люди, на которых можно положиться и которые в трудную минуту могут прийти на помощь. Но не они же берут ребенка на воспитание, а вы, и не стоит перекладывать ответственность на кого-то другого... А если ребенок с ослабленным здоровьем, если инвалид? И как ни кощунственно это звучит, прежде взвесьте меру вашего альтруизма. Именно в вас должна созреть нерушимая уверенность, что, несмотря ни на что, вопреки всем препятствиям и помехам, вы сможете справиться с лавиной проблем, случайных препятствий, косых взглядов, непонимания, осуждения. На вас неприменно обрушат десятки различных обвинений. И если одно из обвинений уже не выдерживает никакой критики и распадается, то на смену ему находят новое, затем еще и еще. А когда и они оказываются беспочвенными, искусственно создаются новые, причем в грязное дело пытаются вовлечь и детей. И что поразительно, особенно стараются здесь именно педагоги и администрация тех учреждений, из которых вы хотите забрать ребенка. Уж они-то «раскусят ваши злые намерения». Так, в одном Московском детском доме будущему потенциальному опекуну, имеющему на руках разрешение от органов опеки, получившему согласие от директора этого учреждения, воспитатель-самодур сумела все же помешать в установлении опеки. Результат — мальчик вышел из заведения не только законченным детдомовцем, с травмированной психикой, но и ко всему прочему был изнасилован старшеклассниками.

Кстати, если вы мужчина и решили взять ребенка из детского дома, то в вас непременно заподозрят сексуального маньяка, педофила. Доказывать обратное придется долго. Придется вам услышать и такое мнение о себе: «Наживаются на детях за счет государства, вот куда наши денежки в виде налогов уходят...»

Обвинения в корысти приходится выслушивать и если за ребенком имеется хоть какая-то жилплощадь. Опять же никто не будет вникать в подробности, что в квартире прописано еще около десятка человек, а ребенок лишь претендует на несколько квадратных метров, как будто жизнь его уже на исходе. Дорогой опекун, напомните этим людям, что по закону никаких прав, кроме как использовать жилплощадь вашего подопечного в его интересах, вы не имеете, в том числе менять и продавать квартиру.

Следующее подозрение — вы и ваша супруга больны, и поэтому детей иметь не можете. Но это не может стать препятствием для оформления опеки, усыновления, также необязательно иметь жену или быть замужем. И хотя полноценная семья предпочтительней, тем не менее известно немало случаев, когда и одинокий человек смог дать счастье обездоленному маленькому человеку. Так зачем же ребенку годами наслаждаться «счастьем» детдомовским в ожидании эфемерного семейного, когда есть человек, готовый прийти ему на помощь. Тем более, что после выпуска почти все сиротские учреждения буквально выбрасывают за борт своих подопечных — на выживание. В опеке таких случаев на порядок меньше, и то в основном в переходный период (13-15 лет).

Что же касается прохождения вами врачебной комиссии, отмечу, что придраться могут к любой части вашего драгоценного тела. Так, например, одной опекунше вывих большого пальца левой стопы (причем она с этим вывихом занималась бегом) обернулся задержкой в опеке почти на год, а ребенок часть этого времени провел в сиротском интернате, а часть в психиатрической клинике. Но в то же время ребенок не должен быть заложником ни нашего духовного кризиса, ни наших физических проблем.

Зачастую материальный достаток семьи при решении вопроса об опеке некоторые чиновники ставят на первое место. Я бы поставил эту позицию на одно из последних мест и вот почему:

•          времена сейчас непредсказуемые и не факт, что этот достаток, большой или маленький, сохранится на протяжении нескольких лет опеки;

•          на обеспечение опеки сегодня платят не 600 рублей, как раньше, например, в Московской области, а более — 3000 плюс пенсия по утере кормильца (еще около тысячи);

•          в сиротских же учреждениях на одного ребенка в месяц тратят более 15000 рублей, но ребятам в них гораздо хуже, чем у опекунов;

•          интересная закономерность: чем меньше, в допустимых пределах, достаток опекунов, тем более приспособленным к жизни становится ребенок.

Таким образом, на этой ступеньке от вас потребуется терпение, терпение и терпение. Если вы ее преодолеете с честью, она явится в дальнейшем залогом вашей стойкости к подобным обвинениям уже после оформления документов. И относитесь к ним философски. Будьте уверены, желание иметь ребенка, помочь обездоленному и брошенному более естественно, нежели желание помешать этому со стороны «доброжелателей». Скорее всего, именно они в чем-то ущербны, раз их раздражают такие чувства, как материнский инстинкт, доброта, соучастие в горе ближнего.

Поднимаясь на следующую ступеньку, не упустите все же и практическую сторону вопроса: «А чем лично я могу помочь конкретному ребенку, бывшему беспризорнику или детдомовцу?» Поможет вам в этом увлеченность своим делом. Даже если ребенок не пойдет по вашим стопам, он будет перед собой постоянно иметь пример служения делу. Увлеченность не может родить равнодушия, а постоянство воспитывает волю и терпение при достижении результата, чего нашим ребятам ой как не хватает.

Напоследок хотелось бы отметить, что все эти, казалось бы, сложные, непреодолимые препятствия были лишь своеобразной прелюдией по сравнению с тем, что придется испытать в дальнейшей битве за ребенка и его совместное с вами счастье. О том, с чем придется столкнуться, когда вы наконец-то разрешили основную массу организационных проблем по оформлению опеки, читайте в следующих номерах журнала. А пока я искренне разделяю с вами радость того, что вы не сломались и выдержали первый нелегкий подъем, ведущий вверх по лестнице! А далее знайте: сомнения остаются позади — наступило время действовать!


Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт