Детский дом № 3 г. Калуги в свое время пошел по пути организации жизнедеятельности детей в разновозрастных группах, приближенных к условиям семейного воспитания. Немало сил было затрачено коллективом на то, чтобы создать уютные помещения для комфортного проживания детей-сирот. Улучшение бытовых условий положительно сказалось на эмоционально-психологическом настроении детей.
Из дошкольного детский дом превратился в учреждение, где стали проживать и дети, уже обучающиеся в городских общеобразовательных школах, и довольно успешно. Особое значение придавалось развитию разнообразных форм дополнительного образования детей.
И вот уже несколько лет мы имеем своих выпускников. А когда в сентябре 2000 года из детского дома вышла первая группа воспитанников в количестве 13 человек, мы приняли очень правильное, но неординарное решение: стали сопровождать своих выпускников, создав из них патронатную группу. Мы понимали, что на сегодняшний день нет службы (ни в области, ни в городе), которая бы «из рук в руки» приняла наших повзрослевших детей. А ведь практически многие из них под крышей детского дома воспитывались с раннего детства. И этот дом стал для них единственным и родным. Страх перед будущим у детей, и боязнь коллектива взрослых свести на «нет» результаты многих лет работы с каждым воспитанником еще больше утвердили всех в правильности принятого нами решения.
В детском доме были разработаны и утверждены функциональные обязанности воспитателя-опекуна и специалистов, которые начали работать с патронатной группой.
Разработанная нами ранее программа «Выпускник-2000» позволила обеспечить максимальную социальную и бытовую защищенность воспитанников патронатной группы.
Жилищную проблему выпускников на период обучения мы решили следующим образом: все выпускники на договорной основе были поселены в 5 квартирах, как самих выпускников, так и младших воспитанников детского дома.
Исходя из имеющихся возможностей, мы смогли обеспечить временное жилье тем воспитанникам, у кого его пока нет. Силами самих выпускников сделали ремонт, обставили жилье необходимым минимумом оборудования и инвентаря, привлекая для этого как помощь детского дома, так и личные сбережения выпускников, спонсорские средства. Таким образом, ребята-выпускники проживают своими мини-коллективами, ведя общее хозяйство.
Непосредственно по месту жительства детей воспитатель-опекун оказывает им практическую помощь по ведению домашнего хозяйства, решению бытовых проблем и установлению жизненных связей как друг с другом, так и с соседями и окружающим миром.
Всем известно, что после выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых и, прежде всего, тех, кого он знает и кому он доверяет. Поэтому 1 раз в месяц мы проводим общую встречу выпускников с администрацией детского дома и специалистами. И здесь дети делятся своими проблемами, ведется коллективное обсуждение и поиск путей решения сложных жизненных ситуаций.
Специалистами детского дома оказывается консультативная и практическая помощь в вопросах защиты прав и интересов выпускников. Через воспитателя-опекуна мы имеем тесную связь с учебными заведениями, где обучаются наши выпускники. Представителей данных учебных заведений мы также приглашаем на совещания. Тем самым, объединяя усилия педколлективов, мы совместно успешнее решаем задачи по профессиональному становлению наших детей.
Целенаправленно ведется работа по накоплению и правильному расходованию денежных средств выпускниками. Особого внимания с нашей стороны требует вопрос своевременности всех денежных выплат, положенных ребенку-сироте по месту профессионального обучения.
Организация свободного времени воспитанников патронатной группы ведется в соответствии с жизнедеятельностью детского дома, с его распорядком. Все выпускники — активные участники наших традиционных праздников, концертных программ, экскурсий, походов в театры, кино. Детский дом стал своеобразным центром в работе не только с выпускниками, но и с их друзьями по месту учебы, жительства, детьми нашего микрорайона.
Круг друзей детей и их увлечений постоянно расширяется. И в этом нам большую помощь оказывают студенты различных факультетов Калужского педагогического университета. В настоящее время это направление приобретает форму молодежного клуба при детском доме.
Координирует всю работу Совет выпускников патронатной группы. Советом принято решение оказать действенную помощь в самоопределении детям, которым вскоре предстоит выход из стен детского дома.
В течение года каждый выпускник безвозмездно отработал не менее 100 часов на ремонте детского дома, благоустройстве территории, в саду, теплице, на огороде и в цветнике. Выпускники обеспечивают себя овощами, фруктами, делают заготовки на зиму.
Результаты исследования, проведенного психологом детского дома, показывают, что наши выпускники имеют хороший уровень социально-психологической адаптированности, и он имеет положительную динамику развития. Отчего же это зависит?
Во-первых, оттого, есть ли у выпускника жилье на сегодняшний день или нет.
Во-вторых, от профессиональной устойчивости выпускников, от существования интереса к будущей профессии.
В-третьих, от правильной самооценки, умения общаться и способности взять на себя ответственность за происходящее с ним.
В-четвертых, от педагогически правильного сопровождения выпускников воспитателем-опекуном.
Опыт работы коллектива детского дома показывает, что каждому сиротскому учреждению необходима служба, осуществляющая сопровождение выпускников после выхода из него.
В зависимости от уровня социальной адаптированности выпускников работа с патронатной группой постепенно приобретает индивидуальный подход. То есть, дети, проявляющие активную жизненную позицию, переводятся нами на самоконтроль. А детям, которые пока не готовы к принятию самостоятельных жизненно важных решений, со стороны воспитателя-опекуна и специалистов детского дома оказывается более пристальное внимание.
Итоги работы патронатной группы свидетельствуют об успешном обучении наших выпускников. Ни один наш подросток не оставил учебное заведение. Более того, многие собираются продолжать обучение по выбранной специальности дальше.
Есть у нас на сегодняшний день призванные на службу в ряды армии.
Явно просматривается стремление детей не к иждивенчеству, а быть полезными своему детскому дому, окружающим людям, обществу.
Созданная и действующая в детском доме система постинтернатного становления выпускников дает положительные результаты. У пас нет воспитанников, которые бы совершили правонарушения или попали в наркотическую зависимость. Ни один воспитанник, в том числе и выпускник, не состоит на учете в ИДН.
Взяв на себя проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот, мы тем самым укрепили в детях чувство большей уверенности в себе, в своем завтрашнем дне, а значит, увеличили их стартовые возможности при выходе в самостоятельную жизнь.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт