Идея осуществлять силами общественности контроль детских сиротских учреждений возникла во время проведения ярмарки-форума социальных проектов в 2003 году. В Перми прошла переговорная площадка с представителями органов власти, занимающимися вопросами образования, социальной защиты, здравоохранения, по инициативе Пермской ассамблеи, являющейся крупнейшим партнерством, объединившим общественные организации, куда входит и пермская Гражданская палата. Ассамблея выступила с предложением постепенного внедрения гражданского контроля на территории области. Была создана рабочая группа по разработке соответствующих нормативных актов. 2 июля 2003 года было подписано распоряжение губернатора Пермской области «Об эксперименте по организации общественного контроля в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка города Перми и Пермского района». В соответствии с этим документом и разработанным на его основе Положением 11 инспекторов из 7 общественных организаций за полгода посетили 14 детских домов и школ-интернатов Перми и Пермского района, 7 социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, дом ребенка, областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. По итогам проведенного контроля было составлено объемное заключение, где перечислены все выявленные нарушения. Оно было направлено как в органы власти, так и в сами учреждения. Мы проводили опросы детей, которые выявили разного рода формы насилия, как психического, так и физического. Один из выводов, который стал для нас очевидным, — в условиях детского дома трудно добиться соблюдения прав ребенка, хотя бы, к примеру, права на личную жизнь. Конечно, детские дома разные. В одних дети действительно живут одной большой семьей, в которой каждый ребенок имеет право голоса, его уважают как личность, совместно с детьми обсуждаются планы на дальнейшую жизнь, учитываются их интересы, желания, особенности характеров и развития каждого ребенка. Чем меньше детский дом, тем это более реально. Гражданская палата и Пермская ассамблея участвуют в продвижении реформы системы профилактики социального сиротства, способствуют устройству детей-сирот в замещающие семьи. Общественный контроль выявил и некоторые проблемы, связанные с патронатом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ИТОГАМ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, Г. ПЕРМИ И ПЕРМСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

Общественный контроль детских интернатных учреждений и социально-реабилитационных центров позволяет сделать вывод о том, что сотрудники учреждений в основном выполняют требования законодательства по соблюдению прав и законных интересов детей. В детских домах в достаточной мере удовлетворяются потребности воспитанников, неплохо организован досуг детей. В ряде учреждений применяются и используются новые нестандартные технологии работы с детьми. В то же время, имеет место ряд общих для всех детских интернатных учреждений проблем, которые, на наш взгляд, мешают соблюдению прав детей.

I. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1. Использование недопустимых методов наказания

«Государства принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).

В ходе общественного контроля был опрошен 91 воспитанник из 8-ми образовательных учреждений. В анкетах детей упоминаются следующие наказания:

– запрет на посещение родственников,

– лишение еды: завтрака, обеда, полдника, второго ужина,

– ставят в угол,

– не отпускают гулять,

– не разрешают смотреть телевизор,

– запрещают заходить в игровую комнату,

– лишают развлекательных поездок,

– кричат,

– на линейке при всех говорят о проступке,

– бреют наголо, бьют веником,

– заставляют выносить мусор, убирать территорию, принуждают к другим подобным работам,

– если ушел самовольно, не будешь получать новую одежду,

– отправляют в психиатрическую больницу.

В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не допускается:

– применение физического и психического насилия;

– применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;

– применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;

– лишение или ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или с их законными представителями;

– уменьшение норм питания;

– лишение прогулок.

Хочется отметить, что методы воспитания, в том числе наказания, обычные для семейных отношений (например, ставить ребенка в угол), могут приобретать в интернатах дискриминационный, унизительный оттенок в связи с их публичностью (которая неизбежна при коллективных формах воспитания).

Рекомендуем избегать публичности наказаний, использовать позитивные формы воздействия, применять систему стимулов и поощрений.

Со слов воспитанников некоторых интернатов, помещение на лечение в городскую психиатрическую больницу («Банная гора») они воспринимают как суровое наказание. Дети в анкетах используют глаголы «пугают», «отправляют» их на «Банную гору», не хотят лечить в школе-интернате. Из бесед с подростками выяснилось, что лечение в психиатрической больнице является для них особенным унижением. Мы понимаем, что есть необходимость в специальном лечении некоторых воспитанников. Однако в любом случае запугивание детей психиатрической больницей недопустимо и является грубым нарушением педагогической этики. Факты запугивания воспитанников, имеющие место в некоторых школах-интернатах, а также обоснованность помещения в психиатрическую больницу требуют проведения дополнительной проверки. В частности, нам известен случай, когда ребенок трижды в течение года помещался в городскую психиатрическую больницу, потом, после обследования специалистами областной психиатрической больницы, был признан здоровым. Статья 25 Конвенции о правах ребенка признает «право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке».

2. Ограничение свободы передвижения

«Государства обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был... лишен свободы незаконным или произвольным образом» (ст. 37 Конвенции о правах ребенка).

Довольно часто, особенно в социально-реабилитационных учреждениях, сотрудники из боязни, что дети сбегут, произвольно ограничивают их свободу передвижения: помещают здоровых детей в изолятор, ограничивают прогулки — дети по несколько дней не бывают на воздухе (например, в школе-интернате №3 имел место случай, когда «бегающий» подросток две недели содержался в изоляторе без прогулок).

3. Право на охрану здоровья

«Государства признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья» (ст. 24 Конвенции о правах ребенка).

Проблема токсикомании

При лечении токсикомании, как правило, используются сугубо медикаментозные средства лечения. Однако, как показывает практика, такое лечение малоэффективно. Отказ от токсикомании является предметом самостоятельного выбора подростка, без этого выбора помещение на стационарное лечение проблематично. В связи с чем напрашивается вывод, что такие, не дающие должного эффекта, методы лечения используются сотрудниками скорее как мера самоуспокоения, изоляции токсикомана от остальных детей, или наказания за эту привычку. По мнению специалистов, для реального избавления от токсикомании необходима комплексная реабилитация, включающая психологическую коррекцию, и индивидуальная работа с подростком.

Система тендеров

В ходе общественного контроля инспекторы сталкивались со случаями, когда система централизованных поставок медикаментов отрицательно сказывалась на возможности охраны здоровья воспитанников. Так, например, все детские дома получили лекарственные травы в неадекватно больших объемах, некоторые — очень сильные лекарственные препараты для взрослых, которые, в принципе, не могут предлагаться детям, при этом у детских домов не хватало обычных лекарств от простуды, особенно страдали школы-интернаты для детей с психическими отклонениями, которые ощущали острую нехватку успокаивающих препаратов. Девочка, которой выписали очки из-за резкого ухудшения зрения, в течение двух месяцев ходила без очков, так как в учреждении не было соответствующих средств.

Из-за отсутствия специальных медикаментов в коррекционных учреждениях, детей, вместо амбулаторного лечения, направляют на лечение в психиатрическую больницу, что является для воспитанников дополнительной психической травмой. После курса медикаментозного лечения в городской психиатрической больнице необходимо постепенное снижение доз препаратов, в противном случае, резкое прерывание лечения может вызвать вспышки агрессии, ухудшение состояния и спровоцировать повторное помещение на стационарное лечение. А необходимых психотропных лекарственных препаратов не поставляется.

4. Информирование воспитанников об их правах и возможностях защиты

«Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода» (ст. 13 Конвенции о правах ребенка).

Государства соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных, и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и национальным ценностям;

г) подготовку к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости и равноправия;

д) воспитание уважения к окружающей природе» (ст. 29 Конвенции о правах ребенка).

В большинстве интернатных учреждений о каких-либо правах информируют только старшеклассников в «школах выпускников» и, в основном, о социальных правах, связанных со статусом выпускника детского дома. Исключение составляют лишь несколько учреждений. Например, в детском доме №1 реализуется программа правового просвещения воспитанников. Проводятся еженедельные занятия по правам человека, семинары для педагогов. Данные анкетирования детей выгодно отличают воспитанников детского дома №1, дети в ответах более позитивно настроены, более уверены в будущем, включены в планирование своего будущего.

В школе-интернате №13 выдержки из Конвенции о правах ребенка и из Устава школы есть в каждом дневнике, проводятся занятия по Конституции, в школе есть стенд, посвященный Конвенции о правах ребенка. В детском доме №2 воспитанниками и воспитателями совместно разработан Кодекс гуманных взаимоотношений, с педагогами проводятся занятия по Конвенции о правах ребенка.

Права человека — базовая гуманитарная ценность современной цивилизации, в основе которой — приоритет развития и самореализации человеческой личности. В нормах прав человека сконцентрированы принципы уважения человеческого достоинства и взаимной ответственности людей по признанию и уважению прав друг друга. В то же время правам человека нельзя обучить — можно лишь заниматься воспитанием в духе прав человека. Именно поэтому «обучение» и воспитание в духе прав человека будет неэффективным без изменения стиля взаимоотношений с воспитанниками в соответствии с провозглашаемыми принципами: уважения человеческой личности, частной жизни воспитанников и т.д. Для успешного воспитания детей необходимо предварительное обучение педколлектива.

В учреждениях в доступном месте должна быть вывешена информация с полезными для детей контактными адресами и телефонами (включая психологические службы, отделы по защите прав детей, консультационные службы для детей и т.д.). Эта информация должна выдаваться на персональных «карточках» каждому воспитаннику. Необходимо предоставлять детям информацию и о состоянии их личных счетов.

5. Уважение права на частную жизнь

«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию» (ст. 16 Конвенции о правах ребенка).

В условиях коллективного проживания право на частную жизнь подвергается наибольшему ограничению:

– в большинстве случаев у ребенка нет возможности уединиться, дети постоянно чувствуют на себе взгляд воспитателя, постоянно находятся в обществе других детей (по рекомендациям психологов, каждому человеку, из соображений «психической гигиены», необходимо проводить минимум один час в сутки наедине с собой);

– набор личных вещей ограничен. Книги, игрушки, даже одежда не являются личными. В некоторых интернатах игрушки есть только в игровой комнате и не выносятся за ее пределы. Личные вещи иногда хранятся у воспитателей. Тумбочки детей не запираются, в некоторых случаях, например, при периодических проверках СЭС, содержимое тумбочек проверяется в отсутствии детей, у детей даже формально не спрашивают разрешения на проверку;

– часто дети живут в переполненных группах, по 5–7 человек в спальне (в школе-интернате №4 — до 20 человек в спальне, при этом в спальне нет тумбочек, а личные вещи хранятся в классах на первом этаже, спальни — на четвертом, что очень неудобно детям, так как в школе большая их часть — больные ДЦП);

– в некоторых учреждениях отсутствуют кабинки в туалетах;

– после помещения в детский дом общение с родственниками и знакомыми регламентируется правилами детского дома и не является свободным. В большинстве учреждений не создано условий для общения с родственниками и знакомыми: нет специальной комнаты для свиданий, где можно пообщаться без посторонних;

– в детских домах не созданы условия для того, чтобы воспитанники могли свободно звонить по телефону. В некоторых интернатах (например, школа-интернат №10) специально оговаривается, что разговор ребенка должен слышать взрослый. Денежный дефицит вынуждает ограничивать время разговоров или лишает возможности звонить куда-либо вообще. Исключение составляет детский дом №2, где созданы условия для того, чтобы дети могли приватно разговаривать по телефону, но телефон установлен в изоляторе;

– во многих интернатах при жесткой регламентации распорядка дня у детей нет возможности иметь свой досуг.

Многие ограничения частной жизни вытекают из особенностей коллективного проживания. В среде персонала интернатных учреждений даже не принято стучаться при входе в спальные комнаты и в другие помещения, где предполагается самостоятельное пребывание детей. В свою очередь в некоторых детских домах инспекторы обратили внимание на то, что и дети не стучатся, входя в кабинеты сотрудников.

Двери в комнаты старших детей должны закрываться изнутри, но таким образом, чтобы в случае необходимости сотрудники могли открыть двери своим ключом.

6. Право на восстановление и поддержание родственных связей

«Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства» (ст. 8 Конвенции о правах ребенка).

«Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка» (ст. 9 Конвенции о правах ребенка).

Возможность общения и поддержания родственных связей является одной из важных составляющих права на частную жизнь. К сожалению, администрации детских домов недостаточно уделяют внимания работе по организации общения воспитанников с родственниками и знакомыми, по созданию условий и возможностей для такого общения. Если родственники имеют желание взять воспитанника детдома на выходные или каникулы, их заставляют предварительно получить разрешение от органов опеки и попечительства. Имеют место случаи разделения детей, состоящих в родственных отношениях, по разным детским домам, что является нарушением права детей на сохранение родственных связей.

В детских домах необходимо больше внимания уделять организации встреч воспитанников с родственниками на территории детского дома. Такая работа может отчасти сгладить негативное отношение воспитанников к детскому дому, который воспринимается ими как учреждение, виновное в их разлуке с семьей. Привлечение родственников будет значительным шагом в решении проблемы побегов. Задача привлечения родственников должна позиционироваться как одно из базовых направлений работы детского дома.

Необходимо передать вопрос о разрешении или ограничении встреч с родственниками в ведение детских домов, усовершенствовать механизм передачи ребенка на выходные к родственникам до автоматизма, устранить излишние барьеры в общении с родственниками.

7. Дискриминация воспитанников

«Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи» (ст. 2 Конвенции о правах ребенка).

Не во всех случаях воспитатели детского дома ходят на родительские собрания в школу. Кроме того, воспитанники детских домов сталкиваются с другими видами дискриминации в школе: терпят оскорбительные замечания от школьных учителей в связи с их «детдомовским» статусом.

Необходимо проводить специальную работу с директорами общеобразовательных школ, в которых учатся воспитанники детских домов, предупреждать учителей о дисциплинарной ответственности за дискриминацию детей-сирот.

8. Право на образование

«Государства признают право ребенка на образование» (ст. 28 Конвенции о правах ребенка).

Довольно часто дети, нуждающиеся в государственной поддержке, «выпадают» из образовательного процесса. При этом финансирование учреждений не предполагает расходов по привлечению учителей для ведения дополнительного индивидуального обучения. В отдельных случаях для индивидуальных учебных занятий с детьми находят возможность («Дом надежды»). Но в подавляющем большинстве случаев воспитанники оказываются предоставленными сами себе.

На наш взгляд, опыт социально-реабилитационных учреждений в индивидуальной работе с отстающими детьми следует развивать и распространять в детских домах (с соответствующим финансовым обеспечением), в то же время, следует, по возможности, устраивать воспитанников приютов, не имеющих больших затруднений в учебе, в общеобразовательные школы для сохранения уровня, объемов и качества образования.

9. Свобода труда

Детей до 14 лет запрещается привлекать к труду, при этом острая заинтересованность этих детей в карманных деньгах (особенно, когда не выделяется средств на карманные расходы) приводит к тому, что дети ищут и используют любые возможности заработать, вплоть до криминальных. В то же время, неофициальное привлечение детей к труду создает возможность для их эксплуатации и финансовых злоупотреблений. Так, например, в одном из детских домов девочки 10–12 лет моют полы, раковины и унитазы в душевом помещении и туалетах вместо техничек, получают по 25 рублей за полмесяца. При этом официально считается, что эту работу выполняет технический работник.

В связи с этим необходимо продумать механизм официальной регламентации привлечения детей младше 14 лет к оплачиваемому труду в социально-приемлемых формах: детское творчество и продажа художественных работ детей (например, в детском доме №1 есть удачные наработки в сфере ведения «бухгалтерии» доходов от реализации детских творческих работ: картин, поделок и т.п., где дети сами ведут все расчеты). Данный опыт целесообразно изучить более внимательно и на его основе разработать рекомендации интернатным детским учреждениям.

Недопустимо наложение на воспитанников тех или иных трудовых обязанностей в качестве наказания. Участие детей в поддержании порядка в помещениях должно быть их постоянной, распространяющейся на всех, обязанностью, а не способом наказания для провинившихся (например, или дети все по очереди выносят мусор, или это делают соответствующие сотрудники интерната, но ни в коем случае дети не должны это делать исключительно в виде наказания).

II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Адаптация и реабилитация в социально-реабилитационных и образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Детские дома не располагают эффективными методиками адаптации и реабилитации бывших безнадзорных детей, «детей улиц» с большим «стажем» и «трудных подростков», несмотря на то, что с этой проблемой сталкиваются практически все учреждения.

Персонал учреждений настроен на работу с детьми относительной «нормы» и высказывает нежелание тратить время на «трудных» детей, считая все усилия тщетными. Эти дети часто выпадают из образовательного процесса, поскольку обычная образовательная программа, рассчитанная на детей, получивших системное дошкольное и начальное школьное образование, для них остается недоступной. Каждое образовательное и воспитательное учреждение пытается решать данную проблему по-своему. Программы, позволяющие «детям улиц» закрыть «пробел» в образовании, отсутствуют. Таких «трудных» подростков предпочитают устраивать на работу, но не решать вопрос об их образовании.

В штатных расписаниях учреждений недостаточно ставок психологов (в школе-интернате №3 одна ставка психолога на 200 воспитанников), социальных педагогов, репетиторов.

2. Обучение социальным навыкам

Во всех учреждениях есть «школы выпускника», однако обучение социальным навыкам, как правило, ограничивается беседами и лекциями для старшеклассников, практические занятия проводятся в ограниченных пределах. Разработанная комплексная программа социализации есть в школе-интернате №4, детском доме №16, которые используют тренинговые занятия с младшими детьми и детьми среднего возраста с целью приобретения недоступных в условиях детского дома социальных навыков.

В детских домах не создано условий для того, чтобы дети имели возможность самостоятельно готовить: либо отсутствуют оборудованные кухни, либо не хватает посуды или продуктов, и во всех случаях сотрудники ссылаются на запрет СЭС. Дети имеют возможность готовить пищу только на уроках труда или по праздникам, в некоторых детских домах это происходит один раз в месяц. При этом дети готовят с большим желанием и удовольствием, в беседе с общественными инспекторами дети высказывали претензии к разнообразию и качеству питания и сожаление, что нет возможности готовить самим.

Воспитанники учреждений не получают средств на карманные расходы. В то же время воспитанники испытывают большие потребности в личных средствах. В условиях детского дома нет возможностей для учета индивидуальных интересов и увлечений. Стесненность в личных средствах еще более ограничивает воспитанников в проявлении своих индивидуальных предпочтений.

3. Социализация выпускников

Выпускники детских домов в ВУЗы поступают в единичных случаях (по области это 3–5 выпускников в год). Ежегодно выпускаются воспитанники, не получившие основного общего образования (9 классов). Основная проблема выпускников — это жилье. Выбор профессии трудно назвать свободным: выпускникам предлагаются для поступления ПТУ с ограниченным набором профессий, в которых есть общежитие. Проблемы с работой и жильем усугубляются массой бытовых трудностей. Необходимо развивать постинтернатное обслуживание выпускников: клубы выпускников, центры адаптации выпускников, открыть социальную гостиницу.

III. ПРОБЛЕМЫ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ НА БАЗЕ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Патронатное воспитание в детских домах развито недостаточно. Это, по нашему мнению, обусловлено рядом субъективных причин — специалисты ряда детских домов психологически не готовы к развитию патронатного воспитания и потихоньку «саботируют» эту форму работы. Это связано с опасением потери рабочих мест или с необходимостью переобучения, если детские дома полностью переориентируются на сопровождение патронатных семей. Опасения сотрудников связаны еще и с тем, что лучших детей «разберут на патронат», а останутся такие, с которыми педагогам не хочется работать.

Препятствием для развития патронатного воспитания является отсутствие финансирования уполномоченных служб. Возможности для реального, качественного сопровождения патронатных семей есть только в детских домах №16 и №2. В других детских домах ресурсов для качественного сопровождения патронатных воспитателей и оказания квалифицированной помощи воспитателям нет. В результате дети остаются подолгу без контроля, встречаются случаи, когда приходилось изымать ребенка из семьи из-за того, что бьют, из-за того, что патронатный воспитатель ушла в «запой», появились разногласия в семье и т.п.

Необходимо решить вопрос о создании уполномоченных служб при детских домах, где коллективы к этому готовы.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Большая часть перечисленных проблем — нарушения прав человека, проблемы социализации воспитанников и т.п. обусловлены особенностями функционирования интернатных учреждений. При определенных усилиях они могут быть лишь сглажены, но не искоренены полностью. Воспитание в условиях детского дома является крайней формой жизнеустройства ребенка. Оно в подавляющем большинстве случаев негативно сказывается на формировании и развитии детей и их дальнейшей адаптации в обществе. В интересах полноценного воспитания детей необходимо разукрупнение детских домов, создание небольших «семейных» детских домов, вплоть до организации проживания в квартирах. Главное — дальнейшее и массовое развитие семейных форм воспитания: патронатные, приемные семьи, опека, усыновление.

Во многих случаях государство берет на полное государственное обеспечение детей, чьи родители имеют потенциальную возможность их воспитывать. Необходимо сопровождение семей воспитанников уполномоченной службой в структуре системы социальной защиты населения. Необходимо большее внимание уделять разработке программ реабилитации семей воспитанников детских домов, родителей, имеющих возможности восстановиться в родительских правах, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Задача восстановления кровной семьи должна оставаться актуальной на протяжении всего времени нахождения социального сироты в детском доме.

К сожалению, современная воспитательная система детских домов ориентирована, прежде всего, на настоящее, на удобство воспитания с точки зрения педагогов, а не с точки зрения интересов детей и заботы об их будущем. В современном обществе отсутствуют механизмы дальнейшей социализации выпускников детских домов, которые существовали в советское время. Воспитательные программы детских домов не способствуют развитию у детей самостоятельности и навыков, необходимых для автономного существования.

За небольшим исключением, в детских домах не проводится работа с семьями воспитанников по реабилитации и восстановлению кровных семей, по привлечению родственников к процессу социализации воспитанников детских домов.

Во многих вопросах, касающихся реабилитации воспитанников и семей воспитанников детских домов, необходима система взаимной ответственности учреждений системы образования и социальной защиты населения.

Как правило, дети живут в серой, угнетающей, казенной обстановке. В убранстве многих детских домов мало детского, яркого, веселого.

В качестве стимулирования развития педагогических коллективов целесообразно значительно расширить практику заказов на разработку той или иной технологии или методики (например, система экспериментальных площадок). Опыт детских домов, работавших в режиме экспериментальных площадок — 1-го, 2-го и 16-го — показывает, что такие формы работы не только позволяют усовершенствовать систему воспитания, но и перенастраивают работу педколлектива, стимулируют творчество и во всех случаях положительно сказываются на качестве работы.

Целесообразно проведение муниципальных конкурсов социальных проектов среди коллективов пермских детдомов.



Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт