В результате организованной Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 32 субъектах РФ проверки установлены нарушения законодательства о защите прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    В нарушение требований ст. 14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в специализированных учреждениях для несовершеннолетних Краснодарского края, Кемеровской, Нижегородской, Читинской и ряда других областей не был обеспечен надлежащий надзор за детьми, в результате чего имели место факты самовольного ухода из них воспитанников. Соответствующих мер к их возврату не принималось месяцами, а то и вовсе, не подавалось заявлений о розыске детей в органы милиции. Такие дети, оставшись без средств к существованию, совершали преступления или становились их жертвами.

     Нововеличковскую школу-интернат Динского района Краснодарского края в 2002г. самовольно покинули 16 воспитанников, в 2003г. – 9. Кропоткинскую школу-интернат № 1 – 29 из 158 детей. Их розыск велся неэффективно. В сентябре 2002г. во время отдыха воспитанники Каневского детского дома Юдин Ф. и Третьяков М. ушли из лагеря и поселились в шалаше в лесу, где жили до конца января 2003г., занимаясь кражами у дачников продуктов питания, одежды, инструментов. За совершенные преступления оба воспитанника осуждены. В октябре 2003г. этот же детский дом самовольно оставил Михайличенко А., 1987 г.р., однако администрацией заявление о его исчезновении в правоохранительные органы подано не было. В настоящее время подросток содержится под стражей за совершение краж.

     Воспитанник Золинской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, Нижегородской области Софии Ф., 1992 г.р., неоднократно убегал из указанного учреждения и длительное время проживал у Чистова А.Ю. и матери, лишенной родительских прав. Чистов А.Ю. в течение года совершал в отношении мальчика развратные и иные действия сексуального характера (осужден к лишению свободы). Руководство школы-интерната мер по розыску Софина Ф. не предпринимало, с заявлениями в органы милиции не обращалось.

     В Нижегородской области имели место случаи незаконного исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из образовательных учреждений без согласия органов опеки и попечительства – в нарушение п.1 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

     В Курганской области уставы многих образовательных учреждений не соответствовали федеральному законодательству. В них отсутствовали правила приема учащихся, не отражались права и обязанности участников образовательного процесса, вносились положения, предоставляющие администрации неограниченные права для отчисления «неугодных» подростков.

     Нарушения в организации питания учащихся образовательных учреждений и требований ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» выявлены прокурорами республик Бурятия, Коми, Тыва, Алтайского края, Астраханской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Мурманской, Орловской, Тюменской, Читинской областей, Агинского Бурятского, Усть-Ордынского Бурятского автономных округов.

     Серьезную обеспокоенность вызывает положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Во многих из них не созданы условия, хотя бы минимально обеспечивающие достойное существование, как это предусмотрено Конвенцией ООН о правах ребенка.

     Проверка показала, что требования Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановления Правительства РФ от 20.06.92 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о надлежащем финансировании учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повсеместно не выполняются.

     При формировании бюджетов городов и районов денежные суммы на финансирование этих учреждений планируются значительно ниже необходимых, зачастую поступают не в полном объеме. Выделяемые интернатным учреждениям средства недостаточны для обеспечения надлежащих условий содержания, воспитания детей.

     Например, в Кемеровской области на содержание воспитанников дома детства г. Новокузнецка, в соответствии с установленными нормативами, необходимо 4 млн. руб. в год, в то время как городским бюджетом на 2004г. на эти расходы утверждена только 431 тыс. руб., что составляет 10,7% от необходимой суммы. В Зарубинской специальной (коррекционной) школе-интернате смета на содержание детей в 2003г. профинансирована на 65 %, а средства на медикаменты вообще не выделялись. Необходимая для функционирования двух детских домов Яйского района сумма в 2003г. составляла 26 215 тыс. руб., фактически они профинансированы на 630 тыс. руб. (на 24%). В специальной (коррекционной) школе-интернате этого же района по установленным нормам на питание воспитанников в год необходимо 1 565 тыс. руб., фактически поступило 474 тыс. руб. (30%).

     На оплату текущего ремонта детского дома № 10 г.Санкт-Петербурга требуется 131,5 тыс.руб., утверждено – 29,0 тыс.руб. (т.е. 22%).

     Меньше выделено средств на одежду, обувь, мягкий инвентарь детским домам Эжвинского района г.Сыктывкара Республики Коми. При смете на сумму 2 819,7 тыс.руб. бюджетом утверждено 572,3 тыс.руб. (20,1%).

     В филиале государственного образовательного учреждения «Губернаторская женская гимназия-интернат» в г.Анжеро-Судженске Кемеровской области расход денежных средств на содержание воспитанников вдвое ниже установленного норматива, срок износа используемых постельных принадлежностей истек в 1986 г.

     В Каневском районе Краснодарского края районному детскому дому в 2003г. выделено на приобретение медикаментов вместо запланированных 35 тыс.руб. – 8, на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования – 13 тыс. руб. при положенных 103, предусмотренных бюджетом. Общая сумма недофинансирования составила 526 тыс. руб. Не отвечали фактическим потребностям средства, запланированные детскому учреждению на2004г.

     Ненадлежащее финансирование учреждений для детей интернатного типа выявлено также в Республике Тыва, Алтайском крае, Астраханской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Псковской, Тюменской, Читинской областях, г.Санкт-Петербурге, Агинском Бурятском автономном округе.

     Из-за неудовлетворительного финансирования детских домов и школ-интернатов воспитанники не имели необходимых предметов одежды и обуви, личной гигиены, рацион их питания не соответствовал физиологическим потребностям.

     При проверке Итатской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Кемеровской области выявлено, что в рационе питания детей отсутствовали соки, фрукты. Нормы белковых продуктов: мяса, рыбы, сливочного масла, кисломолочных продуктов, яиц – в течение последних трех лет не выполнялись. Детей кормили на 21 руб.47 коп. Нормы обеспечения воспитанников одеждой и обувью также не соблюдались, дети не имели в достаточном количестве самого необходимого: платьев, рубашек, нижнего белья, носков, колготок.

     В Республике Коми бюджетом муниципального образования «Прилузский район» на 2002 г. при потребности на питание детей Читаевской специализированной (коррекционной) школы-интерната в 854,4 тыс. руб. выделено 354 тыс.руб. (41%). Аналогичное положение по недофинансированию средств на питание детей имело место практически во всех городах и районах республики. На питание воспитанников Пажгинской коррекционной школы-интерната выделялось в день 27 руб. 02 коп. В 2003г. при норме питания в день на одного воспитанника на сумму 72,7 руб. дети в интернатах г.Инты, Сыктывдинского, Усть-Вымского, Усть-Цилемского и Усть-Куломского районов питались на сумму почти вполовину ниже указанной.

     Стоимость питания ребенка в день в Шелопутинском детском доме Читинской области 10-15 руб., а в Кыринском детском доме дети питались на 15-25 руб. Воспитанники Могочинского коррекционного детского дома, находящегося на севере области, получали фрукты и соки только по праздникам.

     Имелись нарушения в работе пищеблока школы-интерната № 38 г.Санкт-Петербурга. При лабораторном контроле выявлен недостаток положенных по норме продуктов во вторых и третьих блюдах с отклонениями в 29 и 46% от нормы. При проверке норм питания воспитанников в январе 2004г. установлено их невыполнение по 15 наименованиям продуктов питания, что составило 60% от общего перечня продуктов. Не выполнены нормы по мясу, птице, рыбе, колбасе, маслу растительному, молоку, куриным яйцам, муке, фруктам, соку, картофелю, хлебу и какао. Процент выполнения колеблется от 50 до 95%. По обеспечению воспитанников свежими овощами норма занижена на 215 граммов в день на каждого и составляет 54 % от необходимой.

     Не выполнены нормы по мясу, птице, рыбе, сливочному маслу, сметане, колбасе, маслу растительному, молоку, сыру, творогу, куриным яйцам, муке, фруктам, соку, картофелю, хлебу, какао и другим продуктам в ряде интернатных учреждений республик Башкортостан, Коми, Тыва, Астраханской, Владимирской, Нижегородской, Псковской, Саратовской, Тюменской, Читинской областей, г. Санкт-Петербурга, Агинского Бурятского автономного округа и других регионов.

     Отсутствовало надлежащее финансирование на мягкий инвентарь, одежду, обувь в интернатных учреждениях республик Бурятия, Коми, Тыва, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Курганской, Рязанской, Саратовской, Читинской областей, г. Санкт-Петербурга, Агинского Бурятского автономного округа.

     При потребности средств по статье «Мягкий инвентарь и оборудование» в интернатных учреждениях и детских домах Республики Коми в 2003 г. в размере 27 348 тыс.руб. реально выделено 8 686,3 тыс.руб. (32%).

     Воспитанники Чимского детского дома Удорского района Республики Коми не имели повседневных и праздничных рубашек, костюмов, платьев, зимних головных уборов и шарфов, лыжных костюмов и другой необходимой одежды. Из 44 воспитанников только четверо имели спортивную форму, 12 – домашние халаты; рубашек у мальчиков по одной вместо четырех; у девочек трико по одному вместо пяти; носков у школьников по пять пар вместо десяти; сроки службы некоторых наименований одежды давно истекли. Не хватает одеял, восемь школьников не обеспечены портфелями. Нет школьных портфелей, сумок у детей и подростков Усть-Вымской специальной (коррекционной) школы-интерната, воспитанники Усть-Куломской специальной школы-интерната на занятия ходят с полиэтиленовыми пакетами.

     Задолженность за 2003г. по обеспечению одеждой и обувью воспитанников Кулебакского детского дома Нижегородской области составила 140 тыс.руб., воспитанников Кулебакской коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 246 тыс.руб.

     В большинстве учреждений отмечается несоответствие мебели возрастно-ростовым данным детей, ветхость постельного белья.

     Недостаточное финансирование интернатных учреждений вынуждает их руководителей, в нарушение закона, приобретать детям одежду, обувь на личные средства детей, снятые с их счетов.

В Илирской коррекционной школе-интернате Иркутской области на средства, снятые со счетов детей, приобретались практически вся одежда и обувь. В связи с отсутствием иных финансовых источников многим воспитанникам, в основном поступившим в школу-интернат осенью 2003г., зимние комплекты одежды выданы только в январе 2004г., несмотря на то, что Братский район, где находится указанная школа-интернат, отнесен к районам, приравненным к районам Крайнего Севера.

      Не всегда снятие денежных средств со счетов воспитанников оправдано их потребностями, и не на каждую израсходованную сумму имелись подтверждающие документы. Так, на приобретение одежды, обуви и предметов первой необходимости со счетов воспитанников Иркутского областного детского дома в г.Ангарске в 2003г. сняты суммы: 12 тыс.руб., 8,5 тыс. руб., 14,5 тыс. руб., 14,1 тыс. руб. В личных делах воспитанников отсутствовали их заявления о снятии денег и отчеты по израсходованным суммам. В отношении директора школы возбуждено уголовное дело по ст. 285 УК РФ.

     Факты незаконного снятия денег со счетов воспитанников выявлены в ряде учреждений Кемеровской, Мурманской, Читинской областей.

     В образовательных учреждениях имеют место нарушения ст.51 Закона «Об образовании» и ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и создании для обучающихся и воспитанников условий, гарантирующих охрану здоровья и медицинское обслуживание.

      Раздолъненской школе-интернату Приморского края на закупку медикаментов выделено лишь 12,6 тыс. руб. вместо запланированных 44 тыс.руб., Надеждинскому детскому дому – 36,38 тыс.руб. вместо 45 тыс.руб. (81%).

     В ряде интернатных учреждений Республики Коми отсутствовали процедурные кабинеты и изоляторы, недостаточно оснащены оборудованием медицинские кабинеты, при лечении детей использовалось устаревшее оборудование.

      В Нерчинском детском доме Читинской области медицинский кабинет оборудован лишь ростомером и весами, а Александрово-Заводский детский дом не имел и этого. Кроме того, в последнем отсутствовало достаточное количество предметов личной гигиены. Контроль за состоянием кожных покровов воспитанников, соблюдением ими личной гигиены не велся. В результате в учреждении высока заболеваемость чесоткой и педикулезом, а лекарственных препаратов для лечения данных заболеваний нет.

     В образовательных учреждениях выявлены нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности»: отсутствует или неисправна автоматическая пожарная сигнализация; состояние электропроводки не отвечает техническим требованиям; деревянные конструкции чердачных помещений не обработаны огнезащитным составом; помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения; загромождены эвакуационные выходы, что представляет реальную угрозу жизни и здоровью обучающихся, педагогического коллектива и сохранности собственности учебных заведений. В большинстве из проверенных образовательных учреждений защитная арматура светильников не отвечала установленным пожарным и санитарным правилам и нормам. Многочисленны нарушения в организации водоснабжения. Часть зданий образовательных учреждений находилась в аварийном состоянии.

     В Республике Коми во многих школах, дошкольных образовательных учреждениях, школах-интернатах, где предусмотрено ночное пребывание детей, на окнах имеются глухие металлические решетки (гг.Печора и Сыктывкар, Усть-Куломский, Вуктыльский районы). Здания учебных заведений Ижемского района в основном ветхие, старые, электропроводка в них не менялась 20-30 лет. По причине отсутствия заключений противопожарных служб многие дошкольные образовательные учреждения до настоящего времени не получили лицензии на право ведения образовательной деятельности.

     В Кемеровской области аналогичные нарушения выявлены в интернатных учреждениях и школах 22 районов. А в школе-интернате № 37 для детей-сирот с отклонениями в развитии г.Анжеро-Судженска ремонт не проводился со времени введения ее в эксплуатацию – с 1953 г. В результате возможного обрушения ветхих перекрытий существовала реальная угроза жизни воспитанников.

     В Калининградской области при проведении проверки исполнения законов о пожарной безопасности в образовательных учреждениях по инициативе прокуроров более 75 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, почти 200 объявлены предостережения о недопустимости нарушений закона.

     Нарушения пожарной безопасности допущены в образовательных учреждениях для детей республик Тыва, Башкортостан, Алтайского и Краснодарского краев, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Курганской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Тюменской, Читинской областей, г.Санкт-Петербурга, Агинского Бурятского и Чукотского автономных округов.

     В нарушение ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидёмиологическом благополучии населения» помещения многих учреждений для детей-сирот не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям, пища готовилась с нарушением санитарных норм, в учебных классах отсутствовала вентиляция. Низкий уровень освещенности в кабинетах способствовал быстрой утомляемости обучающихся. Не всегда должным образом проводилась уборка в учебных классах, несвоевременно осуществлялся ремонт.

     В Республике Коми не соответствовало санитарным нормам 116 учреждений образования, в аварийном состоянии находилось 36 учреждений, в основном сельских.

     Не обеспечивались надлежащие условия содержания и воспитания детей в Анапской школе-интернате №22 (пос.Виноградный), Спокойненской и Передовской коррекционных школах-интернатах Отрадненского района, школе-интернате № 1 г. Кропоткина, Староминской специальной коррекционной школе-интернате, Нововеличковской коррекционной школе-интернате Динского района Краснодарского края. В них отсутствовали условия для соблюдения личной гигиены (не подведена горячая вода к умывальникам, не оборудованы внутренние санузлы), не отвечали санитарным требованиям учебные мастерские и банно-прачечный комплекс, переуплотнены спальные комнаты, не соблюдался температурный режим в учебных классах, предельная их наполняемость превышалась, занижена искусственная освещенность классов.

     Нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм были допущены в детских учреждениях республик Башкортостан, Коми, Тыва, Алтайском крае, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Курганской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Саратовской, Тюменской, Читинской областей, г.Санкт-Петербурга, Агинского Бурятского, Таймырского, Усть-Ордынского Бурятского автономных округов и других регионов.

     Не исполняется должным образом законодательство об охране жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Количество выделяемого жилья и средств на его приобретение из бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления не соответствует масштабам проблемы.

     Число детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья, в 2003 г. составляло в Республике Башкортостан – 458 человек, в Краснодарском крае – 488, в Приморском крае – 1415, в г. Санкт-Петербурге – 417 человек. Очередь выпускников интернатных учреждений, не получивших жилья, каждый год увеличивается. В Республике Коми с 2000 по 2003 год только 5,4% нуждающихся детей обеспечены жильем в порядке очередности. В течение ряда лет не предоставлялись жилые помещения выпускникам интернатных учреждений Курганской области.

Субъекты Федерации крайне редко предоставляют выпускникам детских сиротских учреждений целевые безвозвратные ссуды на приобретение жилья. В Республике Башкортостан, Приморском крае, Коми-Пермяцком автономном округе выделение таких ссуд в бюджетах даже не предусматривалось.

     В результате выпускники сиротских учреждений годами стоят в очереди на получение жилья, обеспечиваются не благоустроенными жилыми помещениями, а местами в общежитиях, маневренном фонде или вынуждены проживать у родственников и знакомых.

     Неисполнение требований ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о внеочередном обеспечении жилой площадью детей указанной категории выявлено в Республике Тыва, Алтайском и Приморском краях, Астраханской, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Кемеровской, Псковской, Рязанской, Тюменской, Читинской областях, Усть-Ордынском Бурятском, Агинском Бурятском автономных округах и ряде других регионов.

     Несмотря на расширение сети реабилитационных учреждений, приютов для несовершеннолетних, число их явно недостаточно в условиях, когда ежегодно растет количество лиц, нуждающихся в их помощи.

     Администрациями муниципальных образований не принимаются меры для их открытия из-за отсутствия финансовых ресурсов. Почти в половине городов и районов Республики Башкортостан нет учреждений для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Переполнены приюты в Тюменской области. Мало учреждений социальной защиты в Приморском крае, Астраханской, Владимирской, Псковской, Рязанской областях, г. Санкт-Петербурге, Таймырском автономном округе.

     Отсутствие в г. Александрове Владимирской области социального учреждения, способного принять и разместить детей, нуждающихся в реабилитации, привело к тому, что большинство безнадзорных детей, в том числе жителей других регионов, задержанных в 2003г., длительное время находилось в милиции, вплоть до перевозки к месту постоянного жительства. Решение о создании муниципального учреждения «Социально-реабилитационный центр» принято Советом народных депутатов города в феврале 2002г., однако в связи с отсутствием финансирования центр не открыт.

      Неудовлетворительным остается положение с финансированием специализированных учреждений социальной защиты населения. При формировании бюджетов городов и районов на их финансирование планировались денежные суммы значительно меньшего размера, чем необходимо фактически. Имели место случаи, когда и запланированные суммы не поступали в полном объеме.

     В городском приюте «Аист» г. Архангельска не финансировались расходы учреждения на приобретение воспитанникам одежды.

     На питание воспитанников социального приюта «Надежда» в г. Топки Кемеровской области в 2003г. было необходимо 403 тыс.руб., но при формировании бюджета утверждено только 137 тыс.руб. В г. Ленинске-Кузнецком в 2003г. на питание воспитанников пяти учреждений выделено 911 тыс. руб. из утвержденных по бюджету 1 208 тыс.руб. при фактической потребности в 2 010 тыс. руб.

     Аналогичное положение сложилось в Центре «Надежда» Читинской области, социально-реабилитационном центре «Сокол» г. Усть-Кута Иркутской области, в специализированных учреждениях соцзащиты Республики Коми, Приморского края, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Калининградской, Кемеровской, Нижегородской, Тюменской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

     Крайне неблагополучно в учреждениях для детей обстоит дело с соблюдением законодательства об охране жизни и здоровья воспитанников.

     По причине недофинансирования состояние социальных приютов и центров Республики Коми, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа не отвечает санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, часть зданий требует капитального ремонта, не соблюдаются нормативы по душевым комнатам и спальным помещениям.

     Аналогичные нарушения выявлены в социальных учреждениях для детей республик Тыва, Башкортостан, Коми, Алтайского и Краснодарского краев, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Тюменской, Читинской областей, г. Санкт-Петербурга, Агинского Бурятского и Чукотского автономных округов.

     Не во всех учреждениях органов соцзащиты населения надлежаще организовано медицинское обслуживание. На момент проверки во многих из них не было приемных отделений, карантинных палат, соответствующего оборудования, необходимых медицинских работников.

     В социально-реабилитационном центре «Надежда» Читинской области медицинское обслуживание детей осуществлял врач акушер-гинеколог, не имеющий специализации по педиатрии. Назначенное им лечение острых заболеваний, по заключению специалистов, не соответствовало принятым в педиатрии стандартам.

     Подобные нарушения выявлены в Иркутской, Калининградской, Псковской областях, Усть-Ордынском Бурятском и Коми-Пермяцком автономных округах.

     Имелись серьезные недостатки в работе органов опеки и попечительства как одного из органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

     Вопреки требованиям ст. 121, 122 Семейного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» и приказа Министерства образования РФ от 28.06.2002 № 2482 «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» не везде на местах органами опеки и попечительства должным образом налажен учет поступающей информации о детях данной категории; не всегда своевременно принимаются меры к их устройству в семьи либо учреждения интернатного типа.

     Ненадлежащим образом органами опеки и попечительства обеспечивалось выполнение требований ст. 14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей. Активные и своевременные меры по привлечению нерадивых родителей к ответственности не принимались.

     Повсеместно органами опеки и попечительства практически упущено направление деятельности по контролю за обеспечением нормальных условий жизни и воспитания детей, находящихся в сиротских учреждениях, защите их личных и имущественных прав.

     Многочисленные нарушения законов выявлены в работе органов опеки и попечительства Республики Коми, Алтайского, Краснодарского и Приморского краев, Калининградской, Кемеровской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Рязанской областей. Одной из причин такого положения является несоблюдение минимальных стандартов по количественному нормативу специалистов по охране прав детей.

     Результаты проверки показали, что работа по профилактике семейного неблагополучия ведется крайне неудовлетворительно, органы системы профилактики, в компетенцию которых входит выявление детей, находящихся в социально опасном положении, выполняют свои функции крайне неэффективно.

      Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» головным органом, координирующим деятельность всех учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определил Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Однако, как свидетельствуют результаты прокурорских проверок, в ряде регионов они сводят свою деятельность в основном к рассмотрению материалов об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей. Неудовлетворительно ведется работа по выявлению и учету неблагополучных семей, фактов жестокого обращения с детьми и противодействию им, зачастую не надлежаще организуются проверки и обследования условий проживания и воспитания детей в таких семьях.

     В нарушение требований ч.1 п.З ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» во многих регионах КДН не надлежаще осуществляют функцию по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (республики Башкортостан, Коми и Тыва, Алтайский и Приморский края, Курганская, Мурманская, Орловская, Саратовская, Тюменская области, Коми-Пермяцкий, Усть-Ордынский Бурятский, Чукотский автономные округа).

     Неуклонно растет количество ежегодно выявляемых в деятельности комиссий нарушений. Если в 2000 г. прокурорами в комиссиях выявлено 12 274 нарушения закона, в 2001 –13 285, в 2002 – 16 714, то в 2003 г. – 17 580.

     Недостатки в работе КДН имеют место, в том числе, и вследствие того, что расширение функций комиссий происходило при неизменности их материально-кадровой основы. Во многом такое положение обусловлено тем, что законы об их деятельности приняты лишь в 16 субъектах Федерации. В регионах следует активнее решать вопрос о разработке таких законов.

     Требует разрешения проблема межведомственной разобщенности и слабой координации деятельности всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

     По результатам проведенной проверки внесены представления об устранении нарушений законов, принесены протесты, возбуждены производства об административных правонарушениях, уголовные дела, приняты другие меры прокурорского реагирования. За последние четыре года число выявленных прокурорами нарушений законов, затрагивающих интересы несовершеннолетних, увеличилось почти в два раза (с 86 518 в 2000г. до 16 1383 в 2003г.).

     Приведенные факты и статистика свидетельствуют о том, что назрела необходимость принятия кардинальных мер по улучшению положения детей.




Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт