Отечественная школа обучения наукам и воспитания сформировалась 300 лет назад, при Петре Первом. За образец была взята немецкая система, где главное - послушание и порядок, а не умение самостоятельно мыслить и находить свое решение.

       Воспитательно-исправительные учреждения Германии были 3 видов: государственные, общественные и частные. Вид определялся тем, в чьем ведении находилось заведение и чью собственность представляло недвижимое имущество. Учреждения носили название «воспитательные», иногда с добавлением «принудительные», реже – «попечительские».

       Наиболее известным исправительным учреждением был «Суровый дом» (Рауше Хаус), основанный в 1839 г. писателем и общественным деятелем Йоганном Генрихом Вихерном. Это было частное заведение, предназначенное для «брошенных» и «испорченных» детей. Основа работы – строгий режим и жесткая дисциплина. При жизни Вихерна «Суровый дом» был одним из лучших исправительных учреждений для молодых правонарушителей. Он послужил образцом для многих исправительных приютов Европы. После смерти И.Г.Вихерна направление работы «Сурового дома» изменилось. К 1915 г. он представлял собой хорошее учебно-воспитательное учреждение для избалованных сверх меры детей. Они помещались в дом родителями за весьма солидную плату. После пребывания в «Суровом доме» они возвращались в семьи. Надо думать, что воспитателям удавалось исправить поведение детей.

       Государственным учреждением для особо трудных детей был Хагенау. В него направлялись дети, которых не принимали другие воспитательные дома, т.е. глубоко социально и педагогически запущенные, и правонарушители. Хагенау был рассчитан на 400 детей. Возраст – 8-18 лет. Если после выпуска юноша совершал повторное правонарушение, его вновь отправляли в Хагенау, где он находился до 21 года.

       Воспитанники разделялись на семьи по 25 человек. Все семьи составляли 3 группы:

1. Учащиеся от 8 до 14 лет – школьная группа.

2. Группа мастеровых.

3. Группа воспитанников, занимавшихся домовыми, земледельческими и садовыми работами.

       В последних двух группах воспитанники были в возрасте 14-21 года, причем, вторая группа формировалась по ремеслам, а третья – по возрасту.

       Из воспитанников Хагенау 1/3 составляли юные правонарушители; 2/3 – дети, принятые по просьбе родителей или отобранные у них, т.к. родители не могли дать им хорошего воспитания.

Хагенау находился на самостоятельном обеспечении. Часть изделий мастерских и сельхозпродуктов продавалась в городе (Страсбурге). Воспитанникам отчислялся определенный процент, пополнявший их сбережения. Они выдавались юношам по выходе из приюта.

       Иногда работа с несовершеннолетними была организована по принципу воинской казармы. Так работал приют «Св.Йозеф-на-горе» около Бонна.

       Золинген близ Дюссельдорфа был открыт в 1910 г. Он был специально спроектирован, построен и оборудован как колония для несовершеннолетних. При его оборудовании были использованы все новейшие достижения техники того времени. Гимнастический зал, к примеру, был устроен так, что все спортивные снаряды легко могли сниматься, и он превращался в зрительный зал с театральной   сценой.

       Каждый из павильонов Золингена был рассчитан на 2 семьи по 25 человек. «Семьи» были разновозрастными, комплектовались по роду занятий. С детьми занимались воспитатель и его помощник. Ремеслу детей обучали мастер и подмастерье, директором учреждения был пастор.

       Золинген выделялся двумя особенностями: роскошной цветочной оранжереей, приносившей большой доход, и замечательными театральными постановками, в которых участвовали все дети – мальчики 14-21 года (всего их было около 200). Контингент учреждения был таков: 10% – мелкие правонарушители; 15% – «элемент сомнительный», т.е. дети, стоявшие на грани совершения правонарушений; 75% – дети с неглубокой педагогической запущенностью. Золинген был, скорее, учреждением предупредительным, чем исправительным.

       Все приюты Германии оказывали помощь детям, находящимся в трудной ситуации. Безнадзорные дети отправлялись в воспитательно-исправительные заведения, где они получали воспитание, образование и профессию.

       Правительства германских земель в оказании помощи детям исходили из положения, которое формулировалось так: правонарушения совершаются от незанятости трудом и, соответственно, из-за отсутствия средств к существованию. Поэтому вся система помощи детям строилась на приучении их к труду. Реализовывалась она не только через приюты, но вообще через всю систему общественного призрения.

       В большинстве земель была принята так называемая эльберфельдская система общественного призрения. Она заключалась в оказании нуждающимся помощи на дому. Осуществлялась она благотворительными организациями.

       В принципе, покровительство в Германии заключалось в устройстве на работу нуждающихся в помощи. При этом применялись довольно жесткие меры – вплоть до принудительного помещения бродяг, нищих, не работающих и сомнительных, в плане соблюдения правопорядка, лиц в учреждения типа «Трудовой приют для бедных». Такие приюты существовали в стране чуть ли не с ХV века. Помещались туда лица мужского пола, преимущественно пожилые, хотя было и много молодежи от 14 лет до 21 года. Они все были обязаны работать, находясь под контролем работников приютов.

        Одним из лучших воспитательно-исправительных заведений Европы 20-х – самого начала 30-х годов был «Институт для нравственно заброшенных детей Ам-Урбан», находившийся в Целендорфе (недалеко от Берлина). Ам-Урбан был основан в 1824 г. и почти сто лет ничем не выделялся среди других подобных учреждений. В 20-е годы его директором стал пастор Луи Плясс. С этого времени специалисты стали считать Ам-Урбан прообразом интернатных учреждений будущего. В Институте было смешанное воспитание, но мальчики и девочки общались только при подготовке праздников и во время них. Число детей колебалось от 250 до 300. Их возраст – 6-16 лет. Большинство детей поступало в Ам-Урбан по постановлению полицай-президента Берлина, по ходатайству различных общин и союзов и по просьбе родителей. Дети были разделены на группы по 15 человек, с каждой группой работал свой воспитатель.

       В основу деятельности Института были положены следующие принципы:

– труд, дающий профессиональную выучку и образование,

– воспитание чувства жизнерадостности,

– эстетическое воспитание,

– воспитание привычки к правильному гигиеническому образу жизни,

– воспитание социальной личности.

       В воспитании социальной личности центральное место занимала игра. Например, девочек через игры – сюжетные и ролевые – приучали к уходу за младенцами, обучали поведению в семье. Девочкам и девушкам внушалась ответственность перед семьей, перед будущим ребенком. Педагоги «Института Ам-Урбан» более успешно вели свою работу и имели неплохие результаты – их воспитанники были более приспособлены к жизни.



Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт