Детский дом № 41 «Благодать» поступают дети, преимущественно с нарушением интеллекта. Однако по причине родства, к нам приходят также дети с ЗПР и без нарушения развития.

     На протяжении десятилетней работы по результатам повторных ГМПК с программы школы VIII вида на программу школы VII вида для детей с ЗПР перешло 5 детей. С программы школы VII вида для детей с ЗПР на программу массовой школы перешло 5 детей. После окончания восьми классов вспомогательной школы окончили вечернюю общеобразовательную школу 13 человек, из них продолжили обучение в колледжах – 4 человека. Окончили реставрационный колледж с отличием – 2 человека. Одна наша выпускница учится в педагогическом колледже и работает воспитателем в детском доме. Еще одна учится в колледже технологии питания и работает в детском доме поваром 5-го разряда. Также наша выпускница учится в экономическом колледже г. Пскова. Всего 22 человека продолжило обучение после окончания ПУ.

     Получить эти положительные результаты и дать возможность детям преодолеть те преграды, которые безжалостно ставит перед ними установленный диагноз, позволила программа «Путь развития». Ее целью является развитие индивидуальных способностей ребенка для достижения социального благополучия и полноценной жизни в обществе.

     Задачи:

1. Формировать и активизировать мотивы и цели образовательной деятельности

2. Снизить уровень депривационного воздействия сиротского детства на психику и развитие ребенка.

3. Создать ребенку реальные условия для реализации его возможностей, для достижения желаемой цели.

     Повышению образовательного уровня детей с отставанием в развитии способствует система воспитания, построенная на активном включении ребенка в жизнь семьи. В детском доме «Благодать» разработано восемь форм семейного воспитания, в которых каждый ребенок имеет возможность восполнять «пробелы» развития и потребность семье. Нравственно здоровый уклад жизни и сама атмосфера коллективной семьи детского дома играют центральную роль в воспитании, в повышении образовательного уровня ребенка, в оздоровлении его психики, в нормализации эмоционального состояния.

     Досуг организован так, чтобы свободное время тоже работало на воспитание ребенка, на развитие его нравственности, душевных сил путем приобщения его к культурной жизни, к семейным традициям.

     Домашний театр, как игровая форма занятий, является эффективным средством развития важных психических функций – памяти и внимания. Участие в театральной постановке повышает выразительность речи, учит контролировать эмоции и поведение, вырабатывает положительную самооценку, является большим стимулом в достижении поставленной цели.

     Ежедневные игровые занятия на смекалку, по развитию памяти, внимания, по расширению кругозора и приобщению к духовным и культурным ценностям формируют личностные качества, социально активизируют ребенка, создают позитивные жизненные ориентиры.

     Очень важен положительный пример взрослых наставников, достигших высокого образовательного уровня, социального благополучия и ведущих достойный нравственный образ жизни. Семейные встречи дома у сотрудников – прекрасная школа опыта для ребенка, обогащающая его многими важными знаниями. Это не только пример добрых взаимоотношений в семье, это возможность приобрести навык знакомства, постичь опыт успешных взрослых, настроенных благожелательно к ребенку.

     Большое положительное влияние на детей детского дома оказывают наши выпускники, которые продолжают учиться, повышают свой профессиональный уровень и работают в своем доме. Ведь эти дети прошли такой же трудный путь от учащегося специальной (коррекционной) школы до студента колледжа.

     Разработанные в детском доме формы семейного воспитания позволяют создать реальные условий для развития в детях качеств, необходимых для успешной реализации их возможностей. Так, индивидуальные занятия с детьми проводятся при выезде в семьи сотрудников, и в летний период – на учебной ферме. Благодаря помощи «заочных семей», пятеро детей, ранее обучавшихся по программе ЗПР, стали учиться в частной школе «Эпиграф» по программе массовой школы. И такая перспектива открыта каждому ребенку, главное – пробудить в нем желание учиться, показать реальную цель и путь, который он может выбрать.

     Одним из направлений повышения образовательного уровня выпускников коррекционной школы является предоставление им возможности продолжить обучение в вечерней школе. Важно также поддержать выпускника в этот ответственный и важный период его жизни. С этой целью создан «Опекунский дом» в пригороде Санкт-Петербурга, вблизи сельскохозяйственного ПУ, дающего кроме профессии общее среднее образование. 13 выпускников освоили современные строительные и сельскохозяйственные специальности, одновременно окончив вечернюю школу. Они навсегда расстались с «клеймом» умственной неполноценности и получили вместе с дипломом «путевку» в мир интересных профессий, нормальной жизни.

     Известно, что развитие заканчивается там, где нет образования, процесса познания и совершенствования.

     Главную воспитательную цель, которую можно поставить перед образованием детей-сирот с отклонениями в развитии – это заложить в них любовь к учебе, заставить их поверить в свои возможности, сформировать целеустремленность и желание жить достойной, полноценной жизнью.

     Подводя итог нашей работе, можно сделать конретные выводы.

1. Нарушения психического развития, связанные с социальной и педагогической запущенностью, выявленные в детском возрасте, нельзя считать поводом для ограничения детей-сирот коррекционных детских домов в их образовательных возможностях, что в последствии препятствует их полноценному участию в общественно-полезной жизни.

2. Основным условием повышения образовательного уровня детей-сирот с отставанием в развитии является устранение последствий депривации, восполнение «пробелов» развития и потребности в семье.

3. Детский дом, как основное место вынужденного проживания детей, лишенных родительской опеки, должен представлять собой коллектив-семью с нравственно-здоровым укладом жизни, способствующим психическому и эмоциональному оздоровлению и плодотворному развитию личности ребенка.

4. Воспитанник детского дома должен стать активным участником воспитательного и образовательного процесса, иметь сформированные мотивы и реальные цели для достижения социально-полезной и благополучной личной жизни.

Социальной активизации и правильной жизненной ориентации воспитанника детского дома будут способствовать посещения настоящей, благополучной семьи, вхождение в ее жизнь и воспитание на ее примерах.

5. Выпускникам детского дома необходимо обеспечивать активную продолженную опеку и действенную помощь со стороны детского дома, при их желании продолжать обучение, повышать профессиональный уровень.

     Социальная адаптированность выпускника, вступившего в самостоятельную жизнь, должна стать показателем завершенности воспитательного процесса, начатого в период его проживания в детском доме. Особой заботы и внимания требуют дети и выпускники коррекционных детских домов, так как для их социального и личностного становления необходим более длительный период.


Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт