До введения в действие Семейного кодекса РФ в российском законодательстве не существовало единого понятия «устройство детей, оставшихся без попечения родителей». Кодекс о браке и семье РСФСР лишь закреплял положения об усыновлении и опеке (попечительстве), а различного рода подзаконные акты упоминали об устройстве в дом ребенка, детский дом, дом-интернат, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о передаче ребенка «на воспитание в семьи граждан» – без указания на правовое оформление такой передачи. Теперь ст. 123 СК РФ устанавливает несколько известных форм устройства, разрешая, однако, субъектам Федерации своими законодательными актами предусмотреть иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

     Анализ законодательства субъектов Федерации показал, что в современном региональном законотворчестве в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наметились следующие тенденции. Многие субъекты Федерации (республики Алтай, Марий Эл, Саха (Якутия), Краснодарский, Красноярский, Алтайский края, Воронежская, Владимирская, Калининградская, Тамбовская области и т.д.) в своих законодательных и иных актах употребляют термины «патронат», «патронатная семья», «патронажная семья», «семья патронатных воспитателей». Как правило, употребление названных понятий имеет место в законодательных актах, посвященных деятельности органов опеки и попечительства. Эти термины встречаются и в актах органов местного самоуправленния.

     В течение 2001 года количество региональных правовых актов, устанавливающих возможность устройства детей в формах, не предусмотренных федеральным законодательством, резко возросло, и все эти формы носят одинаковое название «патронат». В субъектах Федерации принят целый ряд специальных законов «О патронатном воспитании» или с аналогичным названием.

Во многих регионах такая форма устройства детей, как патронат, реально используется на практике, однако не легитимирована региональным законодательством, в связи с чем, в этих областях намечено скорейшее принятие соответствующих актов о патронате.

     Содержание, которое вкладывается региональными актами в понятие «патронат», существенно различается. Можно выделить следующие модели.

     1. Нормы о патронате не отличаются от положений о приемной семье (Закон «Об опеке и попечительстве в Тамбовской области»).

     2. Патронатный воспитатель состоит в трудовых отношениях с органом опеки и попечительства, при этом устанавливается разграничение функций по защите интересов ребенка между кровными родителями, законным представителем ребенка, патронатным воспитателем и уполномоченным органом. Патронатный воспитатель отвечает за жизнь и здоровье ребенка в период его проживания в семье воспитателя.

     3. Патронат «на базе детского дома» – в Новгородской области, в г. Уфе и в ближайшей перспективе – в Архангельской области, в Республике Саха (Якутия), Владимирской области, Республике Татарстан. Такой патронат возникает на основании договора, но его стороной является не орган опеки и попечительства, а детское учреждение (детский дом и т.п.). Характер правовых отношений этого учреждения с воспитателем из этих документов не ясен, хотя в то же время воспитателю причитается «оплата за труд». Закон о патронатном воспитании Пермской области прямо называет правовые отношения между детским учреждением и патронатным воспитателем – трудовыми. Хотя он предусматривает еще один вид патроната – передачу ребенка на каникулы или на выходные желающему лицу по договору, без оплаты труда (такое оформление возможно и для передачи ребенка усыновителям на период вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления). Орган опеки и попечительства по Закону Пермской области сохраняет весь набор прав по защите и представительству интересов ребенка, а учреждение, где содержатся дети, должно осуществлять «подготовку детей к помещению на воспитание в семьи, а также поиск, отбор патронатных воспитателей». Весьма оригинален в этом смысле Закон Курганской области, уточняющий трудовую функцию патронатного воспитателя: «Выполнение работы по воспитанию ребенка (детей) у себя на дому личным трудом и с использованием материальных средств и оборудования, выделенных учреждением, представляющим патронат, либо приобретаемых за счет средств данного учреждения». За патронатным воспитателем закреплено при этом 11 обязанностей.

     4. Патронат как такая договорная форма, которая предусматривает передачу ребенка на условиях «двухсторонних обязательств об условиях содержания и воспитания детей» – зафиксирован только в Законе Алтайского края «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан». К нему прилагается типовой договор, из которого следует, что воспитатель должен обеспечить обучение, воспитание, а также «полноценное питание и содержание» ребенка. При заключении договора необходимо оговорить некий материальный «вклад» воспитателя в содержание ребенка. В свою очередь, орган опеки и попечительства обязуется «осуществлять материальную поддержку патронатной семьи», оказывать ей помощь, обеспечивать защиту прав и интересов детей. На деле такая материальная поддержка обычно выражается в предоставлении семье топлива, детской одежды и т.д. Мизерные средства для оказания помощи «патронатным» семьям были заложены в Законе края о бюджете на 2002 год. Кроме того, в этом субъекте Федерации «родители-воспитатели наравне с органами местного самоуправления исполняют функции опекуна (попечителя)».

     5. Патронат как форма, при которой воспитатели не исполняют обязанностей опекунов, но имеют право на «заработную плату». При этом из текста законов отраслевую принадлежность их правоотношений с органами опеки и попечительства определить невозможно.

     В региональном нормотворчестве имеет место еще один совершенно удивительный факт. Повсеместно, в подавляющем большинстве регионов в связи с очередной перезакладкой похозяйственней документации и подготовкой ко Всероссийской переписи населения 2002 года были утверждены формы похозяйственных книг, где со слов взрослых в соответствующих графах «для патронируемых детей, находящихся на воспитании в хозяйстве» записывается «патронат». Подобная формулировка присутствует практически во всех региональных актах. Таким образом, определяя круг членов крестьянского хозяйства, глава хозяйства без предъявления каких-либо документов может указать тех или иных несовершеннолетних лиц (трудиться в хозяйстве в соответствии со ст. 63 Трудового кодекса РФ можно с 16 лет, а при определенных обстоятельствах – с 14 лет), что может создать для ребенка соответствующие правовые последствия, в основном имущественного характера). Интересно, что термин «патронируемые дети» появился в такого рода актах даже в тех субъектов Федерации, где сам патронат вообще не предусмотрен.

     Может сложиться впечатление, что субъекты Федерации изобрели новую, ранее неизвестную законодательству форму устройства детей. Но такая форма, как «патронат» над детьми, в свое время введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся», затем – постановлением СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей», она закреплялась в положениях Кодексов о браке и семье Латвийской ССР, Узбекской ССР и означала передачу ребенка в семью на основании договора, заключаемого с органом опеки и попечительства.

     Небывалый всплеск законодательной активности регионов можно объяснить следующим обстоятельством. Министерством образования РФ и благотворительной организацией Международная Христианская Солидарность (Великобритания) в свое время было достигнуто соглашение о сотрудничестве в деле создания так называемых «фостерных семей», а в 1994-1995 гг. Министерство уже предложило органам исполнительной власти ряда субъектов Федерации начать проведение эксперимента по этой новой модели. «Фостерная семья» – временная, ребенок должен пребывать в ней с момента отобрания от родителей до решения его дальнейшей судьбы (однако, возможно – и до совершеннолетия). «Фостерный воспитатель» – как бы «родитель на зарплате». Приверженцы этой модели отмечают, что основная цель такой семьи – поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. В то же время признается, что патронатная семья – это та же «фостерная семья», только на российский лад и с привычным слуху названием. Размещение ребенка в «фостерной» (патронатной) семье обходится значительно (в 10 раз) дешевле его устройства в специальное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, в основном из-за отсутствия необходимости содержать огромное жилое помещение и штат сотрудников.

     Однако репортажи о жизни «фостерных» (патронатных) семей позволяют сделать и несколько иные выводы. Так, в Саратове заработная плата патронатного родителя составляет 300 рублей, еще 700 рублей в месяц выдается на расходы, связанные с содержанием каждого отдельного ребенка (итого около 30 долларов США). Приют, который «раздает» детей на время патронатным воспитателям, снабжает ребенка одеждой и обувью. Специалисты, изучавшие этот вопрос, признают, что такая форма дешевле передачи ребенка под опеку (попечительство).

      С этим красноречивым фактором столкнулась и автор настоящей статьи при общении с работниками системы управления образованием в Алтайском крае. Перед создателями Закона Алтайского края стояла задача найти такое правовое оформление временного устройства ребенка в чужую семью, при которой у лиц, принявших ребенка, не возникало бы статуса опекунов (попечителей). Это желание продиктовано недостаточностью средств местного бюджета, из которых следовало бы производить выплаты денежных средств на содержание ребенка (так называемых «опекунских пособий»). Приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. было утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством). В соответствии с ним размер их определяется исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам региона. В тех регионах, где начисление выплачиваемых сумм производится в точном соответствии с упомянутым приказом, ежемесячные платежи опекунам и попечителям достигают суммы, эквивалентной 100 долларов США.

     Представляется, что патронатная семья – не аналог «фостерной» по той простой причине, что в зарубежной модели предполагается полное возмещение воспитателям понесенных расходов на содержание детей. Патронат же над детьми (в большинстве случаев) – продукт исключительно российской действительности.

     Все названные юридические модели патроната объединяет несколько общих признаков. Во-первых, почти во всех случаях в соответствии с актами субъектов Федерации патронат не предполагает возникновения алиментных и наследственных правоотношений между ребенком и воспитателем, что указывает на отсутствие личной взаимосвязи и сведение данной формы устройства к договору об оказании услуг. Думается, что такой подход не всегда оправдан и вступает в противоречие с положениями ст. 96 СК РФ, а также – при отсутствии в договоре условия об уплате вознаграждения воспитателю – в противоречие с соображениями справедливости, если учесть, что патронатное воспитание может длиться более пяти лет. Во-вторых, основанием возникновения отношений по патронату во всех случаях является договор, а непременным условием заключения договора является волеизъявление самого воспитателя, требования к личности которого, установлены во всех проанализированных актах. В-третьих, патронатное воспитание предполагает всегда срочный характер этих правоотношений и, разумеется, не может быть отождествлено с усыновлением.

     Широкое распространение такой формы устройства на территории России вызывает недоумение в связи с наличием в федеральном законодательстве положений о создании приемной семьи. Казалось бы, принципиальных отличий между приемной семьей и патронатом нет. Тем не менее, налицо факт – приемные семьи создаются крайне редко, а патронатные – все чаще. Дело опять стало за деньгами. Приемные родители должны получать оплату своего труда, а также возмещение всех расходов, связанных с содержанием детей, размер которых определяется по фактическим ценам региона и составляет немалые суммы. Кроме того, не вызывают у органов опеки и попечительства желание создавать приемные семьи и положения пунктов 2.1; 2.4; 2.5; 2.6 Типового договора о создании приемной семьи (приложение № 1 к постановлению Правительства РФ отs 17 июля 1996 г. «О приемной семье» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 31. Ст. 3721). Большинство субъектов Федерации, предусмотревших создание патронатной семьи, «играют» на разнице в оплате труда, а также значительно снижают размер возмещения расходов или вовсе не предусматривают такого возмещения.

     Насколько законодательство субъектов Федерации, о котором шла речь, соответствует законодательству федеральному? Этот вопрос требует специального рассмотрения.

      «Российская юстиция», № 7 за 2003 г.


Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт