1. ВИДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

     Оказание профессионального воздействия на внутренний мир воспитанника представляет для педагога главный момент в решении вопроса психолого-педагогической коррекции. Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы развития, которая позволяет обосновать возрастные особенности ребенка. Принятие решения о психолого-педагогической коррекции и путях ее осуществления определяется представлением воспитателя о содержании своей коррекционной программы.

     Психолого-педагогическая коррекция – это обоснованное воздействие педагога на дискретные характеристики внутреннего мира ребенка, когда воспитатель имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека. Воздействие основывается на теоретических представлениях о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.

      Воспитатель пользуется психолого-педагогической информацией, полученной в ходе диагностики, для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным ребенком. Другими словами, воспитатель, занимающийся коррекцией, работает по следующей схеме:

а) что есть?

б) что должно быть?

в) что надо сделать, чтобы достигнуть положительного результата?

      Наиболее широким понятием, с позиций которого может быть охарактеризован коррекционный процесс, является понятие психолого-педагогической помощи. Психолого-педагогическая помощь – это система мер, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности людей с целью стабилизации их психического здоровья и преодоления психологических затруднений.

     Коррекция – одна из форм оказания психолого-педагогической помощи. Она может осуществляться воспитателем в ходе его обычной деятельности через изменение своего отношения к детям, реорганизацию деятельности детей, системы их взаимодействия, а также посредством использования методов индивидуально-дифференцированного подхода, специальных методов, тренингов, консультирования.

      Обратимся к некоторым характеристикам коррекционного процесса.

      Прежде всего, следует отметить, что имеются две стратегии оказания психолого-педагогической помощи – симптоматическая и причинная.

      Симптоматическая коррекция предполагает воздействие на непосредственные проявления того или иного «отклонения». Например, для того, чтобы снизить уровень агрессивности ребенка, нужно исключить ответную агрессию, переместить агрессию на доступный объект, отвлечь внимание и т.п. Однако при такой стратегии снимается то или иное негативное проявление, но не его причины.

      Причинная стратегия, наоборот, предполагает воздействие на причинную сторону, устранение ее, факторов и условий, побуждающих ребенка вести себя неадекватно. К примеру, причиной агрессивного поведения может быть отсутствие любви со стороны родителей или неприятие сверстниками. В этом случае нужно влиять на родителей, изменять их отношение к ребенку, перестраивать отношение к нему со стороны сверстников. Успех коррекции будет обеспечен только в том случае, если применяются обе стратегии одновременно, с приоритетом стратегии причинной. Понятно, что ликвидировав причины, приводящие к «отклонениям», можно стабилизировать поведение и систему взаимоотношений ребенка.

      Названные стратегии реализуются в следующих принципах организации коррекционного процесса.

       Принцип опоры на целостное развитие личности. Он означает, что нельзя «вырывать» тот или иной симптом из целостной личности даже при условии, что понятны его проявления и причины. Необходимо проанализировать его во взаимосвязи со всеми другими проявлениями личности. В любом случае, даже при выраженной симптоматике, корректировать нужно не отдельное отклонение, а личность в целом. Например, та же агрессивность может сочетаться с неуверенностью, тревожностью, даже добротой. Отсюда всякое вычленение симптоматики с указанием причин и возможных путей коррекции всегда условно, оно делается для более глубокого анализа и понимания. Процесс же коррекции всегда синтетический, нейтральный. Можно говорить лишь о том, что через какую-то отдельную сторону, например, устранение неуверенности в себе, мы воздействуем на личность в целом.

     2. ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

     Принцип активности всех сторон, участвующих в коррекции. Часто, когда речь идет о коррекции личностного развития детей, имеют в виду, что взрослый (воспитатель, психолог) организует систему воздействий и через это снимает симптоматику, ликвидирует причины. В этом случае активен взрослый. На самом деле это далеко не так. Путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать: можно только что-то подавить, «запугать ребенка», добиться, якобы, желаемой реакции, но сформировать и скорректировать невозможно. Ребенок сам должен желать изменений, являясь «страдающей» стороной; он самостоятельно должен совершать действия, направленные на достижение позитива, то есть быть активным. Ребенок может и не знать, что с ним проводится коррекционная работа? Это действительно так. Но если желание помочь со стороны взрослого искренне, если он устанавливает с ребенком хорошие отношения и сам участвует в предлагаемой деятельности, это обязательно найдет отклик в душе ребенка. Дети интуитивно чувствуют как добро, так и фальшь. Возникновение ответной активности со стороны воспитанника – залог успеха коррекционной работы.

      Принцип оптимального сочетания «нормативности» развития с «личностными достижениями». Под нормативностью развития понимается, с одной стороны, соответствие развития возрастным стандартам, с другой стороны, соответствие поведения ребенка требованиям деятельности, нормам и правилам взаимоотношений. Например, в дошкольном возрасте должны быть сформированы элементы произвольности, умение оценивать себя достаточно адекватно в конкретных видах деятельности, иерархия мотивов и т.п. Ориентация на возрастные нормативы дает возможность педагогам, психологам обнаруживать те или иные «отклонения», принимать соответствующие решения о необходимости коррекции.

      Однако это вовсе не означает, что вся коррекционная работа должна быть направлена только на то, чтобы «подогнать» ребенка к некоторому эталону. Главное здесь – не норматив, а личностные достижения. Если ребенку удалось сегодня сделать что-то лучше, чем вчера, и это им осознается, пусть даже не достигнут возрастной норматив, можно говорить о личностном росте и развитии.

      Одновременно такое продвижение свидетельствует и об эффективности коррекционного процесса.

      Принцип ориентации на зону «ближайшего развития». Данный принцип тесно связан с предыдущим. Понятия зоны «актуального» и зоны «ближайшего» развития были выдвинуты в отечественной психологии Л.С. Выготским. Зона «актуального развития» – это имеющийся уровень достижений ребенка, то, с чём он справляется самостоятельно, без помощи взрослых. Зона «ближайшего развития» – то, что составляет «завтрашний день» развития ребенка, то, с чем он справляется и чего достигает с помощью других, в частности, взрослых, а затем будет делать самостоятельно. Отсюда важно определить именно зону «ближайшего развития» воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогической помощи. Другими словами, не «топтаться» на достигнутом и его упрочении, но и не забегать далеко вперед, предъявляя невыполнимые требования и предлагая виды деятельности, задания, с которыми он заведомо не справится. Умелая опора на зону «ближайшего развития» – основная линия коррекции.

      Принцип моделирования личностно значимых отношений в личностно значимой деятельности. Это эффективный способ создания предпосылок для личностных достижений. Суть его состоит в том, что в коррекционном процессе должны моделироваться те отношения, которые являются наиболее важными для ребенка, где действительно возможны личностные достижения. Например, воспитатель моделирует игровую ситуацию, где у детей не все получается, но есть желание добиться успеха, проявить себя. Подбирая партнеров ребенку, ролевые задания, педагог добивается успеха: ребенок справляется с игрой. Происходит своеобразный микро этап в его личностном развитии. Здесь важно, с одной стороны, учитывать ведущий вид деятельности, с другой, – личностно значимый вид деятельности. Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школьном – учеба. В процессе любого вида деятельности формируются основные личностные новообразования. В то же время в индивидуальном отношении ведущая деятельность не всегда стоит на первом месте. Есть дети, которые больше любят рисовать, лепить, играть в футбол, чем учиться, и – наоборот. С ними коррекцию лучше вести посредством именно игровой деятельности.

      Принцип изменения системы значимых отношений. Успех коррекции можно прогнозировать только тогда, когда по отношению к ребенку, нуждающемуся в помощи, будут изменены отношения со стороны значимых других – учителей, воспитателей, сверстников. Изменение собственной позиции в руках самого воспитателя, он может косвенно влиять и на изменение позиции сверстников. Однако изменить позицию сверстников бывает очень сложно. Здесь, в первую очередь, должен поработать психолог, который, обладая ценным арсеналом психологических и психотерапевтических методов, оказывает позитивное влияние на поведение детей в детском доме, гармонизирует систему отношений в социальных семьях.

       Итак, рассмотрев основные принципы организации коррекционного процесса, обратимся к программе коррекции. Роль программы, особенно в деятельности практического психолога, очень значительна. Она позволяет спланировать основные этапы работы, подобрать методы и приемы, специальные упражнения, предвидеть результаты. В современной психологии и педагогике используются различные схемы построения программы коррекции, мы воспользуемся схемой, предлагаемой А.С. Спиваковской (1988). По ее мнению, в коррекционной программе должно быть четыре блока: 1) диагностический блок: цели и методы; 2) установочный блок: цели и методы; 3) коррекционный блок: цели и методы; 4) оценочный блок: цели и методы.

      Рассмотрим этапы построения программы коррекции на примере преодоления комплекса «неуверенность в себе». Неуверенность в себе – это внутреннее переживание дискомфорта по поводу своих достижений, что выражается в боязни включаться в деятельность и общение или в отказе от них. Ребенок ограничивает сферу своих возможностей, лишает себя перспектив личностного роста и развития. Неуверенность в себе, как правило, сопровождается повышенной тревожностью, иногда – чувством неполноценности, чувством незащищенности, брошенности.

      3. СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

     3.1.Диагностический блок

     Цель – выявить индивидуально-типические проявления неуверенности у детей детского дома, проследить взаимосвязь ее с тревожностью, чувством неполноценности, положением в группе, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, с реальными достижениями ребенка.

     Методы:

– наблюдение за детьми в самых различных ситуациях (параметры проявления неуверенности: «я не могу», «я не справлюсь», негативные ожидания в ситуации соперничества, низкая мотивация, повышенная чувствительность к критике, нерешительность и т.п.);

– беседы с учителями о поведении детей, о проявлениях неуверенности в различных ситуациях;

– использование методик типа «Дом – Дерево – Человек», «Кинетический рисунок семьи»;

– изучение положения детей в группе, используя социометрию;

– исследование особенностей «Я – концепция» детей, проявляющих неуверенность в себе.

     3.2. Установочный блок

     Цель – создать установку у детей на активный коррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.

     Методы:

– выявление детей, нуждающихся в коррекции неуверенности в себе, обсуждение основных направлений работы с такими детьми;

– индивидуальные беседы с детьми с целью создания установок на коррекцию неуверенности в себе;

– проведение ненавязчивого настроя самих воспитанников на выполнение определенной деятельности, игру («предвкушение» деятельности, занятия).

     3.3. Коррекционный блок

     Цель – постепенное устранение комплекса неуверенности, повышение уверенности в себе, уровня адаптированности к различным видам деятельности и взаимоотношениям.

     Методы:

– изменение отношения воспитателей к неуверенным детям (создание ситуаций успеха, позитивная оценка малейших положительных сдвигов, привлечение детей к самооценке с акцентом на положительные стороны);

– рациональное объединение детей для выполнения определенной деятельности, игры и т.п.;

– активизация положительного «общественного мнения», позитивных оценок других детей по отношению к неуверенному ребенку;

–  обсуждение с учителями, воспитателями конкретной тактики работы с ребенком дома, в школе, нацеливание их на изменения отношений с ним;

– использование специальных психотерапевтических форм, методов и приемов (психогимнастика, релаксация, игротерапия, тренинг и др.).

     3.4. Оценочный блок

     Цель – оценка эффективности проведения коррекционной работы.

     Используются методы диагностического блока, прослеживаются изменения по всем параметрам ( внешнее проявление неуверенности, изменения по тестовым данным, по отзывам учителей и воспитателей, по повышению статуса в группе). Коррекционная программа обычно имеет приложение, где указываются конкретные психодиагностические методики и приводятся упражнения по релаксации, психогимнастике, тренинг и др.

     Таким образом, мы попытались дать самую общую характеристику коррекционному процессу. Показали, что коррекция – это неотъемлемая часть психолого-педагогической помощи, что данный процесс строится не стихийно, а на определенных принципах, коротко рассмотрели этапы построения программы коррекции.

Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт