Исследования отклоняющегося поведения детей и подростков в своей активности имеют ярко выраженную цикличность. В самом начале XX века интенсивно изучались поведенческие феномены формирующейся городской культуры (М.Гернет, А.3ак и др.). После гражданской войны в силу огромной детской беспризорности (4,5 млн.), в начале 70-х годов, когда впервые резко обозначился идеологический кризис Советской власти. Наконец, системный кризис, начавшийся в начале 90-х, вновь всколыхнул исследователей. На каждом этапе исследователи старательно избегали определения нормативного поведения, обратной стороны ненормативного (отклоняющегося или в современной смягченной форме – дезадаптивного). Но, не определив нормы, то есть, заданной обществом или государством совокупности социальных ориентиров, невозможно объективно определить и параметры отклонений. Концептуальная нерешенность данной проблемы привела к тому, что исследователи и практические работники свободно оперируют видами и формами отклонений. Такая свобода привела к тому, что в специальной литературе последних десяти лет нами найдено более пятидесяти (!) негативных черт учащихся, среди которых и такие, как «слабое развитие волевых качеств», «излишняя шаловливость» и др. Это объясняется тем, что исследователи, не имея общепринятого статуса нормы в поведении, вынуждены идти от противного, то есть, рассматривать не норму, свободно определяя ее. Желание продемонстрировать осведомленность в данном вопросе приводит их в субъективное поле, где нет границ, и все зависит от профессионализма толкователя поведения детей и подростков. Норма в поведении определена психиатрами – это такое поведение, которое часто встречается в жизни. Но в педагогике и психологии данное определение не прижилось, потому что в таком случае возникает необходимость каким-то образом время от времени определять параметры «привычного» поведения. Поэтому по умолчанию придерживаются схемы, сложившейся еще в 20-е годы XX века – считать отклоняющимся такое поведение, которое вызывает неудобства педагога-воспитателя в работе с детьми. К примеру, отклоняющимся поведением до революции в нормативных документах считалось такое, которое отвечало всего четырем показателям: бродяжничество, воровство, половая распущенность и жестокость. Все остальные показатели поведения считались допустимыми в поведении детей и подростков. Есть еще одна проблема, вытекающая из концептуальной неопределенности – диагностика и коррекция поведения детей и подростков. Старый спор психотерапевтов с психокорректорами, в сущности, не закончился. Психотерапия предполагает строгое определение того, что нужно лечить. Психологическая коррекция более свободна в выборе предмета исследования и методов, потому что она также не стремится к определению нормы в поведении. В настоящее время наблюдается тенденция расширения дезадаптивных состояний детей и подростков. Считается, что доминирующими проблемами, которые требуют психокоррекционного воздействия, являются: проблемы общения и взаимодействия подростка со сверстниками – 38%; нарушения детско-родительских отношений (проблемы семейных отношений) – 32%; снижение успеваемости и нарушение учебной мотивации – 18%; психологическое состояние – 12%.
По нашему мнению, такое расширение проблем вызвано, во-первых, тем, что не существует каких-либо ограничений для исследователей и практиков психокоррекционной деятельности в выборе или предложении уровня дезадаптивности, а, во-вторых (что вытекает из первого), расширение сети психокорректоров и коррекционных центров различного ранга требует их постоянной загрузки.
Таким образом, методологические решение проблемы нормативности в поведении детей и подростков позволит решить множество частных проблем в исследовательском и прикладном поле деятельности.
ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАЦИИ
С.П. Татарова (г. Улан-Удэ)
Уже не одно десятилетие на разных уровнях поднимается вопрос о профилактике отклоняющегося поведения подростков и юношества. Разрабатываются программы, создаются службы и центры, однако по-прежнему проблема остается достаточно острой. Во многих регионах идет неуклонный рост числа таких детей или, в лучшем случае, кривая по этому показателю остается неизменной. Причин такого положения, на наш взгляд, несколько. В частности, среди основных мы можем отметить: ведомственная разобщенность в организации профилактики и реабилитации таких ребят; отсутствие комплексности и преемственности в проведении мероприятий; изначально неправильный подход к перевоспитанию. Заключается он, как правило, в прямых требованиях: «перестань быть плохим, стань хорошим», в различных угрозах в адрес подростка, а также в мерах административно-правового воздействия на подростка и его родителей. В результате такого перевоспитания ребенок еще более ожесточается, еще дальше отдаляется от навязываемого идеала поведения, страдает от одиночества и собственной ненужности.
За организацией такой деятельности нередко забываются интересы самого объекта воздействия, его потребности, способности, запросы, а также причины, по которым ребенок стал именно таким. Естественно, факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение подростка многообразны и их сочетание сугубо индивидуализировано. Чаще всего специалисты определяют педагогическую запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия необходимых позитивных знаний, умений, навыков; социальная запущенность, т.е. испорченность неправильным воспитанием, сформировавшиеся негативные стереотипы поведения; отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастные кризы и другие причины физиологического и психоневрологического свойства.
Мы, безусловно, соглашаемся с тем, что данные факты действительно имеют место, и нередко являются определяющими. Однако считаем, что среди факторов, при воздействии на которые можно получить достаточно высокий показатель эффективности, важным является – повышение самооценки подростка. Это такая характеристика личности, которая подвергается существенной деформации у подростков девиантного поведения. Так, результаты исследования в центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей показывают, что 82,2% подростков имеют низкий уровень самооценки. Главной чертой таких подростков является потребность постоянного внимания к себе, почитания, беспрекословного подчинения. У 17,8% подростков, находящихся в центре временной изоляции, выявлен средний уровень самооценки. Они так оценивают себя: «как все – ни хуже, ни лучше».
Если рассматривать самооценку личности как комплексную характеристику, складывающуюся под воздействием различных условий, то, следовательно, и воздействие по ее формированию должно быть разносторонним. Рассмотрим некоторые причины, обуславливающие заниженную самооценку личности подростка.
Естественное состояние человека нравиться окружающим, значить что-либо в ближайшей социальной среде. Естественно, для ребенка очень важно получение любви, заботы, ласки и понимания. Достаточно серьезно ребенок относится к оценке себя и со стороны учителя. Если дети не получают внимания от родителей, воспитателей, учителей, то возникает необходимость компенсации, уничтожающей чувство ущербности, собственной незначительности. Если у взрослых не находится поводов для того, чтобы заметить ребенка, похвалить его, возникает желание осуществить негативные поступки, через которые подростки восстают против равнодушия, несправедливости в семье и школе. Таким образом, одиночество, обида, ощущение равнодушия к себе толкают детей на антиобщественные поступки, дабы привлечь к себе внимание. В ходе исследования старшеклассников г. Улан-Удэ выявлено, что от 5 – 18,2% опрошенных в разных школах, совершают негативные поступки для того, чтобы оказаться на виду. Особенности возрастного периода показывают значимость для подростков неформальных групп сверстников. Не случайно, что в отношениях между молодыми людьми превалирует тот факт, что страшно оказаться вне группы, стать отверженным, важно быть, «как все». Тогда получаешь достаточное количество внимания и признания, значимости своей личности, важно только отвечать ожиданиям группы. Нередко ожидания эти носят асоциальный характер. В результате в компании сверстников слабый играет роль сильного, скромный – циника, добрый – жестокого. Не редкость в подобных уличных группах наличие асоциальных поступков, отсутствие социально ориентированных увлечений. Как правило, входящие в них подростки не имеют социально-позитивных и личностно значимых жизненных целей и планов, не заняты полезными видами деятельности.
Таким образом, при целенаправленном влиянии на эти условия возможно получение положительной динамики в поведении подростка. Так, при работе с ребятами этого возраста, можно игнорированием негативного поведения, не давать подкрепления отрицательным поступкам, при этом акцентировать внимание на малейших позитивных их изменениях. При подобных согласованных и долгосрочных действиях учителей, родителей или воспитателей, с учетом других подкрепляющих условий возможна коррекция поведения. Одновременно с изменением отношения к подростку важно вовлечение его в посильный, развивающий труд, обучение различным видам ручного труда, ремеслу. Получение практического опыта, реального конечного результата, преодоление собственных неудач, осознание собственной значимости в своих глазах, позволяет ребенку расти и в восприятии окружающими. Этому же способствует и возможность ребенка быть нужным кому-то, ухаживать или оказывать помощь более слабому, младшему, то есть, реализовать потребность ухаживать за объектом, которому необходимы внимание, забота. Это может быть уход за растениями, животными, детьми-инвалидами, пожилыми людьми и т.д. Самостоятельное выполнение вовлекает ребенка в деятельность, в которой он всегда имеет возможность пережить успех, увидеть реальный результат, имеющий практическую общественную значимость. Это развивает такие качества, как ответственность, заботливость, самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность. А это неминуемо ведет к повышению собственной самооценки.
Таким образом, развивая у ребенка чувство собственного достоинства, мы развиваем в нем способность нести ответственность за все, что с ним происходит. В согласии с собой, с осознанием собственной системы ценностей у человека появляется уверенность в себе. А уверенный человек оптимистичней, дружелюбней, откровенней, чем неуверенный, вынужденный всеми силами ежеминутно доказывать свою значимость.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Т.В. Зеленкова (г. Орехово-Зуево)
Проблема профилактики и коррекции социально-эмоциональных нарушений у детей, живущих в закрытых детских учреждениях, является весьма актуальной, поскольку тесно связана с формированием личности и возможностью подготовки детей к дальнейшей интеграции в социум. Последствия социально-эмоциональных нарушений, усиленные биологическими и педагогическими факторами, а также спецификой жизни ребенка в ограниченном замкнутом коллективе, достаточно серьезны. Прежде всего, это искажение характера и форм общения со взрослыми и сверстниками, затрудняющее процесс социализации и становления личности, девиантное и делинквентное поведение.
Подавляющее большинство исследователей отмечают в качестве основных эмоциональных нарушений детей, воспитывающихся в детском доме или в интернате, высокий уровень агрессивности, эмоциональную холодность, тревожность и враждебность по отношению ко взрослому, аффективность поведенческих проявлений, неспособность конструктивного выхода из конфликта. Эмоциональная сфера, как правило, слабо дифференцирована, а эмоции имеют примитивный и уплощенный характер.
У дошкольников и младших школьников социально-эмоциональные нарушения проявляются в пассивном отношении к окружающему, в низкой эмоциональной вовлеченности в предметную деятельность и в общение, в эмоциональной глухоте. Сплав нереализованной в раннем возрасте потребности в любви и признании и дефицита эмоционально-личностного общения со взрослым приводит к эффекту физического «прилипания» к посторонним людям, нарочитым попыткам любым способом обратить на себя внимание. Отсутствие эмпатических тенденций и неадекватность эмоционального реагирования порождают нарушения межличностных отношений, препятствуют формированию навыков речевой коммуникации.
Все это настойчиво требует активного внедрения в практику психолога детского дома психологических средств коррекции. Однако опыт использования в дошкольном возрасте и на начальных этапах младшего школьного возраста специализированных групповых комплексов, направленных на профилактику и коррекцию отдельных отклонений (тревожности, агрессивности, нарушений общения и проч.),выявил лишь очень незначительную их эффективность. Как показали наши исследования, более продуктивным является подход, при котором профилактика и коррекция социально-эмоциональных нарушений создается системным воздействием на всю психику ребенка в целом. Такой подход соответствует свойствам глобальности и нерасчлененности мировосприятия ребенка в этом возрасте, синкретизму детского мышления. Нельзя не учитывать и доминирующей роли правого полушария при восприятии ребенком до 7-8 лет любых социальных (в том числе и коррекционных) воздействий.
В связи с этим нами была составлена и апробирована программа профилактики и коррекции социально-эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного и начальных этапов младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме. Содержание этой программы основано на интегрирующей роли сказки, которую дети представляют в виде музыкальной постановки. Каждая сцена этой сказки состоит из диалогов сказочных героев и музыкальных интермедий, отработка которых последовательно решает развивающие и коррекционные задачи. В сказку также включаются: музыкальные движения и ритмические координации кинесиологического типа, которые выполняются детьми в сценах и во время игры в детском оркестре; графическая гимнастика. Ролевое проигрывание музыкальной сказки на воображаемой основе активизирует доминантное полушарие и создает сензитивную основу для целенаправленных коррекционных воздействий.
Исследование характера и динамики коррекционных изменений показало: а) целостное системное воздействие на социально-эмоциональную сферу детей данного возрастного периода является более эффективными, чем воздействие отдельных программ;
б) профилактический и коррекционный эффект системного подхода шире, чем предполагалось, он способствует не только развитию у детей эмоциональной сферы и навыков общения, но и развитию интеллекта и познавательных способностей.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт