Планомерная забота о детях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, началась в США, как и в Европе, в ХVIII веке, с открытия воспитательного дома для сирот в Новом Орлеане (1829 г.). Много детских домов было открыто после длительного голода 1850 г., но особенно – после Гражданской войны 1861-1865 гг. Они спасали детей и от смерти, и от преступлений.
Ряд воспитательных домов: «Нью-Йоркское детское убежище», «Римско-Католический приют Ордена Св. Винцента-Поля» (Нью-Йорк), «Приют для детей» (штат Массачусетс) широко практиковали передачу детей на воспитание в семьи.
Социально и педагогически запущенными детьми занималось благотворительное общество «Счастливая детская надежда», основанное Каролиной Пембертон (Филадельфия). Члены общества выявляли респектабельные семьи, преимущественно фермерские, согласные взять на воспитание детей «порочных родителей». Общество платило за них до тех пор, пока они не начинали трудиться. Распределением сирот и подкидышей в семьи ведал муниципалитет Филадельфии. За воспитанием детей в семьях осуществляли контроль «навестители детей» Департамента общественного призрения и исправления.
Штат Нью-Йорк в лице «Нью-Йоркского общества исправления молодежи» считал целесообразным только помещение детей в городские и фермерские семьи. И в тех, и в других взрослые были обязаны обращаться с приемными детьми, как с родными. В фермерских семьях дети оставались до совершеннолетия. Фермеры предпочитали брать детей постарше: им были нужны помощники. После достижения воспитанниками 21 года их отправляли в западные штаты для ведения самостоятельного фермерского хозяйства.
Большую работу по оказанию помощи детям проводило «Общество покровительства детям жестоких и безнравственных родителей» штата Мэриленд. Работа этого общества финансировалась частными жертвователями. Хотя «Общество покровительства» и было чисто благотворительным, с мнением его членов о той или иной «трудной» семье считались и городские власти, и власти штата. Его работа строилась по простому принципу: если родители не справлялись с воспитанием своих детей, более того, дурно на них влияли или истязали, то они навсегда разлучались с ними, лишались родительских прав и больше уже никогда со своими детьми не встречались. Такое решение принимал суд на основе фактов, представленных членами «Общества покровительства».
Говоря о работе американских педагогов с детьми с трудной судьбой, нельзя не упомянуть о Вильяме Джордже и о его детище – «Республике Молодежи», расположенной около г. Итаки (штат Нью-Йорк). Железнодорожная станция, до которой надо было ехать, чтобы попасть в «Республику», называлась Фривилл, поэтому ее еще называли «Республика во Фривилле». На дороге, ведущей в «Республику», стоял щит с надписью: «Пол мили до Респуб-лики Молодежи. Добро пожало-вать. Проведите там пять минут, пять часов, пять дней или сколько хотите времени!»
В.Джордж еще молодым человеком начал работать с «детьми улицы». В одном из рабочих кварталов Нью-Йорка он организовал клуб для мальчиков. Контингент – дети, называвшие себя «сынами Ареста». Клуб работал несколько лет. После того, как клуб распался, Джордж устроил летний лагерь для детей около г.Итака, который со временем и стал «Республикой Молодежи». Ее гражданами были юноши и девушки 16-21 года. Они были очень разными: юный правонарушитель, доставленный шерифом прямо из зала суда; сын богачей, с которым не справлялись ни в школе, ни дома; внезапно осиротевшая девушка, привезенная тетушкой, опасавшейся возможного дурного влияния улицы.
Дети жили в 15 двухэтажных коттеджах, где распоряжались специально приглашенные женщины. В «Республике» были: церковь, школа начальная, школа повышенного типа, здание для спортивных занятий – «Гимназиум»; булочная, мебельная и швейная мастерские, ферма (продукция мастерских и фермы имела большой спрос в округе, благодаря чему у детей был постоянный заработок и карманные деньги). «Республика» существовала на средства, заработанные «республиканцами». И могла позволить себе еще и прачечную, типографию, где печатался ежемесячник «Гражданин»; «Капитолий» – административное здание, где решались все жизненные вопросы. «Республика» имела свою конституцию. Законодательная власть была представлена городским собранием, исполнительная – президентом и его кабинетом, избиравшимися на год.
В.Джордж выполнял работу советника президента.
В основу работы «Республики» были положены два принципа: самоуправление и труд, при этом каждый из ее 170 граждан мог работать вне учреждения. Контроль над детьми был минимальный. Успех деятельности «Республики Молодежи» был феноменален. Все ее выпускники прекрасно устроились: адвокат, бизнесмен, журналист, преподаватель колледжа… И все были частыми и желанными гостями своей маленькой республики.
«Республики» стали возникать по всей стране. Особенно славились «Республики» в Редингтоне (штат Пенсильвания) и в Аннаполисе Джанкшон (штат Мэрилэнд). В начале 20-х годов их было более 10, а в середине 20-х стала работать «Национальная ассоциация «Республик Молодежи», сдружившая юных граждан и помогавшая их согражданам-педагогам в организации работы.
Позднее в США стали открываться и другие учреждения для детей и подростков, например, «Детская деревня» в штате Нью-Йорк. Она была предназначена только для малолетних правонарушителей. Дети жили семейными группами в 33 коттеджах, в которых был только «отец коттеджа». Работа с детьми велась по тому же принципу, как в «Республиках Молодежи»: самоуправление, труд, учеба, отдых, спорт.
В 1895 г. в Калифорнийской школе технических наук была впервые применена «система руководства» «гайденс». «Гайденс» – это помощь, оказываемая учащимся специальными консультантами-воспитателями. Первоначально они помогали учащимся в выборе профессии. Затем сфера их деятельности значительно расширилась. Они стали заниматься и профилактикой делинквентного поведения молодежи.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт