В этом году педагогический коллектив специальной (коррекционной) школы-интерната № 53 Восточного административного округа г. Москвы стал победителем городского смотра-конкурса образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Интернат не особенный, скорее типичный, но в нем действительно стараются заботиться о будущем детей, понимая их возможности. Сами ребята, перешедшие сюда из других учреждений, говорят, что «здесь много чего», то есть жизнь их занята различным делом, разнообразным отдыхом. О работе педагогического коллектива интерната рассказывает его директор Надежда Васильевна Медведева: «И в этом новом учебном году мы продолжим работу над общешкольной методической темой: «Формирование навыков социально-адаптивного поведения умственно-отсталых учащихся в условиях современного общества, коррекция психических дефектов на уроках и внеклассных занятиях».

Воспитательная работа включает в себя все аспекты, которые необходимо использовать в каждодневном процессе воспитания, отдавая в том или ином случае предпочтение конкретной тематике. Но наша специфика такова, что в процессе воспитания умственно-отсталых учащихся необходимо соблюдать принцип концентрации, накопления знаний, требуется их повтор, многократное усвоение, поэтому в работе над направлениями не может быть четких границ. Все виды работ и направлений должны перемежаться. Выделены следующие направления в работе:

1. Эстетическое

2. Физкультурно-оздоровительное

3. Гражданско-патриотическое

4. Правовое

5. Трудовое воспитание с элементами профориентации

6. Профилактика противоправного поведения

Учащиеся нашей школы – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Эти дети лишены самого главного в жизни – любви и заботы родителей, многие из них не ассоциируют понятия «семья», «дом», «мама», «папа», что привносит очень много проблем в процесс воспитания в условиях интернатного учреждения. Значит воспитательную работу с детьми, лишенными родительской опеки, невозможно регламентировать перечнем целей и задач. Так как объектом, с точки зрения теоретической науки, в процессе воспитания является собственно ребенок, в условиях интернатного учреждения этот «объект» требует постоянного внимания, на основе которого складывается психологическая картина каждого нашего воспитанника. Самое сложное в воспитательном процессе – дать ребенку-сироте достаточное количество любви, заботы, внимания, «взвесить» которые невозможно. Поэтому педагогический коллектив школы стремится создать гуманную среду воспитания, выполняющую, прежде всего, развивающую функцию, способствующую становлению социального опыта ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

В нашем перечне направлений работы мы на первое место поставили эстетическое воспитание. И это не случайно. Этому направлению уделяется усиленное внимание, т.к. эстетическое воспитание оказывает эффективное воздействие на эмоционально-волевую сферу личности умственно отсталого ребенка. Важно все, и интерьер, и эстетически грамотно подобранная одежда, и общение с искусством посредством посещений театров, выставок, музеев. Но эстетический вкус необходимо прививать, и не только внешней средой, не только пассивно, но и активно. И мы организовываем разные мероприятия, интересные для детей. Так, все группы приняли участие в игре-путешествии «В гости к Деду Морозу», где на «фабрике Деда Мороза» дети сами делали игрушки-гиганты для украшения елочки во дворе школы. Ярко, красочно прошел фестиваль «Сказка». Воспитателями были выбраны разнообразные формы представления и оформления сказок – музыкальные сказки (воспитатели Астрова А. А., Ипатова Г.П., Хоботова Р.А.); кукольные спектакли (воспитатели Богданова Н.Д., Харпалева Т.Б., Мурылева Е.Ю.); сказка на новый лад «Красная Шапочка» (воспитатель Рогачева Л.В.); миниатюры «Вредные советы» (воспитатель Колдакова Г.В.). Сценарии и разработки сказок пополнили нашу «методическую копилку».

Дети, входящие в состав танцевально-хореографического коллектива «Огонек» (руководитель Нарышкина Т.П.), традиционно принимают участие в окружном фестивале детского творчества «Надежда». Этот коллектив стал дипломантом открытых окружных соревнований ВАО по оздоровительной и спортивной аэробике «Веселые кроссовки». Выступления на широкой публике очень полезны. Они позволяют формировать важные личностные качества учащегося, создают высокий настрой эмоционального благополучия, повышают волевой импульс к самореализации, дают возможность ребенку испытать радость творчества и восторг от успеха, которого он сам добился. Частые выступления вселяют в детей уверенность в своих силах, воспитывают чувство собственного достоинства.

За один только прошлый учебный год воспитанники интерната 26 раз выезжали в театры и 7 раз – в музеи г. Москвы и Подмосковья (в среднем каждый ребенок за учебный год 4 раза посетил театр и 5 раз побывал в музеях). Участие в подобных мероприятиях детей-сирот, находящихся в ограниченном социальном пространстве, позволяет эффективно и гармонично формировать личность учащихся.

Определяя основные направления воспитательной работы, педагоги школы-интерната исходили из того, что каждый ребенок, прежде всего, должен быть здоров. Поэтому физкультурно-оздоровительное направление тоже одно из главных. Оно включает в себя комплекс различных мероприятий: санитарно-гигиенических, оздоровительных, лечебных, профилактических, образовательных. Очень важно приобщение детей к физкультуре и спорту, как к особому средству духовного и культурного развития человека в обществе.

Традиционными в нашей школе стали спортивные праздники, посвященные знаменательным датам. Например, «Богатырские потешки», приуроченные ко Дню Защитника Отечества и к 60-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Учащиеся школы принимали активное участие в городских спортивных соревнованиях и показали неплохие результаты:

– II место – мини-футбол (финал) г. Москва (старшеклассники)

– V место – мини-футбол (полуфинал) г. Москва (младшие школьники)

– IV место – пионербол (финал)

г. Москва

– IX место – кросс г. Москва

Любое физкультурно-воспитательное мероприятие дополняется беседами, формирующими знания о физическом здоровье человека, об источниках болезней и их профилактике, о пользе занятий спортом, об их видах. Эти беседы носят не нравоучительный характер, а опираются на практический опыт самих детей. Но четко разработанной системы этого раздела воспитательной работы еще нет.

Существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в школе отводится трудовому воспитанию. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитатели стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство по школе, столовой; уборка спален и других школьных помещений; участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы – это, мы считаем, тоже труд по самообслуживанию и еще и общественно-полезный труд.

Мы считаем, что важно научить детей беречь вещи, которые обеспечивают его личный комфорт и гигиену. В семье это норма, когда вещи не только используются, но и берегутся, хранятся, ремонтируются, обновляются. В систему мероприятий по воспитанию мы включили разнообразные виды работ, принятые в семье, в доме: ремонт одежды, мебели, предметов быта руками воспитанников.

Для наших детей труд – это дальнейшее условие их успеха. Поэтому он является практически основным направлением и в воспитании, и в школьном обучении.

Сегодняшние ученики завтра станут рабочими. Очень важно, какими они придут работать на производство, как будут относиться к своему труду, как сложатся у них отношения в трудовом коллективе. Поэтому на уроках часто встает вопрос о профориентации, организуются экскурсии, встречи с выпускниками школы-интерната.

Школьные программы и учебный план предусматривают следующие этапы:

1. Начальные классы (1-4) – первые уроки ручного труда, на которых у учащихся активизируется познавательная деятельность, формируется и получает дальнейшее развитие интерес к труду, прослеживаются результаты ручного труда, что не только корректирует, но и формирует личность ребенка.

2. Средние классы (5-7) являются переходным периодом, в рамках которого осуществляется условное деление учащихся на группы в соответствии с их склонностями и психологическими возможностями.

3. В старших классах (8-10) наступает период последовательного и систематического обучения ремеслу.

По построению и объему учебного материала программы для 5-9 классов являются базовыми.

Учителя швейного дела – Сазонова Л.В., Короткевич Т.В. – готовят учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.

И если в 4 классе это программа «Ручного труда», то в 9 классе школьники специализируются не только по пошиву женской и детской легкой одежды, но и по пошиву другой продукции.

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории, обществоведения. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, разбираться в трудовом законодательстве.

Учителя столярного дела – Чепкасов Г.Ф., Григорьевский С.М. – включают в свои уроки теоретические и практические занятия, лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные предприятия. Каждый последующий этап не обходится без повторения пройденного учебного материала и основывается на постепенном вводе нового.

С целью расширения навыков трудовой деятельности школа-интернат в течение нескольких лет заключает договор с ОАО «Мосэлектроприбор» и организует работу учащихся 8-9 классов во внеурочное время. Ребята самостоятельно выполняют производственные задания сборщика изделий из пластмасс 2-4 квалификационного разряда. За выполнение производственного задания, согласно договору между школой-интернатом и ОАО «Мосэлектроприбор», учащимся выплачивается ежемесячная зарплата.

Профессионально-трудовое обучение в 10 классе состоит из производственного труда, что позволяет перейти от учебно-трудовой деятельности к выполнению обязанностей рабочих производственного предприятия.

Совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием ММПП «Салют», реализуя договорные условия, учащиеся школы-интерната проходят производственную практику в цехах № 48, 58, где выполняют определенные заказы подрядчика (сборка мебели, изготовление тары). С первых дней работы у старшеклассников начинают складываться новые, взрослые отношения, и между собой, и в трудовом коллективе, потому что от результативности, эффективности их работы зависит их заработок.

За свою работу на предприятии учащиеся получают хорошую заработную плату, и некоторые остаются там работать, то есть, выполняется основная цель трудового воспитания – адаптация наших детей в социуме.

У нас в школе по решению Педагогического совета существует Ученический совет для решения ряда насущных задач, например таких, как проверка готовности учащихся (8, 9, 10 классов) к самостоятельной деятельности и к адекватному принятию решений. Участие детей в работе Ученического совета представляет собой квинтэссенцию коррекционно-развивающих мероприятий. Ученический совет работал по разработанному плану и принимал активное участие в помощи по организации проведения общешкольных мероприятий. Советом была организованна санитарная комиссия, которая проверяла санитарное состояние помещений интерната, результаты наблюдений отражала в «Экране чистоты», предварительно разработав критерии оценки.

Одним из наиболее актуальных направлений в воспитательном процессе является профилактика противоправного поведения. Противоправные действия сегодня имеют, увы, широкий спектр, и против них часто не могут устоять дети с нарушениями интеллектуального развития, в силу недоразвития эмоционально-волевой сферы.

В связи с этим в школе был создан Совет по профилактике противоправного поведения воспитанников, в состав которого вошли директор школы-интерната, заместитель директора по ВР, врач-психиатр, психологи, социальные работники, инспектор ПДН.

На учащихся, состоящих на различных видах учета, составлена картотека. Анализ данных показал, что на внутреннем учете стоят 11 человек. Из них: 2 чел. – Смирнов С. (3 кл.), Кирьянова А. (10 кл.) поставлены на учет впервые; 9 чел. – поставлены на учет ранее, двое из них (Тюрина Е. – 8 кл., Ларионова И. – 9 кл.) в ноябре 2004г были сняты с учета (по ходатайству воспитателей), а в январе 2005г. вновь поставлены. В ПДН Муниципального округа «Соколиная гора» наших детей на учете нет.

С целью профилактики противоправных действий, осуществляются внеурочные занятия детей в студиях дополнительного образования. 100% воспитанников, стоящих на внутреннем учете и 95% всех учащихся заняты в кружках и секциях, работающих на базе интерната. В текущем учебном году психологами школы, воспитателями систематически проводились индивидуальные и групповые беседы, различные тренинги и тематические игры. Провинившимися воспитанниками 8 и 10 классов был сделан ремонт в телевизионной комнате, а мальчиками

9 класса – ремонт в спальне и полностью отремонтирован и оборудован Кукольный театр, который они (как выпускники) «преподнесли» в подарок школе.

Много внимания уделяется профилактике курения, употребления наркотических и токсических веществ и алкоголя.

Но некоторые дети наши все же нарушают режим интерната, совершают самовольные уходы, курят. И причин тому не мало. Но мы не исключаем и свою вину. Нужно внимательнее относиться к происходящим возрастным изменениям, к особенностям психофизического развития детей.

В школе VIII вида очень важна воспитательная работа, ведь процесс воспитания, коррекции, развития познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, его личности в целом направлен на то, чтобы облегчить адаптацию аномальных детей и сделать успешной их последующую интеграцию в современное общество. Воспитательные мероприятия в школе качественно меняются: речь идет как о содержании работы, так и о приемах работы. В основу положена личностно-ориентированная педагогика, основные тезисы которой нацеливают воспитателя на развитие возможностей и способностей конкретного ребенка, на формирование моделей коммуникативного поведения. Мы успешно сотрудничаем с педагогическими университетами Москвы, используя на практике их теоретические разработки.

Педагогический коллектив школы-интерната идет по пути поиска нестандартных технологий развития и коррекции эмоционально-волевой и когнитивной деятельности детей и стремится к реализации основной цели – социальной реабилитации и интеграции в современное общество детей с особыми потребностями в обучении». 

Зоя Николаевна Пучкова, заместитель директора по социальной защите детей школы-интерната №53 г.Москвы

«Наши заботы не заканчиваются выпуском детей из школы-интерната. До 23 лет мы несем ответственность за них. Как правило, из интерната дети поступают в ПТУ, мы стараемся определить их в те училища, где есть общежитие, но не всегда так получается. Поэтому некоторые наши выпускники живут у нас до получения своей квартиры. В 18 лет все, кто не имеет закрепленного за ними жилья, получают квартиры. Причем, только в новостройках. И наша задача – нормально устроить их в новом жилье. И вот мы, как родители, вместе считаем деньги, советуем, что купить, чтобы хватило и на мебель, и дверь металлическую поставить. Находимся в постоянном контакте с детьми и после их выхода из учереждения. Ребята очень долго своим домом продолжают считать интернат. Закончились занятия в ПТУ, и не проходит и трех часов, они, как гуси, все идут домой, в интернат, чтобы поделится впечатлениями, посоветоваться, да просто отдохнуть от напряжения, которое всегда возникает на новом месте. В основном они учатся в строительных училищах. Сначала получают профессию штукатура-моляра за 2 года обучения, многие учатся и дальше, еще год, чтобы получить профессию плиточника. Некоторые идут в вечерние школы, чтобы было нормальное среднее образование, которое позволит им поступить в любой колледж, то есть, расширить спектр возможных профессий. Сейчас многие училища стали преобразовываться в колледжи, чтобы организовать в своем учреждении вечернюю школу, в которой дети могли бы сразу получить среднее профессиональное образование. Приблизительно 15-20% детей от выпуска хотят учиться дальше. Кто-то начинает работать сразу после ПТУ. Если ребята попадают в хорошую бригаду строителей, то зарабатывают неплохо. Встает вопрос, как потратить? Рационально подойти к этому не всем удается. Мы держим своих воспитанников на контроле, советуем, что приобрести, на что потратить деньги. Без помощи, поддержки наши дети долго не могут обойтись. Мы анализировали данные по выпуску 2000 года. За пять лет наши ребята неплохо освоились в самостоятельной жизни. Пятеро из 18 выпускников завели семьи, у них родились дети, очень неплохие. Квартиры у них обустроены, работают. Трое продолжают учиться, чтобы получить престижную профессию. Конечно, есть и такие, кто не хочет ни работать, ни учиться. Но в основном это дети с инвалидностью.

Мы считаем, что кровные связи детям нужны. Мы ищем родственников. Один наш мальчик – Андрей Зиновьев – отказник. Его маме после того, как она родила его, даже не показали сына, сказали, что больной. Уговорили отказаться. Ей было 18 лет. Сейчас ребенок в пятом классе. Мама вышла во второй раз замуж, у нее двое детей. Но когда мы нашли ее, она обрадовалась. Теперь часто приезжает к сыну, брала его домой. Мы надеемся сохранить эту семью. Таких случаев у нас не мало. В семью, конечно, окончательно из интерната не берут. Да и понятно. Ребенок ведь получит у нас квартиру. А каждая ли семья может позволить себе такое? Но дети, обретая мать, отца или брата, как наша Маша Валетова, очень меняются. У них появляется совершенно другое отношение к жизни, более уверенное, ведь они не одини. И не важно, какая мама. Мы говорим своим детям, которые у нас ходят в наш ближайший храм, Воскресения Христова, что вы не спешите строго судить своих родителей, Господь их уже и так наказал.

Вот папу нашего ученика Саши Ковылина мы через Всероссийский розыск искали, нашли. Парень просто воскрес, папа теперь приезжает. Ведь когда родители были лишены прав, была, вероятно, кризисная для них ситуация. С годами многие изменились, наладили жизнь. Сейчас тенденция на устройство детей в семьи любыми путями. А почему бы не поработать с кровной семьей? Конечно, они разные бывают. Вот звонит мне мать одной нашей выпускницы и спрашивает: «Им там деньги какие-то положены, постельное белье? Так вы ей не давайте, я сама заберу». А я ей отвечаю: «За 10 лет алименты положите и забирайте. Вы для меня не мама Насти, а просто женщина, которая ее родила».

А выпускник этого года Саша Борисов – инвалид, у него с рождения ДЦП. А он у нас был лучший столяр и плотник. Сейчас у него своя квартира. Как он ее отделал! Он приспособлен к жизни, как никто другой. А вот родители его и видеть не хотят. Оба с высшим образованием. Отказались от него в роддоме. Мы разговаривали с бабушкой, и она отказалась встретиться с внуком. По телефону с ним поговорила, сказала, что, мол, рада, что у него все хорошо, но она давно пережила расставание с ним и не хочет возвращаться к этому еще раз. Мальчика это так огорчило! А у родителей этих больше детей нет. Бог не дал.

Конечно, нашим ребятам нужна поддержка. Хотя бы, чтобы брали в гости, общались бы с детьми, чтобы дети не чувствовали себя одинокими. Наш интернат показывали по телевидению. Так женщина из Швеции, русская, правда, позвонила и сказала, что увидела в кадре одного мальчика, который ей очень понравился, взять она его к себе не может, но, когда будет приезжать в Москву, обязательно будет заходить и общаться с ним. Вот приезжала, ходили вместе в Макдоналдс. И еще одного мальчика – Сергея Горбачева – берет к себе на выходные, и на все лето брала, наша учительница музыки Ирина Евгеньевна Дунюшина. Он не обычный ребенок. Говорит, что будет монахом. Читает только духовную литературу, хорошо рисует, в основном иконы.

Такой опыт, опыт жизни в семье нашим детям бы пригодился. Но пока с предложениями помочь им посторонние граждане практически не обращаются».

Может быть, причиной тому то время, очень недавнее, когда прийти в московский интернат или в детский дом было не возможно для обычного человека. Да и сейчас строгая охрана не пустит случайных людей. Нельзя осуждать это. Но, вероятно, необходимо какое-то встречное движение, тех, кто мог бы помочь детям, хотя бы общением с ними, и педагогов, руководства интернатов, детских домов. Как это организовать? Вероятно, могут быть разные предложения. Можно, например, устроить праздник в детском доме, который помогли бы организовать жители микрорайона и были бы приглашены на него. И, может быть, какой-то мальчик или какая-то девочка кому-то очень бы пришлись по сердцу. А много ли этим детям нужно? Любовь и внимание.


Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт