Конституция Российской Федерации закрепляет за каждым человеком право на самостоятельный выбор профессии и рода занятий. Для любого ребенка крайне важно не ошибиться в выборе своей профессиональной судьбы, подойти к этому вопросу компетентно и взвешенно. Сложная задача, особенно для тех юных граждан России, что лишены поддержки семьи и растут без родителей. Им не обойтись без помощи педагогов и психологов.
Профориентация – естественное продолжение всей психолого-педагогической работы с учащимися. Она должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие методы работы. К сожалению, часто она ограничивается только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, «кому какая профессия подходит».
Между тем, в современной психологической практике на коплен богатейший методический материал по вопросу профессионального самоопределения. Рассмотрим основные принципы и некоторые средства профориентационной работы с молодыми людьми, выбирающими про ф е с с и ю в п е р в ы е .
Конечно, приведенная выше схема имеет идеальный характер. Однако она может стать ориентиром д л я п е д а г о г о в и п с и х о л о г о в , к о т о р ы е хотят помочь своим ученикам правильно выбрать профессиональную судьбу.
Конкретные методы профориентационной работы разнообразны: опросники, тесты, беседы, игры, упражнения и т.п. Ниже приводятся некоторые из них, простые в употреблении, но весьма эффективные.
План беседы со школьниками старших классов,
выбирающими профессиональный путь
автор Л.А. Головей
Цель: понять, насколько осознан профессиональный выбор старшеклассника, есть ли у него адекватные представления об интересующей профессии, знает ли он свои способности, поможет беседа.
Рекомендации по проведению: ответы лучше всего зафиксировать, так их легче проанализировать и обсудить в дальнейшем с ребенком. Для того, чтобы беседа не превратилась в пустую формальность, все заметки надо делать после нее. Вопросы должны быть заданы простым, неофициальным языком.
План беседы
1. Какие школьные предметы больше всего нравятся?
2. Какие школьные предметы больше всего не нравятся?
3. Какие кружки, факультативы посещаются или посещались по собственному желанию?
4. Чем нравится заниматься в свободное время?
5. Какая область деятельности интересует больше всего – естественно-научная (химия, биология, медицина и т.д.), точные науки (математика, физика), гуманитарная (литература, журналистика, психология, педагогика и т.д.), общественно-научная (экономика, право), искусство, спорт, другие области – или выраженные интересы отсутствуют?
6. Какая профессия выбрана?
7. Какие пути ее получения намечены?
8. Что привлекает в избранной профессии:
- условия труда;
- сам труд;
- высокая материальная обеспеченность;
- контакты с людьми;
- возможность творить;
- частые командировки;
- полезность результатов;
-перспективность (возможность профессионального роста);
- возможность без особого труда получить эту профессию;
- другое.
Анализ: беседа позволит сделать вывод, есть ли у школьника профессиональный план (выбрана ли профессия, продуманы ли пути ее получения, являются ли знания о ней правильными и достаточными, есть ли уверенность в своем решении) и, при необходимости, создать программу содействия в профессиональном выборе. Кроме того, появится возможность соотнести интересы и опыт ребенка с выбранным им видом профессиональной деятельности. Для этого при анализе ответов надо обратить внимание на противоречия между склонностями учащегося к тем или иным школьным и внешкольным занятиям и особенностями того дела, которому он хочет посвятить жизнь.
Определение уровня познавательной потребности
у старшеклассников на основе наблюдения
автор В.С. Юркевич
Цель: определить, насколько у старшеклассника развита потребность в познании и понимает ли он необходимость получения дальнейшего образования лично для себя.
Рекомендации по проведению: ответы на вопросы формулируются педагогом и/или психологом на основе наблюдений за ребенком.
Вопросы
1. Связаны ли интересы старшеклассника (в учебе и во внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии (если она уже выбрана)?
А. Связаны очень тесно.
Б. Связаны, но поведение ребенка хаотично, он хватается то за одно, то за другое, у него нет четкого плана действий.
В. Никак не связаны.
2. Случается ли, что старшеклассник обращается к серьезным источникам: пользуется научной литературой, словарями?
А. Часто.
Б. Иногда.
В. Никогда.
3. Ставит ли старшеклассник в своей учебной работе задачи, выполнение которых невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней?
А. Очень часто.
Б. Бывает, что ставит такие задачи, но редко выполняет их.
В. Не ставит долговременных задач.
4. Занимаясь любимым делом, может ли делать «черную», неинтересную работу (выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?
А. Делает такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо.
Б. Иногда делает, иногда бросает на полпути.
В. Избегает выполнения такой работы.
5. Может ли старшеклассник заниматься длительное время интеллектуальной работой, иногда даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?
А. Всегда, когда это необходимо.
Б. Только иногда.
В. Никогда.
Анализ: необходимо определить, какие ответы преобладают – «А», «Б» или «В».
Преобладание ответов «А» свидетельствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности, и следовательно – о положительном прогнозе для дальнейшего образования. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней самостоятельность. От педагога может потребоваться помощь в поиске справочной литературы и другой информации о выбранной профессии. Иногда необходима помощь в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к истощению).
Преобладание ответов «Б» говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Помочь подростку можно, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного предмета, например, занимательный учебник или обсуждения увлекательной темы всем классом, где он станет ведущим дискуссии.
Ответы «В» сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и о нежелании учиться. Конечно, если «покопаться», всегда найдется область знаний или интеллектуальное занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. В разговоре с ним надо попытаться выяснить, что именно его интересует, присмотреться к его внешкольным занятиям и помочь найти способ реализовать свою склонность к той или иной деятельности, относясь к его интересу с пониманием и предоставив ему возможность действовать самостоятельно, но не отказывая в помощи при необходимости.
Тест «Мои профессиональные склонности»
создан на основе дифференциально-диагностического опросника Е.А.Климова
Цель: Определить, в какой сфере лежат профессиональные интересы старшеклассника. Вывод делается в зависимости от объектов, с которыми человек предпочитает иметь дело (природа, техника, люди, знаковые системы, художественные образы).
Рекомендации по проведению: может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Фронтально (т.е. со всем классом) желательно проводить на специальном профориентационном занятии, с учениками, настроенными на самоанализ, «разогретыми» упражнениями или дискуссией, так как тогда можно рассчитывать на более достоверные результаты.
Примечание: методика не может использоваться как окончательный и единственный инструмент при выборе профессии. Она лишь помогает школьнику понять собственные склонности и возможности и указывает на предпочтительную сферу трудовой деятельности.
Тест
Ты хочешь узнать, какая профессия тебе подходит? Внимательно прочитай утверждения, приведенные ниже. Напротив каждого, с которым ты согласен, напиши «да», а рядом с теми, что никак не могут к тебе относиться – «нет». Не торопись и отвечай искренне.
1. Я легко общаюсь с новыми для меня людьми
2. С удовольствием могу долго шить или чинить какой-нибудь механизм.
3. Стараюсь украсить свою комнату и квартиру.
4. Постоянно что-нибудь выращиваю и «вожусь» с животными.
5. Черчение и математические вычисления – мои любимые занятия.
6. Люблю и умею быть «душой компании».
7. С удовольствием помогаю родственникам выращивать урожай.
8. Я делаю мало ошибок, когда пишу по-русски.
9. Окружающие считают, что у меня есть таланты и я могу добиться успеха в каком-либо виде искусства – театральном, изобразительном или др.
10. С детства люблю книги и фильмы о мире животных и растений.
11. Я активный участник художественной самодеятельности (играю в команде КВН и т.п.)
12. С интересом изучаю инструкции по эксплуатации новых для меня бытовых приборов (и все в них понимаю).
13. Умение быстро и правильно решать головоломки и ребусы – моя сильная сторона.
14. Мои неординарные способности в общении с техникой отмечают все окружающие.
15. Свои мысли я умею прекрасно излагать и письменно, и устно.
16. Я не ссорюсь с окружающими (кроме исключительных случаев).
17. Друзья в восторге от всех вещей, что я сделал собственными руками.
18. Иностранные слова я запоминаю без труда.
19. Я умею рисовать (или играть на чем-то), делаю это часто и с удовольствием.
20. Мне интересно ухаживать за цветами (животными) и я стараюсь улучшить их жизнь по мере возможности.
21. Люблю разбираться в устройстве приборов и механизмов.
22. Люди прислушиваются к моему мнению при решении общих для коллектива задач.
23. Наблюдаю за животными с интересом и умилением.
24. Я часто выступаю посредником в решении чужих конфликтов.
25. Я стараюсь достичь успеха в музыке, рисовании и т.п.
Анализ: Каждое утверждение можно отнести к I, II, III, IV или V группе профессий. Необходимо подсчитать по таблице, приведенной ниже, в какой из групп получилось больше всего ответов «Да». Возможно, в двух или более группах будет одинаковый результат. Тогда можно говорить о разносторонности личности и о возможности соединить в профессиональной деятельности свои многочисленные способности.
I II III IV V
1 2 3 4 5
6 12 9 7 8
16 14 11 10 13
22 17 19 20 15
24 21 25 23 18
I. Ты умеешь общаться, понимать людей и сочувствовать им. Тебе лучше всего трудиться в тесном и непосредственном контакте с окружающими – обучать, помогать, торговать и др. Профессий такого типа множество, вот некоторые из них: специалист по работе с персоналом, журналист, продавец, бармен, парикмахер, учитель, врач, психолог, юрист, дипломат т.д.
II. У тебя хорошо развито техническое мышление, ты любишь и умеешь «общаться» с механизмами. Появление нового прибора приводит тебя в восторг (в отличие от большинства окружающих, которые испытывают ужас первобытного человека и боятся к нему даже приближаться, чтобы не сломать). Ты понимаешь, что от новой техники будет много пользы и немедленно приступаешь к изучению ее возможностей. Из тебя получится прекрасный мастер по ремонту электроприборов, наладчик оборудования, звукооператор, автомеханик или создатель новых чудес техники.
III. Ты художественно одаренный человек, умеешь видеть красоту в окружающем мире и можешь создавать ее собственными силами. В зависимости от того, способности к какому творчеству развиты у тебя лучше, ты можешь работать дизайнером, модельером, актером, музыкантом и т.п.
IV. Твой тип мышления можно назвать естественно-научным. Ты любишь природу, умеешь быть терпеливым и целеустремленным. Все профессии, которые связаны с миром живой природы – твои. Это и ветеринар, и ландшафтный дизайнер, и эколог, и биохимик, и врач и т.п.
V. Различные знаки, символы, формулы – вот с чем тебе надо работать. Тебе легко даются иностранные и родной языки, и это надо использовать. Цифры тоже тебе подчиняются. Следовательно, ты сможешь быть бухгалтером, программистом, верстальщиком, логистиком и др.
Игра «Интервью с профессионалом»
Цель: «подтолкнуть» учащихся к пониманию специфики той или иной профессии. Игра дает возможность почувствовать себя в «шкуре» какого-либо специалиста, заставляет задуматься об особенностях профессиональной жизни.
Рекомендации по проведению: участники игры сидят в круге. Игра с успехом может проводиться в начале занятия, для «разогрева» учащихся. Может использоваться не один раз. Желательное количество играющих от 8 до 12 человек.
Ведущий вызывает добровольца или назначает какого-либо ученика, которому объясняется задание: перевоплотиться в специалиста, достигшего определенных успехов на своем трудовом поприще (эстрадная певица, заслуженный шахтер, победитель конкурса парикмахеров и т.д. и т.п.). Желательно, чтобы ученик сам решил, кого станет изображать, но в случае затруднения ведущий должен предложить свой вариант. Далее ученик должен придумать и сообщить всем присутствующим, как зовут его персонажа и сколько ему лет. Остальные ученики превращаются в журналистов. Ведущий объясняет, что сейчас начнется пресс-конференция с названным специалистом и просит всех «журналистов» придумать, какое СМИ они представляют и какие вопросы хотели бы задать известному человеку. Дается 2-3 минуты на подготовку, после чего ведущий начинает «пресс-конференцию»: представляет ее героя (называются имя и профессия, добавляются восторженные эпитеты – «выдающийся», «уникальный» и т.п.), провоцируя общие аплодисменты, и задает первый вопрос. Получив ответ, он предлагает вступить в разговор остальным «журналистам» с одним условием – перед своим вопросом называть СМИ, которое они представляют. Заканчивается игра через несколько минут, когда ведущий видит снижение активности. Он благодарит всех участников и снова предлагает поаплодировать заслуженному профессионалу.
Если перед психологом или педагогом стоит задача «расшевелить» и заставить задуматься о мире профессий всю группу, можно использовать следующий вариант игры: все ученики делятся на пары, где один участник становиться журналистом, а другой – великим специалистом в каком-то труде (учащиеся могут сами выбрать, кто какую роль исполнит). Ведущий может заранее приготовить карточки, на которых указать профессии (артист цирка, заслуженный учитель России, изобретатель вечного двигателя, мастер по ремонту кремлевских курантов и т.д.) и предложить ученикам вытянуть одну из них. Задание: приготовить сценку, в которой показать интервью с этим профессионалом. На подготовку дается 5-7 минут. По истечении указанного времени пары по очереди показывают сценки. В завершение желательно устроить общее обсуждение увиденных интервью: участники могут рассказать, легко ли им было вжиться в предложенные роли, зрители отметить наиболее удачные моменты.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт