В  преамбуле Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» записано: «Государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Здесь же впервые вводится новое понятие – социальная инфраструктура для детей, разъясняются составные компоненты оптимальной среды для всестороннего развития личности. Инфраструктура детства представляет собой набор устойчивых институтов на территории города, обеспечивающих полноценные условия взросления, социализации, поддержания здоровья, образования и развития детей.

Одной из главных проблем учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и спецшкол является низкая мотивация большинства воспитанников к учебному труду. Более чем у 75% воспитанников отсутствуют ярко выраженные склонности к тому или иному делу, имеются неустойчивые ситуативные интересы к профессиональной деятельности. Поэтому в этих учреждениях особенно остро стоит вопрос взаимодействия основного и дополнительного образования, что позволит создать атмосферу наиболее благоприятного развития творческой, социальной, познавательной активности ребят.

Дополнительное образование дает нашим воспитанникам возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, обеспечивающего достижение успеха в соответствии с собственными способностями.

Дополнительное образование получило должное развитие в учреждениях для детей-сирот. В 529 кружках и объединениях по интересам занимается 7 915 воспитанников, 107 спортивных секций посещает 1530 ребят.

Лидерами по организации и реализации программ дополнительного образования в прошедшем учебном году стали:

n школа-интернат № 55 ЮВОУ – в 38 кружках по интересам занято 570 учащихся;

n детский дом №26 СОУ, 31 кружок – 250 учащихся;

n детский дом №37ЮЗОУ, в 30 кружках занято 218 учащихся;

n школа-интернат№15 ЮВОУ – в 38 кружках по интересам занято 320 учащихся.

Наиболее эффективно организован досуг для воспитанников в тех учреждениях, где ребята занимаются любимым делом на базе Центров творчества, учреждений культуры, спортивных клубов, так как там они встречаются с новыми интересными людьми, видят новые для них отношения, обретают опыт общения, познают реальный мир.

В прошедшем учебном году в 45 филиалах учреждений дополнительного образования занималось всего 576 ребят из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Что, конечно, крайне мало. Успешно работают с учреждениями дополнительного образования детский дом №48, детский дом №2 ЗОУО, школа-интернат 62 ЮЗОУ, детский дом №57 ВОУ.

Важную роль в развитии ребенка, занимающегося творчеством, играют конкурсы и спортивные состязания.

Понимая это, 16 лет назад наше управление дало старт городскому Фестивалю детского творчества для детей-сирот. За эти годы он претерпел большие изменения. Появились новые участники: кадеты, учащиеся колледжей, ПТУ, Центров и т. д.

В прошлом году в выставке декоративно-прикладного и изобразительного искусства приняло участие 129 учреждений города, из них 27 учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Из 175 лауреатов XVI фестиваля 24 коллектива из детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из 143 дипломантов 18 воспитанников учреждений для детей-сирот. Участие в различных номинациях фестиваля позволило активизировать работу кружков эстетического профиля. Но меняется время и ставит перед нами другие задачи.

В этом учебном году приоритетным направлением работы отдела социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, и подведомственных ему учреждений стал вопрос социализации воспитанника детского дома и школы-интерната для детей-сирот.

Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты и ценности. Поэтому правильнее будет говорить о работе над проблемой «неадаптивной социализации», которая предполагает образовательное обеспечение возможности создания ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Подход, связанный с неадаптивной социализацией, будучи адекватным современным педагогическим приемом, является новацией для системы образования. Данный подход предполагает выход не только за рамки классной формы организации образовательного процесса, но и за рамки учреждения. Возникает необходимость параллельно решать целый комплекс задач: создание партнерских отношений с учреждениями культуры, спортивными клубами, общественными организациями; совместная работа с учреждениями дополнительного образования, включение их потенциала в систему воспитательного воздействия на воспитанников.

Мы разработали Положение о городском смотре по организации досуга, в котором примут участие все детские дома и школы-интернаты.

Основные цели смотра: активизация всех видов деятельности индивидуального и коллективного творчества воспитанников; вовлечение детей в разнообразную кружковую деятельность; выявление передового опыта педагогов дополнительного образования; создание условий для реализации модели неадаптивной социализации детей; объединение и координация действий органов управления образованием, учреждений дополнительного образования, органов местного самоуправления, общественных и благотворительных организаций для создания инфраструктуры детства; дальнейшей интеграции учреждений дополнительного образования в учреждения для детей-сирот.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно активно участвует в построении личностно-ориентированного процесса воспитания, когда целью является достижение не внешних результатов, а внутренних изменений, которые в итоге происходят в ребенке, в его самосознании, в самооценке, в ценностных ориентирах, в его отношениях со сверстниками и взрослыми. Таким образом, продуманная, творческая, системная работа по реализации программ дополнительного образования в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует успешной социализации ребенка.

Вместе с тем, увеличение числа кружков, функционирующих на базе учреждений, помимо положительного эффекта имеет и отрицательный момент, так как происходит ограничение социальных контактов ребенка, что приводит к изолированности от реального мира за стенами учреждения. Поэтому мы ориентируем на расширение взаимодействия наших учреждений с учреждениями дополнительного образования, с учреждениями культуры, спортивными клубами.

Каждое учреждение для детей-сирот разработало свою систему в реализации программ дополнительного образования.

Так, в детском доме №48 начали эту работу с подбора высококлассных специалистов-выпускников ВГИКа, консерватории, мастеров спорта, желающих заниматься с детьми-сиротами. Все занятия во внеурочное время здесь строятся на отношениях доверия, уважения, творческого содружества между педагогом и воспитанником. Одна из важнейших задач изостудии «Волшебная кисточка» (руководитель Раншикова Л.М.) – посредством творчества дать ребенку мотивацию к осмыслению жизни, своего «Я», своего места в обществе. Работы воспитанников студии Дудкиной Анастасии («До свидания, березки»), Григорьевой Виктории («Тяжелый бой») были опубликованы в книге памяти «Золотая Звезда», посвященной 60-летию Победы.

Интересно работает детский дом №57 ВОУ по организации дополнительного образования. Клуб психологического сопровождения явился для воспитанников положительной «отправной» точкой в решении многих личностных отношений и конфликтах. Создание театральной студии в детском доме, участие воспитанников – артистов в спектакле «До свидания, овраг!» позволило детям снять внутренний негатив, комплексы, возникшие от воспоминаний «той прошлой жизни». Ярким примером самоуправления и творческой активности стало создание Музея боевой славы в детском доме. Это было общее дело детей и взрослых. И не только сотрудников детского дома, но и ветеранов ВОВ района «Вешняки», работников городских музеев, библиотек.

Умственно отсталые дети имеют сложные и разнообразные дефекты в психическом и физическом развитии. Они не могут самостоятельно компенсировать дефекты, у них недостаточно настойчивости, воли, целенаправленности для совершенствования. И важным для них является физическое воспитание. Поэтому спортивную направленность выбрал д.д. № 70 для дополнительного образования своих детей.

На базе детского дома функционируют разновозрастные секции по плаванию: «Дельфин» (1-4класс), «Садко» (5-8класс), «Олимп-мастер» (9кл., ПТУ), секции по футболу, по бадминтону, настольному теннису. Свою работу педагоги строят с учетом психофизических особенностей детей.

Детский дом №51 организовал дополнительное образование для своих воспитанников совместно с Центром творчества «Кладовая

радости».

Практика показывает, что дети, которые заняты длительное время различной кружковой деятельностью, более успешны в учебной и трудовой деятельности.

Работы детей-сирот из изостудий, кружков по бисероплетению, росписи по дереву являются неоднократными призерами многих выставок: благотворительного фонда «Взгляд ребенка», фестиваля «Надежда», ВВЦ. Воспитанники хореографических и вокальных студии стали лауреатами V городского смотра-конкурса детского творчества, участниками гала-концерта в концертном зале «Россия». Ребята, занимающиеся брейк-дансом, заняли 1 место в городском смотре. Команда футболистов-воспитанников детского дома заняла 1 место среди дворовых команд. Такие достижения стали возможны благодаря тесному взаимодействию с НОУ «Академия детского эстрадного творчества», со спортивным клубом «Локомотив» и др.

Продуманная, творческая работа по реализации программ дополнительного образования в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует успешной социализации ребенка. У детей формируется позитивное отношение к себе, возникает умение общаться с разными людьми, формируется адекватное восприятие социума, нравственная позиция, позитивное отношение к лучшим национальным традициям и общечеловеческим ценностям.

Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт