Сегодня уже никого не приходится убеждать в том, что лучшая форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – их устройство в семьи граждан. Принятая в России стратегия помощи сиротам на протяжении XX века заключалась преимущественно в помещении их в государственные учреждения интернатного типа. Однако психическая депривация (психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей) приводит к тому, что общее физическое, психическое и социальное развитие детей замедляется и искажается. Российские исследователи говорят о формировании особого типа личности у воспитанника детского дома, связанного с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного, свободного поведения, с преобладанием зависимого и реактивного поведения. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием защитных реакций (вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения – ориентация на внутренний контроль, вместо умения самостоятельно справиться с трудной ситуацией – тенденция к излишне бурному проявлению эмоций).

Следует отметить, что проблема задержки психического развития коренится не в самой сути общественного воспитания, а в отсутствии условий, при которых сирота мог бы установить интимные, эмоционально насыщенные и устойчивые отношения с субъектом привязанности.

Министерство образования и науки РФ проводит политику развития семейных форм устройства сирот начиная с середины 90-х годов прошлого века. Помимо закрепленных в Семейном кодексе РФ форм устройства (усыновление, опека, попечительство, приемная семья) появилась новая – патронат и ее разновидности в виде семейных воспитательных групп, «гостевых» семей и др. Их нормативно-законодательная база разрабатывается на уровне субъектов РФ. Более чем в 20 регионах активно развивается патронатное воспитание, закрываются интернатные учреждения. Число сирот, переданных в семьи граждан, – важный показатель эффективности политики в данной области.

Однако зачастую создается впечатление, что это становится самоцелью специалистов и руководителей системы образования, причиной гордости губернаторов и т.п. Между тем, такая характеристика, как число детей, устроенных в семьи, входит в набор индикаторов для оценки эффективности политики деинституционализации, где главный показатель – соотношение числа детей, которые переданны в семьи, и детей, оставшихся в учреждении.

В связи с тем, что термин «деинституционализация» получил распространение в профессиональной сфере, необходимо уточнить его содержание. Под институционализацией понимаются все ситуации, возникающие в процессе воспитания ребенка в условиях учреждения, где осуществляются групповые, а не семейные формы ухода. В данном случае за ним присматривает большое число взрослых, работающих по расписанию и выполняющих определенные обязанности, включая регулярный ночной уход.

Деинституционализация означает создание условий для воспитания и проживания детей вне учреждения, а реализация политики деинституционализации – это вывод детей из учреждений интернатного типа. Большинство из них будут переданы на воспитание в семьи. Поэтому развитие альтернативных семейных форм воспитания является важнейшей, но не единственной составляющей этой политики.

Термин «институционализация» используется для обозначения интернатного устройства большого числа детей. В последние годы принято считать, что последствия от институционализации проявляются при воспитании в группах более 12 человек. Поэтому в детском доме семейного типа (приемная семья, детская деревня и т.п.), где проживают менее 12 детей, может быть обеспечена адекватная забота о ребенке.

Политика деинституционализации должна базироваться на понимании всех аспектов обеспечения защиты детей и соблюдении достаточно простых, но важных правил. Например, при закрытии детского дома нельзя направлять воспитанников в другие учреждения: этот вопрос должен решаться на этапе планирования. В широком смысле под такой политикой следует понимать существенное сокращение численности детей в учреждениях интернатного типа; развитие семейных форм устройства; перепрофилирование детских домов, в частности, в службы сопровождения; создание условий для проживания, воспитания и образования детей, которые не могут быть переданы в семьи. Например, создание малокомплектных учреждений, условия в которых приближены к семейным. Самым важным является забота о ребенке с учетом его индивидуальных потребностей.

Реализация политики деинституционализации вызывает множество вопросов. Стабильна ли социальная политика в области организации замещающей семейной заботы? Какой должна быть инфраструктура, обеспечивающая эффективную работу с замещающей семьей? Как привлечь к работе потенциальные замещающие семьи? Нужно ли готовить семью к приему ребенка или можно довериться интуиции родителей-воспитателей? Какими знаниями и навыками они должны обладать? Кто должен им помогать и в чем должна заключаться эта помощь? Как привлечь население к решению проблемы социального сиротства?

С финансовой точки зрения деинституционализация означает перераспределение ресурсов и даже возможное их сокращение. Мониторинг развития семейных форм устройства детей-сирот, который проводит Министерство образования и науки РФ, на данный момент показывает: содержание ребенка в патронатной семье обходится в ряде регионов едва ли не в два раза дешевле, чем в детдоме. Высвобождаемые средства направляются на создание служб сопровождения замещающих семей, обеспечение дополнительных услуг детям с ограниченными возможностями и т.п. Затраты на некоторых детей, нуждающихся в дополнительных услугах, могут быть немного выше. Но это не будет иметь большого значения: бюджет альтернативных форм устройства не превысит общего бюджета. Кроме того, значительные административно-хозяйственные расходы снизятся после помещения ребенка в семью. В ходе реформы может потребоваться дополнительное финансирование для одновременного решения ряда задач или вложения средств в капитальный ремонт. Поэтому при планировании нужно провести полный анализ затрат учреждения: как на содержание и воспитание одного ребенка, так и общих, необходимых для его функционирования. При организации альтернативных форм семейного устройства производственные затраты не должны превышать общего бюджета. Таким образом, местные власти гарантируют жизнеспособность альтернативных служб, созданных для сопровождения семей и детей.

Анализ опыта Румынии позволяет выделить основные этапы программы деинституционализации учреждений интернатного типа на стадии планирования, а именно:

– полная оценка потребностей округа (социально-экономическое положение, потребности социально уязвимых групп населения); оценка его общественного потенциала, существующих форм заботы о детях, предоставляемых как государственными структурами, так и некоммерческими организациями;

– определение пилотного учреждения для перепрофилирования;

– консультации, особенно с сотрудниками детских учреждений, чтобы предупредить их сопротивление закрытию учреждения, заинтересовав новой формой работы – сопровождением приемных семей;

– анализ численности воспитанников и прогноз численности вновь поступающих в учреждение детей для оценки действий, необходимых для его закрытия. Планирование финансирования производственных затрат на новые формы заботы; их сопоставление с текущим бюджетом;

– поиск дополнительных источников финансирования;

– определение партнеров и формирование организационного комитета (группы) планирования и реализации программы;

– выбор команды управления программой;

– комплексная оценка индивидуальных потребностей ребенка и уровня его развития;

– проектирование реалистичной шкалы времени, основанной на сложности программы, численности вовлеченных в нее детей и их потребностях;

– разработка реалистичного плана действий;

– одобрение программы местными органами власти;

– повышение уровня осведомленности местного населения;

– включение функций контроля и оценки в разработанную программу.

Ожидаемые результаты реализации государственной политики деинституционализации:

– снижение численности детей, оставленных родителями;

– снижение численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа;

– снижение количества учреждений интернатного типа и закрытие тех, которые по разным причинам не могут быть преобразованы в учреждения семейного типа;

– рост доли детей, вовлеченных в альтернативные формы заботы и находящихся в учреждениях семейного типа, или детей, возвращенных в кровные семьи, по сравнению с численностью воспитанников учреждений интернатного типа;

– увеличение альтернативных форм устройства детей;

– сокращение периода пребывания детей в учреждениях интернатного типа;

– повышение профессионализма участников программы;

– ужесточение контроля за распределением и использованием финансирования программы;

– обеспечение баланса между затраченными средствами и качеством альтернативных форм заботы;

– наличие гибкой государственной системы наблюдения за деятельностью по защите детей.

В России такая реформа назрела давно: более 250 тыс. детей воспитываются в учреждениях интернатного типа, и их число ежегодно растет. О готовности решить эту проблему должно быть заявлено на государственном уровне. Например, через включение деинституционализации как основной стратегии профилактики социального сиротства в Федеральную целевую программу «Дети-сироты» на 2007-2010 годы. Одним из основных показателей ее результативности станет уменьшение численности детей, нуждающихся в государственном попечении.

В программе должны найти отражение следующие направления деятельности с учетом преемственности программы на 2003?2006 годы.

1. Обеспечение приоритета развития различных форм семейного устройства сирот с использованием современных организационных и информационных технологий, среди которых:

– дальнейшая оптимизация порядка и процедуры национального усыновления (включая поддержку открытого усыновления), других форм замещающей семьи (приемная, патронатная, «гостевая» и др.);

– создание Общественного совета (или другого органа), координирующего работу по национальному и международному усыновлению;

– совершенствование технологии работы банков данных о детях, подлежащих устройству в семьи, и о потенциальных замещающих семьях;

– активная пропаганда национального усыновления и других семейных форм устройства, в том числе работа с представителями среднего класса, которая должна сопровождаться формированием положительного общественного мнения в отношении замещающей семьи и семейных ценностей;

– ведение ежегодного мониторинга и оценки программы по размещению детей в семьи, соблюдению их прав в семье;

– расширение перечня и улучшение качества услуг, предоставляемых замещающим семьям;

– организация профессионального сопровождения замещающих семей;

– воссоединение биологических семей (внедрение инновационных технологий работы с кризисной семьей, процедуры социального патроната и временного изъятия ребенка, разработка плана по защите прав ребенка);

– широкое привлечение внебюджетных средств через активное вовлечение негосударственных фондов и НКО, что потребует разработки нормативно-правового обеспечения их деятельности, введения стандартов качества предоставляемых услуг и создания системы контроля.

Главное условие эффективности политики деинституционализации – профилактика и предупреждение социального сиротства на основе обеспечения своевременной, комплексной, адресной, квалифицированной помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, что приведет к сокращению численности детей-сирот.

2. Существенное сокращение численности детей в учреждениях интернатного типа и обеспечение необходимых условий их воспитания и качественного обучения, а именно:

– улучшение качества обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей, создание условий, приближенных к семейным;

– создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ, с/х училищ и других учреждений, развитие университетских комплексов, в которые входят школы-интернаты; обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;

– формирование у воспитанников самостоятельности, способности к успешной социализации и адаптации на рынке труда за счет реализации воспитательных и образовательных программ личностного и профессионального самоопределения; дети с проблемами в развитии должны быть обеспечены индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением;

– внедрение современных методов оздоровления, физического воспитания сирот, формирование потребности в здоровом образе жизни через внедрение немедицинских методов оздоровления, рациональную организацию двигательной активности воспитанников, проведение специализированных смен в детских оздоровительных лагерях, развитие сети спортивных секций, обеспечение доступности спортивной инфраструктуры для сирот;

– подготовка педагогических и управленческих кадров для образовательных учреждений.

3. Плановая подготовка и перепрофилирование детских домов и интернатов, в частности, в уполномоченные службы по семейным формам устройства, службы сопровождения замещающей семьи, досуговые центры. Для этого необходимо:

– разработка и реализация программ по переподготовке и трудоустройству сотрудников закрывающихся детдомов;

– разработка и апробация новых услуг, которые могут предоставлять центры.

4. Мониторинг и оценка результативности политики деинституционализации (условия жизни, воспитания и образования, социальной адаптации сирот). При этом важные установки:

– достижение заявленных целей возможно при создании эффективной системы управления программой, построенной на полноте и достоверности информации, наличии обратной связи, учете и формировании общественного мнения; поэтому организация и проведение профессиональных и общественных экспертиз и мониторингов должны реализовываться на постоянной основе;

– в основу разработки и реализации программы должен быть положен программно-целевой метод и определен бюджет, ориентированный на результат (финансироваться будут не мероприятия по затратному методу, а ожидаемые результаты деятельности); для этого необходима разработка и введение индикаторов результатов как непосредственной, так и долгосрочной деятельности; они же должны стать показателями работы всех специалистов, начиная от органов опеки и попечительства до детских домов;

– для организации работы необходима координация усилий всех государственных и общественных институтов, заинтересованных ведомств и структур и, возможно, создание новой структуры, занимающейся проблемами кризисной семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– залог качественной реализации мероприятий программы – проведение конкурсов, привлечение к участию в них государственных, коммерческих и общественных организаций;

– закрытость учреждений интернатного типа, отсутствие регулярной разъяснительной работы со СМИ привели к избирательному, однобокому информированию общества о проблемах социального сиротства, формированию у воспитанников комплекса сироты при столкновении с реальной жизнью, исключению огромного воспитательного потенциала общества в решении задач профилактики социального сиротства и помощи детям, оставшимся без попечения родителей; полноценное решение проблемы возможно только при формировании общественного мнения через СМИ, включая интернет-технологии и социальную рекламу.

Для достижения эффективности заявленной политики необходимо:

– разработать и реализовать единые приоритеты и ориентиры государственной социальной политики в интересах детей во всех регионах и на всех уровнях власти;

– внедрить программно-целевой метод составления бюджета, ориентированного на ожидаемые результаты деятельности;

– обеспечить межведомственное взаимодействие через внедрение единых показателей и критериев; проводить регулярные промежуточные и итоговые мониторинги с системой согласованных индикаторов;

– разработать и внедрить стандарты социальной помощи, показатели, характеризующие уровень и качество жизни детей;

– создать банк данных участников реализации политики деинституционализации (НКО, фонды, компании и т.п.) для консолидации усилий по решению приоритетных задач;

– сформировать толерантное отношение общества к сиротам.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

В истории многих европейских стран можно выделить периоды, когда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывались преимущественно в различных учреждениях. Однако в настоящее время ситуация в этой области в западных и восточноевропейских странах существенно отличается. Так, в 2000 году в Центральной Европе вне семейной заботы находились 1916 детей на 100 тыс. населения в возрасте от нуля до 17 лет, в то время как в Великобритании – 490 детей.

Великобритания, США и ФРГ прошли долгий путь от системы заботы о детях, основанной на массовой институционализации, до современной политики и действующего законодательства в области социального обеспечения детей. Главный принцип, который лежит в основе систем этих стран, заключается в том, что воспитание ребенка является преимущественно обязанностью его биологической семьи. Более того, считается, что ребенок должен развиваться и воспитываться в условиях постоянного и прочного контакта с тем, кто о нем заботится. Таким образом, обеспечение постоянного правового статуса заботы о детях – краеугольный камень системы социальной защиты и социального обеспечения. В сфере попечения сирот эти государства придерживаются в основном одних и тех же приоритетов.

Профилактические меры

Центральная роль в урегулировании кризисных ситуаций в семье, которые могут отразиться на благополучии ребенка, отводится социальным работникам, психологам и другим специалистам в этой области. В частности, предоставляются услуги родителям, у которых изъяли ребенка в целях обеспечения его безопасности. Делается это для того, чтобы помочь семье пережить кризис и способствовать возвращению ребенка.

Четкие процедуры обеспечения государственной заботы о детях

Они определяют степень вмешательства государства в дела семьи и в условия, при которых ребенка могут изъять у родителей. Прежде всего, должен быть установлен факт непосредственной угрозы для благополучия и безопасности ребенка, а также приняты все меры для урегулирования конфликта в семье. Как правило, агентства социальной помощи детям привлекаются к решению таких проблем задолго до наступления кризиса. Более того, ребенок может быть изъят только по решению суда по семейным делам или суда по делам несовершеннолетних.

Попечительство

Устройство ребенка в замещающую семью – временная мера. Она необходима на период, пока агентство пытается помочь кризисной семье и совместно с судом решает вопрос о возможности воссоединения семьи или передачи ребенка на усыновление. Однако из-за дефицита усыновителей, нехватки социальных работников и средств дети старшего возраста нередко остаются в замещающих семьях или в интернатных учреждениях продолжительное время, при этом часто меняя попечителей. В Англии и США большинство таких детей устраивают в замещающие семьи. В Германии шире используются интернатные учреждения, не в последнюю очередь из-за дефицита семей, готовых взять таких детей на воспитание. Учреждения в основном принимают детей с психологическими и другими проблемами, оказывают специализированную помощь, предоставляют условия для проживания небольшими группами. Главным образом они ориентированы на подростков.

Предпочтение отдается любым семейным формам устройства, а не помещению в интернатные учреждения, в частности, из-за соображений экономии денежных средств. В последнее время все большее распространение получает устройство детей в семьи родственников, особенно когда они нуждаются в приюте на короткий срок. Тем не менее в Англии временные приюты используют гораздо реже, чем в США и Германии. Здесь считают, что детей целесообразнее оставлять биологическим родителям, а не заниматься их устройством под опеку.

Воссоединение биологических семей и право ребенка на возращение к родителям

Воссоединение семьи является приоритетной задачей в вышеупомянутых странах. Для ее выполнения агентства социальной помощи детям предлагают широкий спектр услуг по оказанию психологической помощи и социальной поддержки семьям. Кроме того, этому способствует законодательно закрепленное положение о праве ребенка на возвращение в семью. На каждом этапе процесса усыновления оговорены условия, при которых ребенок может вернуться в биологическую семью, если условия проживания в ней будут признаны приемлемыми и безопасными. Дело каждого ребенка, переданного в замещающую семью или приют, регулярно пересматривается, чтобы по возможности вернуть его биологическим родителям.

Усыновление

Если ребенок не может вернуться к родителям, то предпочтительным вариантом долгосрочной заботы становится усыновление как наилучший способ обеспечения постоянного статуса ребенка. Не так давно Великобритания и США стали проводить политику, направленную на увеличение количества усыновлений, установили сроки начала и завершения слушаний дел об усыновлении и приняли меры для ускорения процесса их рассмотрения в агентствах социальной помощи и судах. Германия же, судя по всему, склоняется в пользу содержания ребенка под опекой в течение более длительного времени в надежде на воссоединение семьи.

Отличия систем разных стран

Все страны придерживаются общих подходов к политике в области социального обеспечения детей. При этом их взгляды на наиболее эффективные методы по обеспечению постоянного статуса и гарантий безопасности ребенка расходятся незначительно.

Политика, которую английское правительство проводит с 2000 года, предусматривает введение новых национальных стандартов усыновления, основанных на признании семьи основной ячейкой общества. Ребенок имеет право на воспитание в любящей семье, которая может удовлетворить его потребности. Нужно сделать все, чтобы предоставить такие возможности биологической семье и помочь ей обеспечить ребенку постоянный уход в безопасных и приемлемых для него условиях. Если они отсутствуют, общество должно предоставить ребенку другие подходящие условия для постоянного проживания. Дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие возможности вернуться в семью, имеют право на усыновление. Оно должно проводиться в максимально короткие сроки. Решение о судьбе ребенка, переданного под временную опеку, принимается с учетом его индивидуальных потребностей.

Политика социального обеспечения детей в США во многом совпадает с английской. Ребенок находится в центре внимания общества. Интересы родителей и других заинтересованных лиц играют второстепенную роль. Несмотря на то что воспитание в биологической семье считается наиболее благоприятным для развития ребенка, могут использоваться и другие формы попечения, если это отвечает его интересам. Подобно Англии, акцент делается на усыновлении как основном способе обеспечения постоянного статуса ребенка, предпринимаются все меры для увеличения количества усыновлений. В связи с тем что воссоединение семей происходит не так часто, а также из-за дефицита замещающих семей национальная система социального обеспечения испытывает трудности, связанные с длительным нахождением детей под временной опекой.

В Германии она основана на предусмотренном конституцией балансе прав родителей и требований к обеспечению благополучия ребенка. Права родителей пользуются большим уважением. Решение о лишении родительских прав – серьезное вмешательство в дела семьи. Оно допустимо в случае, если после использования всех возможностей сохраняется серьезная угроза безопасности ребенка. В Германии лишить родителей родительских прав гораздо труднее, чем в Англии и США. Здесь гораздо чаще практикуют долгосрочное помещение детей в замещающие семьи и готовы расходовать значительные средства на оказание им адекватной помощи.

Страны бывшего соцлагеря приступили к реформе уже в XXI веке. В докладе Детского фонда ООН (UNIСEF) упоминается о Румынии, достигшей значительных успехов в ликвидации учреждений интернатного типа и в развитии современной замещающей заботы о детях. В частности, было закрыто более 50% учреждений, сократилась численность воспитанников школ-интернатов и детских домов. Сегодня в них находятся подростки со специальными образовательными нуждами. По мнению специалистов, темпы реформы в Румынии очень высоки, а создаваемая модель заботы о детях может стать образцом для других стран.

Стремительно развиваются альтернативные формы замещающей семейной заботы о сиротах в Белоруссии. Проведенная в июне 2005 года в Минске международная конференция по развитию региональных моделей защиты прав детей продемонстрировала их вариативность и получила высокую оценку иностранных специалистов. Процедура направления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение включает доказательство специалистом органов опеки проработки всех возможностей его семейного устройства. При этом помещение в детский дом рассматривается как крайняя мера. В результате работы по развитию семейных форм устройства в 2004/2005 учебном году на все школы-интернаты Минской области был укомплектован один первый класс. На этот учебный год в Минске вообще не планировалось формирования первых и вторых классов. Как следствие, появляются лишние интернатные учреждения, а в некоторых областях – очередь из желающих взять ребенка на воспитание. В республике наблюдается положительная динамика передачи детей в семьи.

О готовности к проведению реформы заявил Казахстан. В республике проводится ситуационный анализ, продвигается патронат как форма профессиональной замещающей заботы. На заседаниях координационного совета при правительстве обсуждаются цели и стратегия развития семейных форм устройства детей, разрабатываются индикаторы оценки эффективности этой деятельности, принимаются решения о выделении целевых средств.

В ряде регионов России также используются инновационные подходы к решению проблемы социального сиротства. Примером целенаправленной работы по раннему выявлению и вмешательству, развитию семейных форм устройства является Новгородская область. Обучение по технологии раннего вмешательства с целью профилактики социального сиротства прошли медицинские работники роддомов, педагоги и другие специалисты. Интенсивно развивается патронат, что приводит к закрытию учреждений.

Руководство Самарской области пересмотрело социальную политику в отношении сирот и отдало приоритет их семейному устройству. За четыре года свыше 4 тыс. детей были переданы на усыновление и в замещающие семьи. На начало 2005 года в учреждениях содержалось 13,5% детей (1763 человека) при среднем показателе по России 30-35%. Под опекой находился 51%, в приемных семьях – 20%; в домах ребенка – 2,4% от общего числа сирот. Средства, высвобождающиеся за счет экономии, направляются на обучение специалистов, открытие реабилитационных центров, издание методической литературы и т.д. Главное – в Самарской области смогли преодолеть межведомственную разобщенность и создали Комитет по делам семьи, материнства и детства, который аккумулирует и распределяет бюджетные средства на решение проблем детства, координируя работу других ведомств. Во всех районах открыты социальные приюты, центры помощи семье, занимающиеся, прежде всего, профилактической работой по предотвращению социального сиротства. Работа организована очень четко: продумано, где ребенок пройдет реабилитацию перед отправкой в приемную семью, как ему будут оказывать помощь специалисты.

В Пермской области на патронат передан 971 ребенок (5% от общего числа сирот). Для сравнения: в Москве на патронатном воспитании находятся 157 детей (1% от общего числа сирот).

Решать проблему вывода детей из учреждений интернатного типа пытаются около 25 субъектов РФ. К сожалению, ситуация ухудшилась в связи с принятием в 2003 году ФЗ №131 о местном самоуправлении, а в августе 2004 года – ФЗ №122. Согласно официальному заключению НИИ укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ это «привело к кардинальным и весьма неблагоприятным изменениям в основах законодательного регулирования правового статуса ребенка в России, закрепленного федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в России», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот». Государство отстранилось от реализации в национальном законодательстве международно-правового принципа приоритетности защиты прав ребенка, отказавшись от признания государственной политики в интересах детей «приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ» (абз. 1 п. 2 ст. 4 ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98). Из этого закона исключены также положения о «государственной поддержке семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе» (абз. 3 п. 2 ст. 4). Поэтому в большинстве ранее действовавших федеральных законов такое значимое и основанное на нормах Конституции понятие, как «государственная гарантия», заменено модным, но менее значимым понятием «государственная поддержка».

Существенно сокращен объем ранее провозглашенных на федеральном уровне базовых прав детей. Исключено право на приоритетную социальную защиту со стороны государства, значительно сокращен объем прав на образование, труд, охрану здоровья, доступ к учреждениям культуры; дети лишены права бесплатного пользования отдельными видами социальных и правовых услуг.

Также исключена норма о финансировании по повышенным нормативам специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов, групп для детей и подростков с отклонениями в развитии, обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, интеграцию в общество. Это приведет к сокращению количества таких учреждений или их переводу на платную основу. Отменено положение о создании социальных служб, в обязанности которых входила разработка индивидуальной программы реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Знаменитый ФЗ №122 отменил такую важнейшую правовую гарантию, как «установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей». Это противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом вне зависимости от региона проживания, создает предпосылки для дискриминации детей из разных субъектов Федерации, ограничивает возможность контроля государства в сфере защиты детства.

Ответственность за защиту прав ребенка возложена теперь на субъекты Федерации и местную власть. В этих условиях необходима продуманная целевая поддержка одних регионов и стимулирование других для решения проблем социального сиротства.


Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт