В начале 20-х годов ХХ века начала свою работу Детская Чрезвычайная Комиссия (ДЧК), преобразована позднее в СПОН (социально-правовая охрана несовершеннолетних); затем стали работать комонесы (комиссии по делам несовершеннолетних); детская социальная инспекция (ДСИ); общество «Друг детей». Они работали в основном с беспризорными детьми.
Комонесы продолжили благородную традицию русской педагогики – организацию попечительства. При них был создан штат «попечителей», которых чаще называли «воспитатели-обследователи». В их обязанности входила работа с семьей, организация «семейного патроната», в крайнем случае, направление ребенка в учреждение социального воспитания (детский дом).
Работа с беспризорными детьми велась в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних. Надо отметить, что эта работа имела солидную научную базу. Помимо специальных работ выходила серия «В защиту детства», предназначенная для педагогов и родителей. В брошюрах этой серии рассказывалось о причинах детских правонарушений, о психологии детей, о некоторых отклонениях от нормы в развитии и т.д.
В то время активно работали станции по борьбе с беспризорностью. Из таких станций формировались учреждения интернатного типа, например, знаменитый «Зачмон» (от «Зачатьевский монастырь») в Москве. Создавались также детские трудовые коммуны для несовершеннолетних, причем, не обязательно для правонарушителей; так называемые «Институты трудового воспитания» Самым известным был институт «Новая жизнь» для девочек-правонарушительниц в с. Скурыгино Подольского района Московской области.
В 20-е годы, как и до 1917 г., практиковалась передача детдомовцев на воспитание в крестьянские семьи. Приемным родителям предоставлялись некоторые льготы, определяемые местными исполкомами.
Те времена отличались большим разнообразием учреждений интернатного типа.
Одним из типов интернатных учреждений были пионердома. От обычного детского дома они отличались 100% пионерским составом, что тогда случалось не часто. В пионердома принимались дети не моложе 12 лет. Вероятно, в них направлялись дети из обычных детдомов в порядке поощрения. Количество детей в пионердомах не превышало 80 человек. Работа с ними строилась по принципу деятельности пионерской организации. Дети ходили в «общегородскую» школу, причем сотрудники пионердомов настаивали, чтобы все они (дети) посещали одну школу.
Педагоги далеких 20-х гг. ХХ в. сделали много ценных педагогических открытий: благоприятно для воспитания соединение обучения с производительным трудом; необходимо внедрение в работу детдомов элементов хозрасчета; ввели в практику трудоустройство выпускников (бронирование мест в фабзаучах, вузах, на предприятиях); в детдомах было хорошо поставлено эстетическое обучение и воспитание.
Однако детские дома того времени испытывали и значительные трудности: скудость бюджета, недостаток и неприспособленность помещений, малочисленность квалифицированных кадров.
Тем не менее, система интернатных учреждений постепенно развивалась и совершенствовалась.
К 30-м годам ХХ в. система интернатных учреждений включала в себя следующие типы детских домов: дошкольные детские дома для детей 3-7 лет; школьные детские дома для детей 8-15 лет; смешанные детские дома для детей 3-15 лет; пионердома; детские городки – большие воспитательные комплексы для детей всех возрастов; детские трудовые коммуны для социально запущенных детей 12-17 лет.
Были и кооперативные детские дома для детей трудящихся. Они создавались на средства профессиональных и общественных организаций для удобства работающих родителей, особенно, если их работа была связана с разъездами и командировками. Большого распространения они не получили.
За воспитанием детей в детдомах наблюдали воспитатели-обследователи, члены «совсодов» («советов содействия», организуемых на предприятиях), члены общества «Друг детей»
В 20-30 годах была очень популярна такая форма работы, как организация детских площадок, детских уголков и клубов при жилтовариществах. В них работали и специально приглашенные педагоги, и родители, успешно воспитывающие своих детей.
Надо отметить, что клубы вообще были очень распространены. Они работали не только по месту жительства, но и в школах. К работе с младшими «клубистами» привлекали подростков и молодежь, тоже членов клубов.
В то время велась работа по защите прав детей. Ею занималась междуведомственная организация «Ядра», созданная по инициативе социальной инспекции в 1925 г. Она работала по жилтовариществам, выявляя неблагополучные семьи, причины неблагополучия ребенка, факты пренебрежительного отношения к своим обязанностям со стороны родителей. Активисты «Ядер» организовывали работу с нерадивыми родителями. Формы ее были таковы: личные переговоры, устройство опеки, вмешательство правления жилтоварищества. В результате положение ребенка в семье улучшалось. Это было, хотя и косвенной, но весьма эффективной формой профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт