М.С.Ванцаев, директор Багряниковской школы-интерната

     Школа основана в 1942 году, как детский дом.  В 1949 году он был реорганизован в школу-интернат. В 1989 году школа стала специальной (коррекционной) школой-интернатом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специальная коррекционная школа-интернат прошла государственную аттестацию, аккредитацию и лицензирование в 2002 году на 5 лет. В школе-интернате работает 69 педагогов:  35 воспитателей, 34 учителя.

     В ГОУ ЯО Багряниковской специальной (коррекционной) школе-интернате для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обучается и воспитывается 144 воспитанника. Основной контингент – дети, оставшиеся без родительского попечения, с отставанием в умственном развитии.
 
     Основная   задача   школы-интерната   -   коррекция   отклонений   в   развитии           воспитанников в процессе общеобразовательной и трудовой подготовки, социальная реабилитация, подготовка к самостоятельной жизни и труду, успешной интеграции в
общество.

    Социально-трудовая адаптация невозможна без серьезного освоения умственно отсталыми  подростками  какой-либо профессии. Обычная коррекционная школа-интернат не может дать учащимся профессии, ибо по своему назначению не является профессиональной. С этой целью была пересмотрена, на наш взгляд, устаревшая программа обучения детей   в   коррекционной   школе,   учитывающая, в первую очередь, ограниченные возможности умственно отсталых детей и никак не учитывающая сложившуюся в обществе социально-экономическую ситуацию, при которой выживет тот, кто сумеет составить достойную конкуренцию выпускникам массовых  школ.

     В 1994 году было принято решение реорганизовать Багряниковскую коррекционную школу-интернат в агрошколу. Это позволило нам создать новую структуру коррекционного учреждения:, включающего школу, ПТУ и производство, где соблюдается преемственность и последовательность в обучении. Уже во время  школьного обучения дети получают первые профессиональные навыки (5-9 классы). Первый этап серьезной профессиональной подготовки - 10-11 классы. И самая важная часть комплексного обучения – профессиональная производственная деятельность, адаптация выпускников (в течение 2 лет после окончания 11 класса). Такая реорганизация позволила нам внести изменения в учебные планы и программы.

     Увеличены часы на практические занятия для обучающихся. Согласно графику производственной практики, каждый воспитанник закреплен за механизатором, который обучает его практическому вождению, проведению техосмотра и мелкого ремонта с/машин. По такому же принципу организована практика на школьной животноводческой ферме, мальчики и девочки получают навыки по уходу за коровами и телятами, по доению коров.

    Свою авторскую систему педагоги школы-интерната разрабатывали на основании гипотезы, что в современных условиях для успешной социальной адаптации аномальных детей необходимо расширить круг доступных им профессий и повысить уровень профессиональной подготовки, что даст воспитанникам возможность быть использованными на работах, требующих большей квалификации, а соответственно и лучше оплачиваемой. Это поможет  выпускникам в дальнейшем быть  конкурентно способными на рынке труда.

     Учебный план, по которому работает школа-интернат, сохраняет в необходимом объеме содержание образования коррекционной школы, являющегося обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого.

    В программу обучения с 9 по 11 класс (1 курс, 2 курс, 3 курс) введены курсы профессиональной подготовки по следующим профессиям:

- швея;

- обувщик по ремонту обуви;

- пекарь;

- овощевод;

- животновод;

- тракторист-машинист.

     Учитывая   специфику   работы   школы, с 4 класса вводится углубленное изучение предметов "Растениеводство" и «Животноводство». Предметы "Столярное дело", "Слесарное дело" вводятся также с 4 класса. 
По окончании 9 класса учащиеся сдают выпускные экзамены и получают свидетельство об окончании школы.

     С учетом специфики работы школы в учебный план 10 класса (2 курс), 11 класса (3 курс) введены следующие предметы:

- русский язык, речь и культура общения (2, 3 курсы)

- проблемы современного мира (2, 3 курсы)

- математика и экономика современного производства (2, 3 курсы)

- конструирование (3 курс)

    Курс "Русский язык, речь и культура общения" рассматривается, как обязательная часть программы по русскому языку. Задачей курса является повышение речевой культуры будущих рабочих, обучение правильному восприятию поступающей информации.

    Курс "Математика и экономика современного производства" предусматривает изучение математики применительно к производственной деятельностью, финансовыми операциями и другими вопросами, необходимыми для адаптации умственно отсталых учащихся.

    Курс "Проблемы современного мира" способствует социализации учащихся. Цель курса -  повышение  правовой, экономической и политической грамотности  воспитанников, обучение их отстаиванию своих прав, использованию знаний в практике жизни в обществе..

    ГОУ ЯО Багряниковская школа-интернат располагает прочной материально-технической базой для организации профессиональной подготовки, выработки трудовых умений и навыков.

    За последние 5 лет нам удалось создать современное многопрофильное учебно-производственное хозяйство, состоящее из нескольких структурных подразделений, имеющих современные формы организации. То есть, индивидуальной и частной предпринимательской деятельности. Для этого созданы обувные и швейные мастерские, открыт школьный магазин, в котором реально продается продукция, произведенная у нас. Мы используем принцип работы сельхозкооперативов, фермерского  хозяйства на примере животноводческого комплекса, где содержится более  40 голов крупного рогатого скота, в том числе 14 дойных коров, а также козы, овцы, пчелы. У нас есть мини-производства - мини-пекарни,  небольшой колбасный цех. Мы прививаем навыки сервисного обслуживания населения, которые наши воспитанники отрабатывают,    трудясь     в    швейных    мастерских,     в пунктах    по    ремонту  обуви, в парикмахерской.

    В настоящее время  мы используем в своем хозяйстве более 500 га земли, на которой  выращиваются овощи, корма  для  животных. У нас 6 единиц  с/х техники с полным набором разнообразных прицепов и агрегатов.   

    Работая с детьми, педагоги школы-интерната стараются научить детей добру, дружбе, жить по-добрососедски, уважать труд, самим уметь трудиться, быть самостоятельными, вести здоровый образ жизни и уметь полноценно отдыхать.

    Для учащихся школы-интерната регулярно организуются экскурсии в музеи п. Пречистое, г. Ярославля, г. Вологды, поездки на спектакли Ярославского ТЮЗа, на представления Ярославского цирка, ребята являются постоянными болельщиками футбольных и хоккейных матчей Ярославского «Шинника» и «Локомотива».

    Здоровый образ жизни формируют привычки, которые человек приобрел в  детстве. В школе-интернате ведется большая спортивно-оздоровительная работа.

   Каждый день начинается с утренней зарядки. Правильно спланированные комплексы упражнений дают возможность детям укрепить здоровье, развиться физически и повысить работоспособность на уроках и в подсобном хозяйстве.
Для профилактики утомления в середине урока в младших классах проводятся физкультминутки продолжительностью 1,5-2 мин. Двигательная активность школьников младших классов составляет 50% дневного бюджета времени, 30% - у учащихся старших классов.

    Урок физкультуры играет решающую роль в укреплении и охране здоровья. На уроке дети выполняют различные упражнения по коррекции недостатков двигательных функций, укреплению сердечно-сосудистой системы, обучаются правильному дыханию.
Для укрепления здоровья решаются две задачи: обучение двигательным функциям и развитие физических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость). 

    Все дети с 1 по 9 классы на уроках  физкультуры занимаются легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми, лыжами. 

    Неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому воспитанию, укреплению и охране здоровья является лечебная физическая культура (ЛФК). ЛФК проводится на уроках в начальных классах. 

    Спортивная работа в секциях – одна из важнейших составляющих работы по формированию здорового образа жизни.  Действует стандартный спортивный зал, есть лыжная база, тренажерный зал для учащихся 1-7 классов. В достаточном количестве имеются мячи для занятий баскетболом, волейболом, футболом. Организовано 7 спортивных секций.

     Традиционно проводятся   соревнования   между своими командами.

    Ежегодно спортивные команды школы-интерната участвуют во всероссийских детских соревнованиях и  турнирах по различным видам спорта и в одном международном по праву победителей областных и региональных соревнований. Так, за последние 5 лет наши спортсмены трижды в составе сборной детской команды России выступали в Америке, а также в Словакии, в Швеции. Об успехах воспитанников свидетельствуют их награды.  Из 200 медалей разного достоинства 21-  присуждена на международных соревнованиях. Из них самые ценные - за победу в настольном теннисе в 1995 г. в  Нью-Хевене, по бадминтону в 1999 г. в Северной Каролине,  по хоккею на полу в 2001 г. на Аляске, по бадминтону и настольному теннису в 2003 г. в Ирландии.

    Багряниковская школа-интернат в 1999 году стала лауреатом Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и награждена Дипломом Министерства Российской федерации по физической культуре, спорту и туризму и денежной премией в размере 25 тысяч рублей.
   
    Большое внимание уделяется трудовому воспитанию школьников, развитию системы трудовых навыков по уходу за собой, за свои жилищем, по уход за домашними животными, навыков различного с/х труда, ведь многие дети выбирают  в  дальнейшем сельский образ жизни,  даже перебираются из города, где у них есть жилье, в село.

   Главная цель и задача трудового воспитания - научить детей получать удовольствие, радость от трудовой деятельности, привить им готовность к будущему труду.
 
    Дети, начиная с начальной школы, с желанием трудятся на школьной ферме, помогают ухаживать за животными, летом заготавливают корма, работают на пришкольном участке - выращивают овощи.

    Педагогический коллектив старается, чтобы у ребят не было бесцельного,  бессмысленного досуга, внеурочное время должно быть наполнено содержанием, интересным, увлекательным, полезным. Нет хуже зла, чем безделье. И коллектив школы-интерната для организации разностороннего познавательного досуга проводит разнообразную работу по эстетическому воспитанию детей. 

    В   школе-интернате   работает   5   клубов по интересам.  При этом осуществляется и индивидуальный подход к отдельным учащимся, дифференцированно распределяются нагрузки. Внеклассная работа ценна и тем, что создает условия для эмоционально-психологической разгрузки, влияет на развитие ума, на воспитание характера, воли,   пробуждает интерес к самовыражению, благотворно влияет на психику.

    Кружковая работа позволяет решать различные задачи, способствующие воспитанию положительного отношения к труду,  обучению работе в коллективе, формированию эмоционально-волевой сферы. Если она проводится  со старшеклассниками, то помогает повысить их профессиональный уровень,  играет важную роль  в профориентационной работы.

    Кружков в школе 10. У  ребенка есть возможность выбора. Каждый кружок  взаимодействует  друг  с  другом,   дополняет знания, которые были получены в другом, а также на школьных уроках.       Например,  знания по домоводству –  в  кружке «Умелые руки», по обувному делу  – в кружке «Юный обувщик»,  по растениеводству  и цветоводству  – в изостудии,  по швейному делу  – в кружках «Кукольный театр» и «Волшебная игла», «Театр и мы» и т.д.
 

    Немало места в работе по эстетическому и нравственному воспитанию школьников в школе-интернате отводится игре. Считается, что ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Игра вызывает радостные эмоции, в игре получаем положительный эмоциональный заряд.  Детский  коллектив школы-интерната является ежегодным участником областного конкурса игровых программ  «Хорошее настроение».  Мы уже второй год – лауреаты!

    Наши ребята талантливы, мы ежегодно принимаем участие в фестивале детского творчества «Хрустальный башмачок», который проводится в г. Ярославле. В 2004 году  Артамонов Дмитрий стал его лауреатом, а Светлана Севрюкова получила гран-при фестиваля -  хрустальный башмачок.
  Творческий коллектив интерната являем ежегодным участником и
и по обыкновению -  победителем районного фестиваля детского творчества «Радуга» среди общеобразовательных школ. Традиционными стали областные фестивали детского творчества «Планета детства» среди коррекционных школ на базе нашей школы-интерната. 

    Очень радует, что мастерство наших артистов с каждым годом
растет.

    Мастера и умельцы школы являются неоднократными победителями районной выставки-ярмарки детского творчества. Их награждают за фантазию и выдумку, за мастерство, демонстрируемое  при пошиве одежды, в лоскутной
технике, в аппликации (соломка, береста, срезы дерева),  в плетении бисером, в вязание и пр.

    Воспитанник  Сорокин Михаил стал победителем областного конкурса детского изобразительного и прикладного творчества «Рождественские фантазии», который проводился в период зимних каникул 2006 г.

   Анализируя организацию воспитательного процесса в школе-интернате, можно сказать, что выбранные нами направления дают положительные результаты. Так, с сентября  1999 г. нет самовольных уходов детей из школы-интерната, совершено только одно преступление (до 1999 г. это была достаточно серьезная проблема).

    Наш опыт показывает, что трудовая адаптация умственно отсталых детей и    подростков должна осуществляться на основе ряда принципов:
1. Создание специальных условий, в которых социально-трудовая адаптация
происходит.
2. Всестороннее изучение особенностей аномального ребенка, его личностных качеств, характера для разработки путей коррекции и успешного  развития.
3. Прогностического характера коррекционно-педагогической работы с учеником с целью достижения конкретного уровня социально-трудовой адаптации и полной интеграции выпускников в трудовые коллективы.
4.   Включения учащихся в доступные реальные формы и виды человеческой деятельности и общения в процессе школьного обучения.
5.   Оказания социальной помощи и поддержки нуждающихся в этом после окончания коррекционной школы с целью достижения более высокого уровня трудовой адаптации и полной интеграции выпускников в общество.

Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт