Целью проводимого исследования было изучение особенностей социально-психологической адаптации выпускников детских домов и выработка рекомендаций для пресечения возможности негативной адаптации.
Исследование базировалось на следующих гипотезах:
- особенности воспитания детей-сирот в детских домах способствуют выработке у выпускников ряда социально-психологических качеств, препятствующих успешной адаптации в обществе;
- личностные качества, сформировавшиеся у детей-сирот, не всегда сказываются деструктивно на эффективности адаптации; некоторые качества несут в себе адаптивные возможности, что способствует нормальной социализации.
При проверке данных гипотез использовались следующие методы: структурированное интервью для изучения социально-психологической адаптации выпускников детских домов (анкета); наблюдение за различными аспектами жизни выпускников; опросник "Качество жизни-100"; тест самооценки; тест Хейма (на стратегии совпадающего поведения).
Прогнозировались следующие результаты исследования: описание социальных и психологических аспектов жизни выпускников детских домов; выявление социальных и психологических качеств, формирующихся в условиях детского дома, негативно влияющих на успешность адаптации; рекомендации к улучшению социально-психологической адаптации выпускников детских домов.
Проведенное исследование имело целью описание социальных и психологических аспектов жизни выпускников детских домов и выявление факторов их адаптации, дезадаптации в самостоятельной жизни.
С помощью структурированного интервью удалось получить разнообразные данные, чтобы описать самостоятельную жизнь выпускников детских домов в трех аспектах: физическом, социальном и психологическом.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВЫПУСКНИКОВ
Средний возраст испытуемых, принявших участие в исследовании, 17 лет.
Из них 43% — юноши и 57%— девушки. 76%— считают себя практически здоровыми, 20% имеют хронические заболевания: болезни почек, эпилепсию, ЗПР, гастрит и другие.
Выпускники не любят рассказывать о своем сексуальном опыте, но 57% признались, что начали половую жизнь ранее 17 лет (у 4% уже есть собственные дети, 13% опрошенных девушек делали аборты), 42% выпускников употребляют алкоголь; 4% в прошлом имели опыт наркотической зависимости; 10% признались, что по отношению к ним применялось физическое, сексуальное или психическое насилие.
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЖИЗНИ ВЫПУСКНИКОВ
Социальная среда включает контакты по основному виду деятельности, особенности места проживания, круг общения, способ проведения досуга.
Основная деятельность воспитанников детских домов после выпуска — это учеба в профессиональном училище (ПУ). Несмотря на то, что в ПУ зачислены 77% исследуемых, реально посещают занятия только 51%. Отсутствующие 26% признавались, что им лень учиться, надоело, не нравится профессия; 8% находились в местах лишения свободы. Совершенствоваться в профессии планируют 31 % опрошенных, 22% собираются поменять профессию, они не будут работать по полученной специальности.
Жилье выпускников — самый больной вопрос как для руководителей детских учреждений, так и для самих выпускников. И хотя социальные службы позаботились о том, чтобы у юношей и девушек была крыша над головой (73% имеют отдельные квартиры, 10% — комнаты в коммунальных квартирах, 10% — комнаты в общежитиях), исследование показало, что наличие прикрепленного жилья не дает чувства безопасности, защищенности, комфортности, благополучия.
Выпускники не удовлетворены недостаточной комфортностью своего дома, его перенаселенностью, отсутствием чистоты, возможности для интимности. Недовольны окружающей средой вокруг места проживания.
Отсутствие навыков построения семейного быта вместе с перечисленными факторами приводят к тому, что у молодых людей не формируется чувство "своего дома". Отсюда возникает "легкость" в обращении с жильем: 12% сдают квартиры, 6% (это девушки) предпочитают проживать у сожителей, 2% — с друзьями. Выявлен один факт утраты жилья (жилплощадь была продана), 6% выпускников не имеют жилья и поставлены на очередь.
Исследование круга общения выпускников продемонстрировало серьезные деформации социальных контактов.
Во-первых, фактическое отсутствие родительской семьи: 14% — круглые сироты, у 40% нет отцов или матерей, у остальных родители лишены родительских прав. Но и в случае общения выпускника с родителями он не может взять от них ничего хорошего: у 55% родители злоупотребляют алкоголем, у 20% имеют судимость, у 10% — психические отклонения. Из родственных связей выпускник чаще поддерживают отношения с братьями и сестрами, а также с бабушками, которые помогают им, в том числе и материально. В поисках оплота и пристанища выпускники детских домов стараются найти себе пару и перейти к своему партнеру на полное обеспечение, создать собственную семью. Таких в 17—18 лет уже 16%.
Во-вторых, выявлено, что друзья и сверстники, с которыми выпускники поддерживают отношения, в большинстве своем не являются друзьями по интернату, сокурсниками, коллегами или соседями по двору. У 30% опрошенных приятели являются членами неформальных группировок.
Важная характеристика включенности выпускника в социум — это способ проведения досуга. К сожалению, молодые люди довольно инертны: спортом занимаются только 16%, домашних животных держат 16%, хобби есть примерно у 10%, на садовых участках работают 18%. Эти данные говорят о неумении организовать свое свободное время, о пассивности, безынициативности.
Таким образом, социальные аспекты жизни выпускников детских домов отличаются специфическими особенностями, которые носят негативный характер по сравнению с теми же аспектами жизни их сверстников из полных семей.
Ребята испытывают социальные и психологические трудности при обучении в ПУ, потому что недостаточно хорошо социализированы и потому что не чувствуют, что специальность, по которой они обучаются — это их (!) выбор.
Выпускникам некомфортно на закрепленной за ними жилплощади. Вместе с бытовой неустроенностью их в большей мере волнуют отношения с родственниками, которые проживают с ними.
Молодые люди лишены самого важного ресурса поддержки — семьи. В случае если родители живы, они все равно не являются опорой в жизни.
Социальные контакты 30% опрошенных — это контакты со сверстниками "группы риска".
В ходе нашего исследования выявлен ряд факторов, негативно влияющих на адаптацию:
- совместное проживание, общий быт, некоторая "казарменность" существования (это способствует появлению дедовщины, воровства, хулиганства, беспорядочных половых связей и других явлений, которые деформируют личность и сказываются на дальнейшей социализации и адаптации);
- отсутствие возможности выбора профессии (выпускник вынужден обучаться в ПУ, которое имеет общежитие и договор на обучение с социальными службами);
- несформированностъ навыков ведения домашнего хозяйства и отсутствие опыта самостоятельного решения простых житейских проблем;
напряженные отношения с членами семьи;
употребление алкоголя и наркотических, веществ;
- завышенная самооценка, снижение критичности (делают человека нечувствительным к замечаниям окружающих, что повышает риск принятия неправильного решения);
- сформированная неконструктивная модель поведения в сложных ситуациях (неумение анализировать случившееся, оценивать обстановку, попытка уйти от решения проблемы путем нивелирования ее значения или переключения на другие виды деятельности, неумение решать проблемы);
- ощущение физической опасности, контакты с представителями "групп риска", недостаточность финансовых ресурсов и многое другое.
В подтверждение второй гипотезы приводятся факторы, способствующие успешной адаптации выпускников в самостоятельной жизни. Так, опыт проживания в детском доме, разрыв отношений с родителями способствуют формированию у ребенка чувства, что он один, ему никто не поможет в трудной ситуации. Ребенок по мере взросления убеждается, что может рассчитывать только на собственные силы и что помощи ждать не от кого. Это стимулирует проявление собственной активности, что является положительным аспектом адаптации.
Опыт проживания в большом коллективе сопряжен с согласованием собственных интересов с интересами большинства. Более того, решения принимаются совместно. Традиция обсуждать проблемы в группе (традиция "соборности") переходит и в самостоятельную жизнь.
Выпускники не боятся открыто выражать свои эмоции: протест, возмущение, гнев. Снятие напряжения подобным образом способствует сохранению психического здоровья.
Высокая самооценка позволяет ребятам позиционировать себя в отношениях с другими более высоко и добиваться определенных целей.
Позитивно влияют на адаптацию те модели поведения, которые входят в первый фактор успешности: жизненная активность, энергичность, нацеленность на познание нового. Кроме того, общеизвестно, что успешной адаптации способствует хорошее здоровье и уверенность в своей внешней привлекательности.
Следует отметить, что подготовку подростка-сироты к самостоятельной жизни необходимо начинать задолго до того, как он покинет детский дом. Все программы, за исключением одной, должны быть реализованы в период нахождения подростка в стенах детского дома.
Исследование: выпускников подтвердило, что все так же актуальны следующие направления работы с детьми-сиротами:
- профилактика девиантного и делинквентного поведения;
- нравственное воспитание;
- полоролевое воспитание (обучение "женским" и "мужским" моделям поведения);
- сексуальное просвещение;
- профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;
- профориентация;
- формирование навыков решения жизненно важных задач;
- валеология, здоровьесберегающие технологии;
- обучение бытовым навыкам (приготовление пищи, содержание дома, планирование бюджета и пр.).
Упомянутая выше программа для адаптации выпускников, которая реализуется в период их самостоятельной жизни, — это программа по-стинтернатного сопровождения. В процессе ее реализации необходимы занятия для формирования навыков управления своим свободным временем, психокоррекционные занятия по самооценке; психотерапевтическая работа по восстановлению уважения к труду. Ценность труда потеряна сегодня у большинства молодых людей, но у выпускников детских домов она деформирована еще и в силу того, что они находятся на государственном обеспечении.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт