В настоящее время на территории Ярославской области действует многоуровневая система сопровождения воспитанников детских домов и интернатов в решении вопросов профессионального самоопределения, разработанная Департаментом образования Ярославской области при участии Ярославского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки  «Ресурс».

   Уровень первичной помощи представлен специалистами детских домов и интернатов, непосредственно организующих сопровождение профессионального выбора каждого воспитанника.

      В большинстве случаев данную работу выполняют социальные педагоги, психологи, воспитатели данной возрастной группы. Их основная задача заключается в оказании помощи в профессиональном самоопределении воспитанников, а именно в создании необходимых условий для адекватного соотнесения профессионально важных качеств, выделенных в ходе анализа профессии, и индивидуальных характеристик воспитанника детского дома или интерната. Наиболее часто данная работа осуществляется по следующей схеме:
- сбор социально-педагогических данных на каждого воспитанника (состав семьи, ее социальная характеристика, обеспеченность жильем, наличие хронических заболеваний и т.д.);
- проведение профинформационных групповых и индивидуальных бесед (предоставление информации о важности самостоятельного и обоснованного профессионального выбора, о правилах и факторах выбора профессии, о возможных ошибках на этапе профессионального самоопределения, об уровнях образования, специфики учебных заведений различного уровня, перспективных направлениях деятельности, востребованных профессиях и т.д.);
- определение интересов и склонностей учащихся, а также выявление отдельных профессионально важных навыков и умений (анализ и выявление успешности в учебной и вне учебной деятельности);
- обращение в затруднительной ситуации в специализированные службы (обращение в центры психолого-медико-педагогической помощи и службы занятости);
- сопровождение воспитанников на этапе реализации профессиональных планов (оказание - поддержки по вопросам эмоционального, информационного, коммуникативного и другого сопровождения).

   Следующий уровень сопровождения профессионального самоопределения воспитанников детских домов и интернатов представлен специализированными службами, оказывающими консультационные услуги. В настоящее время существует гибкая система консультирования детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. При возникновении сложностей на любом этапе профессионального самоопределения они могут самостоятельно или через специалиста учреждения (социального педагога, психолога, воспитателя и т.д.) обратиться в любую службу, оказывающую помощь в решении данных вопросов. Для этого в каждое учреждение, занимающееся сопровождением детей-сирот, ежегодно предоставляется перечень организаций, которые оказывают профориентационные услуги.

     Основной целью деятельности специализированных служб при работе с детьми-сиротами и детьми, лишенными попечения родителей, является выработка реалистичного профессионально-образовательного проекта, учитывающего различные, субъективные и объективные факторы.

     Деятельность специализированных служб по оказанию профориентационных услуг организуется по следующим направлениям:
- Определение приоритетных профессиональных интересов и склонностей.
Анализ социальной ситуации каждого выпускника для определения возможностей и ограничивающих факторов (обеспеченность жильем, семейная ситуация, материальная обеспеченность, возможность поддержки от близких и родственников).
Детальное обсуждение основных тенденций на рынке труда и рынке образовательных услуг.
- Определение уровня развития профессиональных навыков, способностей, личностных качеств и характеристик.
- Совместная разработка профессионального и образовательного проектов.
- Соотнесение проекта с реальными условиями профессионального выбора.
- Определение стратегии профессионального становления.
- Обсуждение с представителем детского дома или интерната шагов по сопровождению реализации профессионального становления воспитанника.

     Результатом работы явилась проработка с каждым выпускником основного и запасного вариантов профессионального выбора с учетом интересов, склонностей, интеллектуальных и личностных возможностей, медицинских противопоказаний, контекста жизненной ситуации. Выводы и рекомендации профконсультанта отражены в психолого-педагогической характеристике выпускника.

   Следующим уровнем в существующей системе психолого-педагогического сопровождения является анализ и обобщение результатов сопровождения профессионального самоопределения воспитанников детских домов и интернатов. С этой целью ежегодно администрацией детских домов и интернатов направляются данные о профессиональных планах каждого выпускника (апрель – май), и реальной ситуации трудоустройства (сентябрь – октябрь). Сопоставление и анализ данной информации позволяет определить эффективность профориентационной работы как отдельных детских домов и интернатов, так и специализированных служб, оказывающих содействие в сопровождении профессионального самоопределения выпускников. Также данная информация позволяет выявить выпускников, которые не смогли трудоустроиться в силу тех или иных причин и оказать им необходимую своевременную помощь.

Материал взят отсюда:    Ссылка на сайт