Последнее десятилетие стало для образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. Особо значимой в условиях модернизации образования является задача обеспечения качества образования, развития воспитанников, удовлетворения в полной мере индивидуальных образовательных запросов и потребностей воспитанников, особенно обучающихся в старших классах. Велика роль библиотеки в развитии и становлении личности воспитанников детских домов. Она играет значительную роль в достижении нового качества образования, являясь не только важнейшим информационным ресурсом, но и центром, формирующим информационную культуру воспитанников и педагогов. Важнейшей задачей сегодня становится укрепление статуса библиотеки детского дома, повышение престижа библиотекаря. Ведь библиотека занимает ведущее место в образовательном пространстве учреждения, выполняя не только непосредственно библиотечные функции, но и способствуя развитию информационной грамотности воспитанников.

     За несколько лет работы библиотеки в нашем детском доме удалось выстроить целостную систему библиотечных уроков, на которых организуется самостоятельная работа воспитанников с текстом, используются различные стратегии, разные формы организации познавательной деятельности детей. Целью таких уроков является обучение детей умению работать с разными источниками информации, но не менее важно привить любовь к книге, сформировать естественную потребность в художественном чтении, развивать читательские вкусы.

     Библиотекарь детского дома сегодня должен обладать высоким профессионализмом и одновременно лучшими душевными качествами человека: добротой, вниманием к людям, стремлением помочь каждому своему читателю найти необходимую ему книгу. Он должен верить в свою работу, в ее высокое предназначение в процессе формирования личности ребенка, должен любить детей, понимать их проблемы, их сложный внутренний мир, быть в курсе новых учебных программ, иметь представление о новых обучающих системах, уметь координировать работу с педагогом в отношении каждого воспитанника. Постоянное изучение своих читателей, проникновение в мир их интересов, насущных потребностей, а также их отношений с товарищами, понимание побуждающих мотивов – необходимые условия для глубокого знания своего читателя, помогающие создать ясную картину его духовного роста, развития с тем, чтобы воздействовать и определять новые важные направления в этом процессе.

     Индивидуальная форма общения воспитанника и библиотекаря — суть повседневной работы библиотеки - это беседы, консультации, практические советы, ведение дневника чтения, помощь в работе с медиатекой, ставшей необходимым условием развития медийной компетенции воспитанника.

     В нашем детском доме библиотека переросла в культурно-образовательный и информационный центр.

      В библиотеке детского дома создана достаточно разнообразная база источников информации. Каталог на всю литературу имеется в карточной форме, создается его электронная версия. Формируется банк данных вновь поступающей литературы на электронных носителях. В библиотеке открыт доступ для читателей в Интернет.

      Проведено исследование, направленное на изучение роли библиотеки как образовательного центра. Были получены следующие результаты: большинство воспитанников посещают библиотеку для успешной подготовки домашних заданий (85%); для работы над рефератами - 40%; в целях самообразования - 10% воспитанников. Почти 60% воспитанников самостоятельно находят требуемую литературу, 40% прибегают к помощи библиотекаря. Несколько раз в неделю библиотеку посещают 27% воспитанников, еженедельно в ней бывает 18,8% опрошенных, реже одного раза в неделю пользуются библиотекой 7% и раз в месяц и реже - 3% воспитанников.

      Наличие медиатеки позволяет детям со средним и низким уровнем обучаемости закрепить материал на тренировочных занятиях по различным предметам. Работа воспитанников с учебными программами уже в 2005/06 учебном году позволила улучшить успеваемость детей.

      В стенах библиотеки происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении задач воспитания. Примером групповой формы работы с воспитанниками-читателями являются библиотечные уроки, экспресс-обзоры, громкие чтения, конкурсы, фестивали, турниры, встречи, развлекательно-познавательные игры, викторины, интегрированный библиотечный урок, устные журналы.

     Правильным решением было создание библиотечного совета, который осуществляет связь каждой группы с библиотекой. В библиотечный совет входит по одному представителю от группы. Каждый член библиотечного совета несет определенную нагрузку. Председатель - подводит итоги работы совета за четверть, участвует в рейдах по проверке содержания книжного фонда на группах. Секретарь - ведет протоколы заседаний библиотечного совета, а также проводит громкие чтения для малышей. В составе библиотечного совета назначаются ответственные за санитарное состояние помещения, за ремонт книжного фонда, за порядок расстановки книжного фонда на полках. Кроме этого, каждый член библиотечного совета следит за сохранностью книжного фонда в своей группе, делает библиотечные сообщения, берет литературу по тематике к знаменательным датам и рекомендует почитать товарищам. Библиотечный совет - это детское самоуправление, оно воспитывает у ребят деловитость, требовательность к себе и к членам своего коллектива, справедливость к людям, настойчивость, принципиальность, чувство ответственности и самокритичности.

     Помогает следить за читательским интересом детей библиокарточка читателя, которая дает полное представление о том, что читает воспитанник, как часто посещает библиотеку, участвует ли в библиотечных мероприятиях. Библиокарточка позволяет вовремя заметить и выяснить причины снижения интереса к чтению и посещаемости библиотеки. Библиокарточка дает основание для взаимодействия библиотекаря и воспитателя. Вместе они могут продумать новые методы, приемы воздействия на интерес ребенка к чтению. Здесь помогают эрудиция и юмор, другие оригинальные, ненасильственные приемы. Нужно не заставить, а заинтересовать, развить тягу к знаниям и закрепить понимание того, что в продвижении к новым знаниям, к новым успехам не обойтись без посещения библиотеки. Для того чтобы библиотека оказывала на детей эмоциональное воздействие, библиотекарь должен уметь увязывать события в стране и мире с задачами и стремлениями самого воспитанника, должен иметь способность внушать ребенку важность стремления к добру, к знаниям, к справедливости, к другим важным общечеловеческим ценностям, приобретению которых, как ничто другое, способствует именно библиотека - хранилище мудрости веков, народов, поколений.

      И еще один важный момент. Появилась необходимость и в обновлении форм работы библиотекаря с воспитателями. Библиотекарь выявляет информационные потребности воспитателей и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций, нововведений, передового педагогического опыта. Он способствует формированию информационной культуры, а также содействует развитию профессиональной компетентности воспитателей.

     Мы сегодня рассматриваем библиотеку как важное подразделение детского дома, особенно такого, как наш, – сельского, и не жалеем средств и сил на дальнейшее развитие библиотеки, чтобы она полностью отвечала современным требованиям нынешнего, мобильного человека, успех которого в наше время часто зависит от быстроты нахождения нужной информации.

Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт