Долгое время у нас в стране торжествовала позиция определенного отношения к детям с проблемами в развитии, в основе которой лежала идея о социальной полезности человека (В.Штерн, А.Мессер, Г.Риккерт), которая утверждала приоритет интересов общества над интересами личности. Этот подход породил и систему специального образования, которая до сих пор представлена преимущественно закрытыми интернатного типа образовательными учреждениями восьми видов, осуществляющими образование детей с различными нарушениями.

     Анализ сложившейся системы специального (коррекционного) образования показывает, что она не способствует достижению высокого уровня социальной адаптации детей с проблемами в развитии. У детей ограничены многие возможности: доступа к широкой информации, приобретения престижных в обществе и конкурентоспособных на рынке труда рабочих профессий, у них слабая правовая защищенность, они приучены к низкому качеству жизни (мизерность пенсий и невозможность получения высокооплачиваемой работы). Все это приводит выпускников специальных (коррекционных) школ к бедному материальному и духовному существованию. Патерналистские традиции нарушают нормальные взаимоотношения проблемных детей с их окружением, снижают социальную активность, вырабатывают иждивенческие установки.

     На сегодня работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, по-прежнему ведется скачкообразно, нет стабильности. Это происходит из-за отсутствия в школах нормативно-правовой базы, в соответствии с которой должен планироваться и проводиться образовательный процесс для детей с особыми образовательными потребностями и для учащихся, нуждающихся в различных нетрадиционных формах получения образования.

     Начиная с 90-х годов в России возникла еще одна точка зрения ученых на проблему образования детей с нарушениями в развитии: интегрированное обучение. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения – это мировой процесс, в который включены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию детей с особыми нуждами вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития. Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования в нашей стране, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Все это указывает на то, что работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, нуждающимися в различных формах получения образования, – одно из важных направлений, которое сегодня образование края ставит перед собой для дальнейшего успешного внедрения в жизнь.

     Должны произойти существенные изменения в типовом образовательном учреждении. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют все основания и право на эффективное решение вопросов их социализации и интеграции в общество. Для этого должны быть введены новые типы образовательных учреждений, в которых будут оказываться образовательные и коррекционные услуги проблемным детям, а педагоги займутся разработкой моделей и стандартов специального образования и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в процессе обучения.

    Конечной целью специального образования детей с физическими и психическими отклонениями является полное интегрирование в общество, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам. Поэтому интеграция не должна рассматриваться как локальная проблема образовательного учреждения. Она должна включать и такие компоненты, как:

- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;

- активное участие в данном процессе самого ребенка и членов его семьи;

- совершенствование самого общества, типа общественных отношений, которые пока в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказываются недоступной сферой для детей с ограниченными возможностями.

     Как следует из опыта разных стран, интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной).

     Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями в общую систему социальных отношений и взаимодействий прежде всего в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

    Педагогическая интеграция – формирование у детей с ограниченными возможностями способности к усвоению учебного материала, определяемого образовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).

    Как показывает опыт, накопленный в образовательных учреждениях Москвы, Московской, Ленинградской областей, интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, и как можно раньше. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

- программа интеграции должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;

- программа в своей основе не может быть директивной, она должна основываться на неформальной ситуации общения;

- программа должна включать в себя совместную и учебную, и внеурочную деятельность детей двух типов школ: массовой и специальной.

     Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе.

     Некоторые исследователи считают, что отсутствие учебной успешности и адаптации при обучении в массовой школе ставит под сомнение целесообразность интеграции. Успешность интеграции детей с нарушениями в развитии зависит не только от характера, тяжести имеющихся у них физических, психических нарушений и не только от эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но в большей степени от отношения к таким детям социального окружения, и прежде всего в той образовательной среде, в которую ребенок интегрируется. Учителя обычных школ проявляют зачастую негативное отношение к детям с ограниченными возможностями в большей степени, чем другие специалисты: врачи, психологи, специальные педагоги, социальные работники и др.

    Таким образом, в современной теории и практике специальной педагогической работы недостаточно исследований и практического опыта по проблеме интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательное пространство. Ощущается недостаточная методологическая разработанность данной проблемы, что затрудняет реализацию интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. Учитывая потребности педагогической практики, в Ставропольском крае начаты исследования для определения необходимой совокупности условий, обеспечивающих осуществление интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательные школы.

     В период исследований у детей появится шанс чаще видеть своих родителей, что будет способствовать их сближению, а значит, это будут еще и меры по профилактике социального сиротства. Дети будут включены в социальные связи. У них появится доступ к информации, которой владеют их сверстники. Они начнут вступать в равноправные отношения с разными людьми, играть разные социальные роли, осуществлять сотрудничество с разными людьми. Появится реальная возможность обратить общеобразовательное учреждение лицом к ребенку, обеспечить адекватные условия для обучения и развития детей с ограниченными возможностями, отвергнуть отчужденность школьного детского коллектива, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации.

    Теоретико-методологической основой исследования выступала идея, в рамках которой человек рассматривается как высшая ценность, как важная составляющая общественного развития.

     Для проведения теоретических исследований и практической работы по ним создана краевая экспериментальная площадка на базе города Буденновска и Буденновского района.

Ожидаемый эффект:

1. Разработка нормативно-правовой базы для осуществления интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательные школы;

2. Выявление медико-социальных, психолого-педагогических условий интегрированного обучения детей с проблемами в развитии;

3. Создание и внедрение эффективной региональной (районной, городской) модели интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательные школы;

4. Создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения;

5. Рост уровня профессиональной компетентности учителей-дефектологов, психологов и педагогов общеобразовательной школы;

6. Рост уровня социально-трудовой адаптации учащихся с отклонениями в развитии;

7. Формирование позитивного отношения со стороны общества к учащимся с интеллектуальной недостаточностью, психологический комфорт этих детей в общеобразовательной школе;

8. Формирование психологической готовности к интегрированному обучению;

9. Наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;

10. Полное удовлетворение специальных образовательных потребностей, имеющихся у детей с интеллектуальной недостаточностью;

11. Активное включение родителей в процесс реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью;

12. Повышение уровня успешности в освоении образовательных программ, социально-трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

13. Создание психолого-педагогических условий для бесконфликтного вхождения детей с интеллектуальной недостаточностью в общество нормально развивающихся сверстников;

14. Обеспечение самореализации и самовыражения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения в общеобразовательных школах;

15. Привлечение более пристального внимания общественности к проблемам детей с интеллектуальной недостаточностью.


Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт