В Германии мало детских домов, интернатов и приютов. 

    Детский дом города Бонна, основанный в 1960 году, единственный в этом городе, в настоящее время он финансируется органами местной власти, коммуной. Имеется четкая схема полномочий и компетенции конкретного исполнителя. Вместе с тем поступают финансы субъекта федерации, а также пожертвования частных лиц и организаций в виде денег, билетов (в театр, кино, спортклубы, зоопарк), школьно-письменных принадлежностей и прочее.
Немного об истории этого детского дома. Раньше он был создан богатыми людьми для сирот и детей улиц. В попечительский совет вошли пять человек, которые оставили завещание. В соответствии с ним каждый год с того времени и по настоящий момент определенная сумма переходит на счет каждого подопечного (50 человек). Несмотря на то что сейчас детский дом - муниципальный, завещание имеет свою силу. Кроме того, изменилось само направление помощи. Если раньше ребенка надо было накормить, предоставить теплое помещение и чистую одежду, то сейчас, в современном немецком обществе, требуется индивидуальное воспитание каждого подопечного. Ему нужны поддержка, воспитание в соответствии с требованиями времени, а также объяснение, что не он виноват в разводе своих родителей и других проблемах в семье.

     В 80-е годы XX века было построено новое здание детского дома, не в центре города, а на его окраине, рядом с лесом. При этом здесь все деревянное, что особенно ценится в Германии, поскольку соответствует одному из немецких методов воспитания, в соответствии с которым не должно быть ничего металлического. По словам замдиректора, не все детские дома находятся в таком хорошем состоянии.

     Детский дом города Бонна имеет несколько отделов и корпусов. Он напоминает мини-отель или студенческий городок. Он состоит из четырех отделов.

     Первый - общежитие для воспитанников. Как правило, им до 16-18 лет. Ведомство по делам детей, семьи и молодежи города выделяет на группу, состоящую из 10 человек и воспитателя, 201 евро в неделю. Группа сама распределяет финансы на покупку продуктов, а то, что остается, можно тратить по своему усмотрению.

     Второй корпус, жилищный и воспитательный, предназначен для тех, кто живет дома с родителями, но в период ссор или кризисов приходит и на какое-то время остается. Может быть и другая ситуация: родители не хотят воспитывать своих детей или им некогда, поэтому они отправляют их сюда добровольно. Сотрудник дома сообщил, что есть дети и обеспеченных, видных людей, включая политиков и бизнесменов. Подтверждением его слов служит тот факт, что если ведомство по делам молодежи признает, что семья в соответствии с ее доходами может позволить выделять средства на ребенка из собственного бюджета, то оно не выделяет средств детдому на этого воспитанника. То есть если пребывание в детдоме ребенка из социально неблагополучной семьи или сироты (1%) может оплачивать на 100% город, то в обратном случае сами родители должна платить 130 евро в день.

     Воспитательная работа проводится не только с детьми, но и с их семьями. Родители могут прийти и рассказать о своих проблемах. Они знают, что здесь получат консультацию и помощь компетентных специалистов.

     Третий отдел, интенсивный, - для тех, кто испытал кризис и оказался в трудной жизненной ситуации, подвергся изнасилованию, избиению и т.д.; также здесь проживают дети-беженцы и те, кто находится в психологическом кризисе. Здесь больше всего детей и групп, три подгруппы разного возраста. Одна из групп называется «Бенджамин». Она для детишек с 3 до 8 лет. Это те дети, которые попали в приемную семью, но там их не смогли воспитывать по разным причинам.

     Сами воспитанники детдома очень осторожно и внимательно относятся к тем, кто проживает в этой группе. К таким ребятам нужен особый подход, так как дети и подростки очень эмоциональные, гиперактивные, агрессивные, пережитое ими остается надолго в памяти. Ведь именно в этой группе находятся те, кто увидел собственными глазами, как убивали их родителей на войне в Африке, а также в других горячих точках.

     Как дети из других стран попадают в Германию? Родственники или друзья семьи, в которой погибли родители, а порой и сами родители на последние деньги покупают билет на самолет в один конец – в ФРГ - и отправляют ребенка. В Германии не могут найти никаких документов, выяснить обратного адреса и прочее, и тогда такие дети попадают в детдом. Для многих родителей это единственный шанс спасти их ребенка и обеспечить лучшее будущее, чем там, откуда он родом. В связи с этим так много информационного материала в журналах, газетах, на телевидении о бедственном положении детей в странах третьего мира и о необходимости оказать им помощь. Эта острая тема активно обсуждается немецкими властями.

     Четвертый отдел - для детей и подростков – инвалидов. По оценкам немецких специалистов, принцип работы в Германии с детьми, имеющими умственную отсталость и другие психические отклонения, существенно отличается от американских методов и форм. Немецкий спектр работы более широк и разнообразен. В частности, у каждого ребенка есть специальная мебель, ванна, все необходимые гигиенические средства. Спортивный инвентарь и помещения позволяют непосредственно в детском доме проводить лечебную гимнастику и вести необходимые занятия. Дети-инвалиды наравне со здоровыми детьми посещают школу. Таким образом, здесь смешанные классы. Дети-инвалиды чувствуют себя абсолютно нормальными, так же ходят на все мероприятия, и их никто ни в чем не ущемляет.

     Все дети посещают школу. Ежедневно школьный автобус отвозит детей в школу и обратно. Между прочим, водитель этого автобуса – солдат срочной службы.

     Всего в этом доме проживает более 220 человек. В каждой группе 12-15 детей, хотя должно быть 8-10. Группы делятся по возрасту: с 6 до 14-15 лет (две группы), с 15 до 18 лет (четыре группы) и три интенсивные группы (с 8 лет).  Мальчики и девочки в одной группе. Групп несколько. На каждую группу приходится четыре сотрудника и один практикант. Работают по сменам: с 6 до 14, с 14 до 20, с 20 до 6 часов, включая праздники и выходные дни. Кроме того, могут прийти все желающие и оказать помощь детям.

     Известно, что зарождение практики помощи в Европе произошло в глубокой древности. Здесь помощь и взаимопонимание трактуются как особая, специальная форма взаимоотношений между людьми. В Древней Греции в эпоху эллинизма общество обладало высоким духовным, дружественным чувством, моралью. В это время и зародилось такое понятие, как филантропия, то есть благотворительность. В XIX веке этический принцип бескорыстного служения людям французский философ Огюст Конт назвал альтруизмом.

     Заметим, что в Германии очень распространено проходить практику в социальной сфере добровольно и без вознаграждения. В немецком обществе это воспринимается как долг перед гражданами своей страны. Кроме того, это престижно. Как говорят сами жители Германии, к таким добрым людям особое отношение. Интересно и то, что число мужчин и женщин - практикантов примерно одинаковое.

     Если учесть, что граждане ФРГ чаще, чем россияне, принимают участие в благотворительных акциях, то уровень альтруистического поведения практически одинаков и в России, и в Германии. Кроме того, американские ученые пришли к интересному выводу: альтруизм самым благотворным образом сказывается на здоровье тех, кто ему следует. В течение 30 лет сотрудники Корнельского университета (США) наблюдали за 427 женщинами. Из них примерно половина отличалась альтруистическим поведением: они активно помогали соседям, другим семьям, чужим детям. Результат этих наблюдений: женщины, помогавшие чужим людям, болели в два раза реже, чем те, кто занимался только собственной семьей  .

     Каждый день воспитанники детского дома вместе с воспитателями расписывают себе распорядок дня по часам. Поэтому в кабинете у воспитателя всегда висит расписание каждого ребенка, независимо от возраста, по часам на неделю. Он знает точно, где подопечный, с кем, что делает. 

     Отметим, что постоянный персонал детдома г. Бонна имеет дипломы социальных педагогов, воспитателей, медицинских сестер, психологов. Эти люди пользуются большим уважением в обществе, так как заботятся о детях и инвалидах. Ведь, как говорят сами сотрудники, «так много дискриминации по отношению к инвалидам, да и на нашу зарплату семью не прокормишь». Хотя в действительности даже по европейским меркам зарплата очень высокая и много льгот: 30 дней отпускных, 13-я зарплата, выходные на новогодние праздники

     Дети в детском доме чувствуют себя свободно и комфортно, у каждого воспитанника детского дома есть своя комната, которую он обставляет и разрисовывает в буквальном смысле по своему усмотрению. Так как каждый воспитанник получает деньги от государства, он может распоряжаться частью этих средств сам. Поэтому у многих есть свой телевизор, магнитофон. Если воспитанник хорошо учится, то, получив стипендию, он может купить не только обои и шторы, но и телевизор. Так же с одеждой и другими вещами. Интересно, что старшие воспитанники могут закупать вместе еду и готовить. На каждом этаже есть кухня со столами, стульями, домашней утварью. Кстати, если дети не хотят обедать на кухне, они могут пройти в гостиную или в комнату отдыха, где стоят телевизор, уютный диван с креслами. Уборку комнат и кухни осуществляют самостоятельно. В детдоме царят чистота и порядок.

      Каждый воспитанник старше 14 лет может выехать в город и ходить по магазинам, в кино, к друзьям и даже на дискотеки. Единственное правило: они должны быть в своей комнате не позже 22 часов вечера. Поражает то обстоятельство, что, несмотря на национальные антитабачные, антиалкогольные и антинаркотические программы и муниципальные кампании в Германии, в детском доме официально разрешается пить пиво и вино с 16 лет в своей комнате, а водку и виски - с 18 лет.

      Руководство применяет гуманные меры воспитания: разрешено проводить и весело отмечать с друзьями праздники, приглашать знакомых, только надо ставить персонал в известность. Одним словом, воспитанники чувствуют себя действительно как в нормальных семьях, как дома.

      Как долго могут находиться дети и подростки в детском доме? По словам воспитателей, максимум два года. После этого многие подростки переезжают в квартиры. Они их снимают, город продолжает им помогать. Сначала они находятся под наблюдением, а потом по необходимости им предоставляются консультации и пр. Многие возвращаются в семьи, так как не только социальные работники города, но и специалисты детского дома работают с такими семьями. Известно, что эти семьи также находятся под наблюдением и родители испытывают страх: ведь дети могут заявить о своих правах и подать в суд на них. Некоторые остаются в детском доме на продолжительное время, а позже город предоставляет им другие формы и условия проживания. Кроме того, адаптация в обществе проходит легко, многие создают семьи (большинство живет гражданским браком), находят работу, путешествуют.

      Таким образом, если в России перед выпускниками детских домов остро стоит проблема включения в социум, они испытывают трудности в профессиональном самоопределении, браке, установлении профессиональных и дружеских отношений, то в Германии организуются новые формы образовательных учреждений, и социальная защита предусматривает организацию помощи детям и подросткам после выхода из детского дома.


Материал взят отсюда:    Ссылка на сайт