Говоря о работе с педагогически запущенными детьми, необходимо предполагать и работу с несовершеннолетними правонарушителями. Хорошо известно, что запущенные дети — это основной резерв молодых правонарушителей. Не каждый педагогически запущенный ребенок становится преступником, но каждый преступник был запущенным ребенком.
Работа с такими детьми в России началась в 1839 году, с открытием около Риги «спасительно-воспитательного учреждения» (школы) для детей, трудных в воспитательном отношении. В 1864 году в Москве на территории Симонова монастыря был открыт приют для малолетних преступников, вскоре получивший название Рукавишниковского, по имени молодого директора Н.В.Рукавишникова, благодаря которому приют стал одним из лучших воспитательно-исправительных заведений России.
Немного раньше вышла первая работа, посвященная изучению проблем детской преступности (А.В.Пасек. «Очерки истории наказаний для малолетних преступников», 1863 г.).
В конце XIX – начале XX века появляются научные труды по педагогике, во многом определившие дальнейшие направления работы с трудными (педагогически запущенными) детьми и с несовершеннолетними правонарушителями: исследования Д.Дриля, П.Ерогина, И.Сикорского, Дм.Тальберга и других.
Их главная идея — приоритет воспитания (перевоспитания) над наказанием и оказание помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
В конце 40-х годов уже XX века было проведено интересное исследование К.Радиной о мотивах детских школьных проступков и о мерах педагогического воздействия.
В настоящее время работа по педагогической реабилитации трудных подростков ведется в двух направлениях:
- коррекция качеств личности и стереотипа поведения;
- формирование новых качеств личности и стереотипа поведения; выработка самим подростком качеств личности, необходимых для успешности в личностно значимой и общественно ценной деятельности, а также обучение ребенка умению соответствующим образом организовывать свое поведение. Последнее очень важно: поведение определяет всю жизнь человека, его судьбу.
Подростковый возраст — наиболее благоприятный период развития человека, когда еще можно научить правильному поведению, изменить характер личности. Недаром русские педагоги конца XIX – начала XX века считали этот возраст драгоценным временем для педагогических влияний.
Нужно только выбрать наиболее подходящие способы и средства педагогического влияния.
Многолетний опыт работы с педагогически запущенными подростками показал, что весьма эффективным способом может стать обучение навыкам самопомощи. Основное в этой работе — научить подростков самим помогать себе. Нельзя все время опекать их. Нельзя оградить их от дурного влияния. Нельзя все время «воздействовать» на них, пусть и с самыми лучшими намерениями.
Можно научить их самих находить выход из трудной ситуации. Можно научить сопротивляться негативному влиянию. Можно научить детей управлять своим поведением.
Самопомощь — умение поддержать себя, вывести себя из тяжелого душевного состояния, умение самоубеждением облегчить самую сложную ситуацию, умение, не уходя в переживания, решать проблемы в психологически некомфортном состоянии стресса, что в конечном итоге учит самоорганизации всей жизни.
Обучение навыкам самопомощи базируется на особенностях подросткового возраста, а именно:
- на чувстве взрослости, представлении подростка о том, что он уже не ребенок, на стремлении быть и казаться взрослым;
- на социальной активности, высокой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых;
- на формировании и развитии воли;
- на готовности к сильным чувствам, активизирующим внутреннее внимание;
- на внутренней потребности упорядочить свой мир, соотнося его с пониманием жизни;
- на подражательности окружающим, в данном случае педагогу; сходство поступков будет вытекать из сходства душевных побуждений, а не из механического подражания.
Важную роль в этом играет толерантность педагога.
При формировании у подростка умения прибегнуть к самопомощи педагогу нужно разработать свой профессиональный кодекс, поставив во главу угла терпение, твердость, настойчивость.
Психолого-педагогическая реабилитация начинается с простого – с приучения соблюдению общепринятых норм и правил поведения. Затем нужно решать такие задачи, как формирование нравственных ценностей и представлений.
В умении правильно поставить задачи работы с педагогически запущенными подростками, определить их последовательность проявляется профессиональная компетентность педагога. К ней же относится и умение подобрать способы и средства работы с подростками, соответствующие их типу личности, темпераменту, характеру, степени педагогической запущенности, уровню сопротивляемости педагогическим воздействиям, уровню податливости воспитательному влиянию.
Человек — это не раз и навсегда составленная схема. Его личность формируется всю жизнь. Характер развивается скачкообразно: иногда позитивное накапливается в характере и поведении исподволь, незаметно, не проявляясь, а под воздействием сильного впечатления, которое пережил подросток, может резко раскрыться неожиданными положительными качествами. Педагогу нужно быть готовым к таким скачкам в развитии личности.
Сущностной характеристикой работы по формированию навыка самопомощи является создание условий перехода от позиции подростка «я не могу» к позиции «я сам могу справиться со своими трудностями».
Положительный эффект дает в работе с запущенными подростками, да и с правонарушителями, применение «терапевтической метафоры». Она направлена на формирование чувства разделенного переживания (рефрейминг), замещающего чувство обособленности, характерное для запущенных подростков. Применение «терапевтической метафоры» помогает детям осознать, что решение их проблем нужно искать в них самих. Это очень важно, так как такие подростки обвиняют в своих несчастьях всех окружающих и своим поведением мстят им за это (по мнению самих подростков). Мстительность самым печальным образом сказывается на их (подростков) судьбе.
Лучший материал для работы в плане рефрейминга дают сказки Л.Баума «Волшебник страны Оз» и Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».
Все проблемы персонажей «Волшебника» решаются, когда им подсказали, что ответы нужно искать внутри себя. Лев всегда был храбрым, Пугало — умным, Железный Дровосек обладал горячим сердцем, а Дороти легко могла вернуться домой.
Аналогично можно использовать сказку «Гадкий утенок». При чтении сказки у ребенка (и у взрослого тоже) возникает чувство глубокого сопереживания с отвергнутым и обиженным утенком. Благодаря чувству разделенного страдания дети отождествляют себя с гадким утенком и словно сами проходят весь путь превращения невзрачного птенчика в прекрасного лебедя.
Такой же эффект дает чтение пьесы М.Метерлинка «Синяя птица». Тильтиль и Митиль, долго искавшие Синюю птицу счастья, находят ее у себя дома. Эту пьесу можно читать по ролям, а можно и поставить своими силами.
Использование «терапевтической метафоры» тесно смыкается с традиционным для русской педагогики способом работы — чтением. Русские педагоги всегда высоко ценили чтение как весьма эффективный способ работы с трудновоспитуемыми детьми.
Сейчас появилось очень много хороших авторов, отечественных и зарубежных (современных и тех, кого ранее не издавали). Можно посоветовать почитать такие книги, как: «Плохих людей нет (Евразийская симфония)» Х. Ван Зайчика; детективы о судье Ди Р. Ван Гулика (судья Ди Жэньцзе - реальное лицо, высокопоставленный чиновник китайской династии Тан); «Тайный сыск царя Гороха» и его продолжения А.Белянина; тетралогию О.Громыко о красавице-ведьме В.Редной; трилогию «Скалолазка» В.Синицына; «Записки безумной оптимистки» Д.Донцовой, «Хроники хорьков» Р.Баха (бывшего истребителя ВВС США); «Хроники брата Кадфаэля» Э.Питерс (детективы из жизни Англии XII века) и многие другие.
В работе с педагогически запущенными подростками следует использовать и другую традиционную, но тем не менее очень эффективную форму работы — вовлечение в общественно полезную деятельность. В выборе ее видов педагог практически не ограничен. Однако лучше подобрать виды деятельности, связанные с заботой о других людях. Заботясь о других, подросток непременно изменится к лучшему, хотя и не сразу.
Успех работы педагога с запущенными детьми во многом зависит от его индивидуально-личностных особенностей: от эмпатии, эмоциональной отзывчивости, готовности прийти на помощь воспитаннику. Большую роль играет и эрудиция педагога. Эрудированность педагога — это то, что ценят все дети без исключения. Нередко уважение к эрудиции педагога становится отправной точкой, с которой начинается податливость воспитанию, а вместе с этим психолого-педагогической реабилитации.
Педагог может успешно работать с очень трудными детьми при соблюдении ряда условий:
- не поддаваться на провокации и не давать повода для провокаций, эмоциональных вспышек;
- никогда не ставить воспитаннику в пример кого-либо из детей, ведь дети лучше знают друг друга, поэтому примерный для воспитателя ребенок зачастую не является таковым в глазах детей (мнение это бывает весьма обоснованным), и такой пример вызывает озлобление у воспитанника, сначала по отношению к «примерному», а потом и к воспитателю;
- всякое обещание, данное детям, должно неукоснительно выполняться;
- нужно быть очень осторожным в высказываниях, особенно осторожно надо шутить с детьми.
Трудные подростки болезненно реагируют на то, что кажется им покушением на их достоинство. И чем глубже запущенность ребенка, тем болезненнее он реагирует на кажущееся неуважение педагога. Такие дети не пропускают ни одного неосторожно вырвавшегося слова, замечают неудачную шутку, каждый невольный промах, каким бы незначительным он ни был, все это они используют для дискредитации педагога в глазах других воспитанников. Поэтому слова и поступки взрослых должны быть очень взвешенными. И конечно, таких «неудобных» детей нельзя педагогу записывать в личные враги и использовать свою, побеждающую, артиллерию средств и методов борьбы с ними.
В педагогике есть лишь одно универсальное и исключительно эффективное средство: терпение.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт