Дети, поступающие в детские дома, как правило, имеют нарушенную социализацию. Несмотря на то что целью работы подобных учреждений является социальная защита воспитанников, оказание помощи и поддержки в процессе их социализации, сложности, говорящие о недостаточной социализации, у воспитанников при вхождении во взрослую жизнь все же остаются.
Причин тому немало, и прежде всего это проблемы психологического характера, связанные с отсутствием родительской ласки и любви, которые приводят к деформации личности ребенка. У этих детей формируется ряд особенностей, таких как неосознание себя личностью, отсутствие мотивов и перспектив будущего, слабое жизненное самоопределение, кроме того, воспитанники детских домов живут по групповому принципу, то есть не выделяют свои личные права и обязанности, свое «я», так как основываются на групповом понятии «мы».
Выходя из учреждений, выпускники часто продолжают жить вместе, в одной квартире, сдавая квартиры других. В первую очередь потому, что им трудно осознавать себя вне коллектива. Надо ли с этим бороться? Или нужно использовать это во благо детей, привыкших к коллективной жизни, пока не умеющих строить отдельно свою судьбу?
Серьезная задача – правильно выбрать профессию для наших ребят.
К сожалению, низкий уровень знаний выпускников очень сужает границы возможного для них, поэтому вопрос профессионального определения не должен быть формальным, наоборот, его нужно тщательно проработать для принятия оптимального решения по каждому ребенку. Очень часто при выборе учебного заведения учитываются, причем чуть ли не как главные, такие условия, как наличие общежития, предоставляющиеся льготы при поступлении, а также возможность получения среднего образования (что, конечно, важно), но сдвигаются на задний план другие немаловажные факторы, которые в первую очередь должны учитываться: интеллектуальные возможности ребенка, медицинские показания, его личные способности и склонности. Опираясь при выборе на первые, важные для нас показатели мы, педагоги, решаем свои проблемы, а не детей. Получается, что нам не важно, есть ли склонности к профессии у воспитанника, сможет ли он ею овладеть, устроиться на работу и - главное - не останется ли он один, если в его жизни возникнет трудная ситуация, так как это вопросы уже не в компетенции детских домов. Именно в трудных жизненных ситуациях для наших воспитанников важны помощь и поддержка. Современное общество очень обособленно, сейчас каждый сам за себе. Ребенку, воспитанному в коллективе, нелегко приспособиться к новым социальным условиям, к безразличию окружающих. Недаром в последние годы практики воспитания детей-сирот все чаще отмечают необходимость так называемых общественных попечителей, цель работы которых - оказание действенной пошаговой помощи в становлении постинтернатной жизни воспитанников.
Огромные сложности, которые предстоят выпускникам детских домов при их вхождении во взрослую жизнь, побуждают к тому, чтобы в значительной степени ориентировать детей на тот вид жизнедеятельности, который будет опять же коллективным, групповым и, в значительной степени, увы, отчужденным от семейной замкнутости. Конечно же, это военная карьера, спорт, масштабное строительство и даже артистическая карьера – в хоровых, танцевальных коллективах.
Такой аргумент, как низкий уровень знаний, не оправдывает нас при однообразном устройстве выпускников в училища начального профессионального образования на непрестижные специальности. Ведь зачастую у большинства ребят есть способности к творчеству, есть явные таланты, пусть не в физико-математических науках, а в танцах, в пении, в рукоделии, в спорте… И об этом так убедительно свидетельствовали их успехи на занятиях в кружках, в студиях, в секциях. Почему же мы тогда охотно развиваем дополнительное образование, но не видим в нем подсказки для дальнейшего устройства судьбы наших детей?! Несмотря на то что главная цель дополнительного образования - это обеспечение занятости детей и всесторонние их развитие, а не профессиональная подготовка, мы не должны скидывать со счетов и другие его возможности. Это могут быть первые шаги в будущую профессию.
Уже само участие в разных творческих коллективах по интересам, во-первых, уравновешивает чашу весов с однообразием и замкнутостью группы, в которой постоянно находится воспитанник, расширяет и комбинирует новые и разные социальные связи, во-вторых, ориентирует на нужный нам коллективный вид жизнедеятельности после выхода из детского дома.
Важна роль и спортивных направлений, так как многие наши воспитанники имеют хорошие физические данные: они ловки, сильны, выносливы, и для многих мальчишек спортивные школы олимпийского резерва – это шанс.
Очень часто мы отмечаем талантливых детей, танцующих, поющих на наших праздниках, увлеченно проводим с ними дополнительные занятия, отправляем на конкурсы, гордимся их призовыми местами, но никак не соотносим это с дальнейшим выбором профессии, понимая, насколько будет труден этот путь в первую очередь для нас самих. Наши воспитанники танцуют, рисуют, поют, пока хватает способностей, а когда необходимо получить знания для развития талантов, для закрепления их на профессиональном уровне, пасуют перед трудностями, и мы вмести с ними. А возможно, именно здесь мы должны проявить свой «родительский долг»: поддержать, убедить, настоять, что так часто делают родители, воспитывая своих кровных детей, цепляясь за их способности как за билет в счастливое будущее.
Практическая работа в детском доме и анализ данных об устройстве выпускников нашего города подтверждают успешность групповой адаптации наших воспитанников, сделавших свой выбор в пользу специальностей, связанных с коллективным трудом (в основном это военные и музыкальные профессии). Но выбирают такие специальности единицы (с 1999 по 2004 год это число составило 6% от общего числа выпускников), так что это скорее исключение, чем правило. Кроме того, данная цифра указывает на недостаточное использование данного способа социализации выпускников при имеющихся условиях как на базе, так и вне наших учреждений.
Конечно же, данное мнение не умаляет необходимости и важности семейного устройства и воспитания, но, если дети остаются у нас в учреждениях, мы должны подходить к их судьбе индивидуально и взвешивать все за и против, определяя их будущее. Мы считаем важной необходимостью обратить внимание при профориентации на профессии коллективного труда. Данный подход к решению проблемы имеет место быть. Тем более что перенесение построения семьи на более взрослый период может быть гарантией более ответственного отношения к своим обязанностям вследствие накопления жизненного опыта в привычных условиях коллектива, но нового, взрослого, состоящего в том числе и из успешных людей.
Таким образом, верно выбранная профессия, соответствующее ей учебное заведение для получения дальнейшего образования, а также адаптация к самостоятельной жизни в коллективе, готовом поддержать, могут значительно снизить тревожные ожидания некоторых выпускников. Стоит обратить на это внимание.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт