В предвоенные годы в детских домах были популярны литературно-творческие кружки. Они имели целью развитие детского литературного творчества. Занятия в кружках начинались со знакомства с процессом литературного творчества и с изучения образцов художественной литературы. Руководители кружков придавали большое значение развитию речи детей. Для этого они использовали сочинения – устные – сначала коллективные, а затем индивидуальные.
Воспитатели часто организовывали фольклорные экспедиции. В них участвовали и дети из других кружков. Педагоги считали,  что фольклорные экспедиции – такая форма работы, которая может увлечь всех воспитанников. И они оказались правы. После экспедиций, как и после других занятий, кружковцы готовили публикации. Это были «Литературные странички» в стенгазетах и специальные журналы кружков. В них могли писать все детдомовцы, если у них появлялось такое желание. Воспитатели отмечали, что у членов кружка заметно возрос интерес к учению, в особенности  к гуманитарным предметам. А за ними тянулись и остальные.
В годы Великой Отечественной войны часть детских домов была эвакуирована в глубь страны. Уральские и  сибирские детские дома принимали детей, родители которых были призваны в Красную армию.
Детские дома вносили посильный вклад в оборону страны. Их мастерские выполняли заказы, имеющие оборонное значение. Воспитанники изготовляли оборудование для госпиталей, части военного снаряжения, ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь. Дети участвовали в уборке урожая в колхозах,  в воскресниках в фонд обороны. Широко была распространена тимуровская работа.

Тимуровцы помогали семьям воинов: кололи и пилили дрова, носили воду, занимались с
маленькими детьми. Воспитанники детдомов посылали подарки бойцам на фронт. Они выступали с концертами в госпиталях. Очень занятые трудовой и общественной деятельностью, детдомовцы хорошо учились. Видимо, в тяжелой ситуации стало сильнее чувство ответственности.
Некоторые детские дома остались в прифронтовой полосе. И тут детдомовцы, как могли, помогали взрослым.
Иногда приходилось открывать детские дома в прифронтовых городах.
В блокадном Ленинграде, на Выборгской стороне, в декабре 1941 г. был открыт детский дом, получивший номер 51. Несмотря ни на какие трудности, он был полностью оборудован для приема детей. Уже в первые дни он принял огромное число воспитанников, в основном, маленьких. Дети были не только голодны. Они были жестоко изранены во время бомбежек и артобстрелов. Часто их приносили в бессознательном состоянии. Работники детского дома самоотверженно выхаживали ребят. Педагогам помогали шефы – рабочие фабрики «Красный маяк». Труд взрослых был вознагражден: дети выздоравливали. Выздоровевших отправляли в тыл, хотя некоторые оставались в детдоме. Над детским домом  № 51 шефствовали бойцы Волховского фронта. Офицеры и солдаты переводили детдому деньги, посылали продукты, подарки. Иногда они сами приезжали к детям. Этому детдому помогали и тыловые детские дома. Воспитанники получали продуктовые посылки из Кировской области и Казахстана. Детский дом  №  51 г. Ленинграда спас немало детей.
  К сожалению, не все педагоги детских домов работали так, как ленинградцы. Бывали случаи, когда детей обворовывали, а ворованным спекулировали. Иногда взрослые глумились над детьми. Все эти безобразия описаны в повести А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая…».   

            После Великой Отечественной войны многие дети остались сиротами. Для них открывались новые детские дома – их число увеличилось до 4065. Они были представлены следующими типами:
1. Дошкольный  –  для детей 3–7 лет.
2. Школьный  –  для детей 7–14 лет.
3. Смешанный, объединяющий дошкольный и школьный детские дома.
4. Специальный – для детей, родители которых погибли от рук фашистских оккупантов.
Все детские дома работали интересно и содержательно. В этом отношении
показательна работа детдомов Алтайского края. Например, в них организовывались разновозрастные отряды для выполнения единовременных заданий (Ребрихинский детский дом), постоянные и временные бригады (Аскатский детский дом). Аскатский детский дом вел рентабельное животноводство. Это позволило отказаться от государственного снабжения в виде нарядов на мясо, масло, жиры.
В детских домах края было хорошо поставлено эстетическое воспитание.    Работали драматические кружки, кукольные театры, хоры, оркестры (Малаховский детский дом). В Ребрихинском детдоме активно велась краеведческая работа. Воспитатели и воспитанники ходили в многодневные походы, в которых изучалась история края, записывались легенды, предания, песни.
Во всех детских домах края большое внимание уделялось повышению педагогического мастерства воспитателей. Так, в Ребрихинском детском доме с воспитателями проводились специальные занятия по постановке голоса.
Говоря о работе детских домов послевоенного периода, надо подчеркнуть, что трудовое воспитание в них находилось на очень высоком уровне. Вместе с детьми работали взрослые. Весь коллектив детдома в селе Красный Бор  Смоленской области

строил новую школу на месте разрушенной фашистами. Педагоги и старшие дети сделали наглядные пособия для младших:  кассы для букв, гербарии.  Воспитатели и воспитанники Нижне-Архызского детдома  Ставропольского края под техническим руководством работников «Сельэлектро»  выполнили монтажные работы и за 3 месяца построили собственную электростанцию мощностью 25 кВт. В Ставропольском крае, кроме того, осуществлялось сельскохозяйственное обучение воспитанников. Дети применяли  полученные знания  в работе на  учебно-опытных участках. Выращивая ягоды, фрукты и овощи, они проводили опыты по селекции.  Детдомовцы вели и рентабельное сельское хозяйство. Они полностью обеспечивали себя сельхозпродуктами.
    Большое внимание в детдомах тех лет уделялось эстетическому, или художественному, как тогда говорили, воспитанию.  Дети занимались  хоровым и
вокальным пением, танцами, изобразительным искусством; создавали оркестры (духовые, струнные, народных инструментов), различные самодеятельные театры: кукольные, теней, драматические. Увлекались постановкой пьес, инсценировками, литературно-музыкальными композициями. При организации эстетического воспитания в детских домах создавались «единые»  кружки. Они охватывали несколько видов самодеятельности.  Такой кружок работал в Денисовском детдоме Красноярского края. В него входили все воспитанники старшей группы.  Каждый член кружка пел в хоре, выступал с художественным чтением, играл в спектаклях. Воспитанники выступали в танцевальных ансамблях, ставили литературно-музыкальные композиции. Дети сами шили костюмы, готовили  все оформление, световые эффекты.
В Волгоградской области было много специальных детских домов. Они начали создаваться в 1943 г., сразу после победы под Сталинградом. Воспитатели видели свою  задачу в том, чтобы, прежде всего, отвлечь детей от тяжелых воспоминаний. Для этого как

нельзя лучше подходило именно художественное воспитание. Для занятий выделялись специальные помещения. На  работу в детдома приглашались специалисты в области различных искусств.  При подборе кадров предпочтение  отдавалось  воспитателям, имевшим способности и умения в разных видах художественного творчества.   Хорошей постановке эстетического воспитания в детдомах Волгоградской области  в значительной мере способствовало то, что они тесно сотрудничали с областным отделом искусств  и областным Домом народного творчества.  Эти учреждения обязали театры и сельские дома культуры и оказывать помощь детским домам.
Детский дом  № 1 г. Кушва Свердловской области славился своими «Литературными пятницами».  Темы вечеров выбирались в соответствии с программой по литературе. Пятницкий детский дом Белгородской области с успехом организовывал вечера, посвященные творчеству русских композиторов, художников, выставки детского изобразительного творчества, литературные утренники и викторины.
Имелись и свои проблемы в работе детдомов послевоенного периода. Так, воспитательные группы, объединявшие детей одного или смежных возрастов, были слишком велики  – от 30 до 35 воспитанников. С ними занимался один воспитатель.
Основную проблему для детских домов составляло трудоустройство выпускников. Дети находились в учреждении до 14 лет, только отличники оставались  до 18-ти. Возникали сложности и с продолжением образования. Впоследствии положение о содержании воспитанников в детском доме было пересмотрено.

Материал взят отсюда:    Ссылка на сайт