Исследования особенностей психического развития воспитанников детского дома  традиционно основываются на лежащей в русле психоанализа идее психической депривации, являющейся следствием отрыва ребенка от матери. Депривация рассматривается как основной фактор, препятствующий полноценному психическому и физическому развитию. А этот фактор показывает, что состояние  здоровья воспитанников в детских домах явно неблагополучно. Ранимая и неустойчивая психика детей оказывается перегруженной, что проявляется  либо в агрессивности их поведения, либо в апатии и равнодушии к жизни. Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье.  Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот. Наиболее частой причиной является патология головного мозга. В детских домах не удается обеспечить полноценное психическое развитие детей, так как:
– дети приходят в детский дом с нарушением  развития;
– отсутствуют эффективные  технологии воспитания детей-сирот;
– не имеется достаточного числа специально подготовленных специалистов для работы с сиротами (воспитателей, психологов, социальных работников и др.).
  Растет число детей с различными формами хронических заболеваний. Анализ показателей здоровья воспитанников убедительно доказывает, что многие трудности обучения, нравственного совершенствования, духовного развития порождены дефектами физического и психического состояния детей. В то же время возможности, связанные с использованием традиционных методов   восстановления здоровья, резко сужаются и такие факторы, как полноценное питание, чистый воздух, физическая зарядка занимают все меньшее место  на фоне доминирующего воздействия нервно-психических перегрузок.
Нарастающая напряженность ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял  активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов. Возникает острая необходимость в развитии физической культуры.   
С каждым годом растет число детских домов, сознательно выстраивающих свою систему здоровьесбережения не только для детей, но и для воспитателей. Накоплен интересный опыт. Учитывая остроту проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем подрастающего поколения, мы не должны ограничиваться  только декларациями. И здесь важным является знание об индивидуальных особенностях организма.  Правильный подход к физическому развитию каждого ребенка может существенно повысить умственную работоспособность воспитанников, а следовательно, и  результативность их обучения. Особенно это важно в начальных классах школы, когда закладывается личностное отношение к процессу обучения.  Уже на этом этапе необходимо индивидуализировать обучение.  У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  чаще, чем у детей из нормальных семей диагностируется общая  задержка физического развития. Среди этого контингента значительно реже (в несколько раз или практически отсутствуют) дети  с длиной тела выше средних величин, здесь чаще выявляются сниженные  функциональные показатели (жизненная емкость легких и мышечная сила рук), особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. А значит, есть необходимость оказания коррекционных воздействий на психологическое и физическое здоровье детей-сирот.
      Учитывая неблагополучную ситуацию со здоровьем всего молодого поколения  России в целом и принимая во внимание фактор неблагоприятной наследственности детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя не задумываться над совершенствованием процессов оздоровления воспитанников интернатных учреждений.
Изменение социального состава сиротства проявилось в ухудшении физического состояния детей,  в появлении детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержками психического развития, с проблемами в поведении (склонность к бродяжничеству, табакокурению, наркомании и токсикомании). Например, только в одном детском доме на 181 воспитанника, по данным медицинского центра, имеется  330 диагнозов (Материалы научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей-сирот», СПб, 2001).
Нами изучен опыт работы по внедрению проектов «Школа здоровья» в 7 образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основанной на организации взаимодействия специалистов, сопровождающих развитие ребенка.
Был проведен анализ реализации программы «Здоровье» в Решетихинском  детском доме Володарского района Нижегородской области. Ее комплексный подход,  вовлеченность и медицинских специалистов, и педагогов дополнительного образования, спортсменов и преподавателей физкультуры дал ожидаемый результат. Наблюдается снижение ряда заболеваний, стабилен уровень успеваемости воспитанников, наметился рост творческой активности детей, растет и их заинтересованность  в делах детского дома, каждый ребенок вовлечен в образовательно-воспитательный процесс в период досуга, увеличилось количество небезразличных педагогов, поддерживающих детей. У выпускников появилась уверенность в возможности получения хорошего образования. Укрепилась материальная и техническая база учреждения:  активно работает зал ЛФК, кабинет массажа и т.д.
Несколько иное направление выбрано главным в работе по осуществлению проекта «Школа  здоровья» в Яглинском детском доме-школе г. Саранска Своей основной задачей педагоги считают обучение и привитие детям здорового образа жизни. 
  «Школа здоровья» в Олонецком детском доме № 1 Республики Карелия  основывает свою работу на принципе: социализация личности воспитанников  в обществе успешно осуществляется  через формирование привычки к здоровому образу жизни, осознанного стремления к созданию собственной семьи, потребности в ответственном отношении к ней, к своей судьбе, ориентации на нравственные ценности.  Условием для реализации проекта является обеспечение нормального, всестороннего развития ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни. В результате проводимых   оздоровительных       мероприятий  заметно снижается потребность  в госпитализации детей в детскую Республиканскую больницу.
   Для Киреевской школы-интерната  Тульской области главным в реализации проекта «Школа здоровья» является создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ходе учебно-воспитательного процесса, создание  максимального комфорта проживания и обучения, немедикаментозное оздоровление.   
             
Анализируя практические наработки коллег по внедрению проекта «Школа здоровья» в детских домах и школах-интернатах, основанные на организации взаимодействия специалистов, сопровождающих развитие ребенка, мы поняли, что каждое учреждение выбирает свой путь, но  во главе всегда выступает воспитывающая  деятельность по формированию реального жизненного опыта ребенка. Мы создали свою «Программу коррекции психологического и физического здоровья детей-сирот и их успешной адаптации в обществе». На сегодня в детском доме г.Азова   
уже имеется  свой опыт  работы  по вопросам психологического и физического оздоровления детей с использованием  средств физического воспитания. Нами    разработана программа по физической культуре, которая   дает запланированные результаты по коррекции физического и психического здоровья детей.
             Сегодня очень важен поиск и практическое применение таких педагогических средств, которые позволят решить многие проблемы социального становления детей-сирот, воспитывающихся в детских домах России, их  адаптации в обществе.

Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт