Патронатное воспитание является на сегодняшний день одной из форм жизнеустройства детей в семьи. Патронат позволяет в достаточно сжатые сроки изменить условия воспитания детей-сирот, как принято сейчас говорить, с институциональных на семейные. Несмотря на очевидные плюсы патроната, в федеральное законодательство понятие «патронатное воспитание» не внесено, однако сегодня уже 39 субъектов РФ внедряют его на основании своих региональных законов.
В мае 2005 г. был принят закон «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае». По данным Центра усыновления Красноярского края за 2006 г. под патронатом в 476 семьях находится 652 ребенка. Нами была изучена законодательная база, подобраны кандидаты в патронатные воспитатели – механизм заработал и первые договоры были заключены 05.11.2005 г. В настоящее время в нашей школе 7 детей-сирот из 34 помещены в патронатные семьи, из них двое позже взяты под опеку. Координационную деятельность по работе с семьей, контроль выполнения патронатными воспитателями  своих обязанностей и условий договора под руководством директора школы Каменевой М.Г. осуществляет социальный педагог  Л.А. Сторожева. Лидия Андреевна ответственно и юридически грамотно выполняет возложенные на нее обязательства: консультирует «молодых» родителей, ежемесячно посещает патронатные семьи, составляет табель расчета заработной платы воспитателям, отчитывается в отделе опеки и попечительства (приложение 1), что составляет лишь одну из сторон  многогранной сферы деятельности социального педагога.
Как и в любой семье, в семье патронатного  воспитателя возникают конфликты и проблемы, с которыми порой не в силах справиться даже самые хорошие родители. Случай из практики.
Олеся, на первый взгляд  очень спокойная, исполнительная, трудолюбивая, успевает по всем предметам, с родным братом поддерживает теплые отношения. Таких детей любой взял бы в свою семью, если не с большим удовольствием, то со спокойной душой. Мария Павловна С. именно так и поступила – стала патронатным воспитателем для Олеси и ее брата Владимира.  Более года дети находились в семье на патронате выходного дня, а с сентября 2007 г. стали жить в ней постоянно. Поначалу жили дружно, но  потом  Олеся стала подолгу гулять вечерами, пару раз не ночевала дома, а перед новым годом ушла жить к молодому человеку. На просьбы вернуться домой воспитанница отвечала отказом. Патронатный воспитатель обратилась к специалистам нашей школы, с окончанием договора была намерена отказаться от патроната.
Отказ родителей от приемных детей – острейшая проблема.  Приведенный пример, можно сказать, типичная ситуация.  Патронатные воспитатели не хотят да, вероятно, и не могут решать такие сложные проблемы, требующие кропотливой психологической работы. Прежде всего, отказ связан со страхом, что приемный ребенок может разрушить  семью, что из-за него могут начаться конфликты, что он будет плохо влиять на родных детей. При этом семьи не знают, где и от кого они могут получить квалифицированную профессиональную помощь. Многие воспитатели отказываются от детей оттого, что чувствуют себя беспомощными, не готовыми к ответственности, которая возлагается на них. И дети возвращаются в интернат. Отсутствие в федеральном законодательстве норм, регламентирующих патронат, конечно же сказывается на механизме оказания помощи патронатным семьям, но специалисты интерната, отдела опеки и попечительства, районные службы, стоящие на защите прав ребенка, слаженно работают и преодолевают многие, порой, кажется, неразрешимые трудности.
Еще одна проблема, которая не перестает быть актуальной – социальная дезадаптация воспитанников. Она затрагивает всех детей: и тех, кто живет в интернате, и готовящихся к выпуску, и тех, кто оказывается в патронатных семьях. Проблема отказов приемных родителей от своих воспитанников во многом базируется на проблеме недостаточной социализации детей-сирот. Нельзя сказать, что социальная адаптация когда-либо недооценивалась педагогическими коллективами школ-интернатов для детей-сирот. Но парадоксальным образом все, что делается для воспитанников школ-интернатов, как раз и снижает их адаптивность. Социальный опыт в школе-интернате постигается посредством учебного курса «СБО» (социально-бытовое ориентирование) и разработанной в школе программы воспитательной работы «Жизневедение». Но дело в том, что при идеально подготовленных и воплощенных в жизнь занятиях по социально-бытовому ориентированию, мы не получаем желаемого результата: ведь социальный опыт – это жизненный опыт, который не может быть достаточно надежно передан и закреплен только в процессе обучения.
Олеся, показывая высокий уровень социализации по разработанным школой-интернатом критериям, отлично обучаясь на уроках «СБО», не смогла   реализовать свои знания и умения за пределами интерната. 
Почему дети воспринимают патронатную семью как свободу? Ведь в семье негласно (а может, и наоборот) также существует распорядок дня, дети слушаются взрослых, в той или иной степени выполняют поручения, обязанности. Приходится делать вывод, что само проживание ребенка в интернате часто вызывает дефицит социального опыта. Этот дефицит сформировался не в годы его пребывания в неблагополучной семье, а уже в интернате, в силу изолированности воспитанников от социума,  от «домашних» сверстников.
Несмотря на трудности, связанные с патронатным воспитанием, необходимо продолжать различные PR-компании по развитию и внедрению патроната. Ведь патронат – форма гибкая, ее можно приспособить к потребностям ребенка. Также необходима совместная работа отдела опеки и попечительства,  всех специалистов, которые помогут воспитателю занять правильную позицию  в новообразовавшейся семье. Дать своевременную консультацию (психологическую, социальную, юридическую) – это не полное решение проблем. Необходим контроль и поддержание тесной связи с семьей. Здесь, конечно, должна слаженно работать вся команда специалистов школы-интерната. Социальный педагог осуществляет защиту жилищных, имущественных, личных прав детей. Динамическое наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья ведется медицинской службой. Психолог следит за психологическим климатом в семьях, осуществляет коррекцию внутрисемейных отношений. Специалисты ПМПК, воспитатели групп, классные руководители ежемесячно посещают квартиры воспитанников, изучают стиль воспитания и взаимоотношения членов семьи, анализируют возникающие проблемы и их причины, улаживают конфликты. Мониторинг условий проживания и воспитания фиксируется в  разработанной карте (приложение 2).
В нашем случае проблемы Олеси  разрешились благополучно: благодаря общим усилиям педагогов и патронатного воспитателя она осталась в семье, с братом, и есть надежда, что ее первые самостоятельные шаги во взрослой жизни станут ей серьезным уроком и научат впредь  прислушиваться к советам близких.

Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт