До XVII века забота о покинутых и незаконнорожденных детях возлагалась попеременно на церковь, государство, знатных вельмож, городские общины. При такой неупорядоченности дети оказывались в сложном и тяжелом положении. По существу, они были предоставлены самим себе, их жизнь и здоровье зависели от многих случайностей.
Первый государственный воспитательный дом Франции был открыт в 1640 году в Париже в результате активной деятельности знаменитого священника Венсана де Поля, или, как его еще называли, Винцента Деполя. Его называли «уполномоченным провидения», впоследствии причислили к лику святых под именем Винцента Поля. Те, кто читал «Анжелику» А. и С. Голон, а именно первую книгу, запомнили эту колоритную личность: Венсан де Поль был близок ко двору Людовика XIV и имел большое влияние на тогда еще молодого короля. Ему удалось убедить Людовика и придворных помочь несчастным детям. Парижский воспитательный дом существовал на доходы от королевских ферм и казенных имений. Он был крупнейшим в Европе государственным воспитательным учреждением для подкидышей, покинутых, незаконных детей и сирот.
С 1771 года Парижский воспитательный дом стал практиковать рассылку детей по деревням. Детей за «умеренную плату» воспитывали крестьяне. С этого времени дети в Воспитательном доме жили недолго — до тех пор, пока они немного не подрастали и не становились физически крепче.
В это время стали открываться воспитательные дома и в других городах Франции.
На новом уровне проблемы устройства покинутых детей стали решаться в годы Французской буржуазной революции. В 1790 году решением Конвента рожденные вне брака дети поступали под опеку государства. Таких детей сначала называли «сиротами», а затем «естественными детьми Отечества». Впервые в истории Конвент обязал государственные учреждения давать этим детям образование и обучать их ремеслу в воспитательных домах и крестьянских семьях. В воспитательных домах и крестьянских семьях дети находились на содержании государства только до 12 лет. Далее они сами зарабатывали себе на жизнь и оплачивали свое содержание трудом на фермах (в деревнях) или работая у ремесленников (в городах).
Правительство Наполеона I (прежде всего он сам) решало проблему трудоустройства детей, оставленных родителями, и сирот весьма утилитарно. Наполеон считал, что такие дети (мальчики) наиболее пригодны для военной службы, особенно для службы во флоте. Поэтому он проявлял заботу о покинутых детях и открывал воспитательные дома во всех департаментах Франции и в завоеванных им странах.
С середины XIX века в стране стала широко практиковаться выдача пособий незамужним матерям и оставленным мужьями женщинам, которые одни воспитывали детей. Таким образом, сокращалось число подкидышей. Воспитательные дома стали работать с меньшей нагрузкой. Воспитатели смогли уделять больше внимания своим подопечным. Больше всего от выдачи пособий матерям выиграли дети: они оставались в семьях и получали столь необходимое им домашнее воспитание.
В 70-е годы судьбами детей, оставленных родителями, наряду с государством занимались благотворительные общества. Самое известное частное благотворительное общество того времени, которому по решению суда отдавались покинутые дети, — Французский союз для защиты и покровительства брошенных детей. Оно было основано в 1877 году Каролиной де Барро. Союз размещал детей в благотворительные учреждения, в крестьянские семьи или направлял их в ремесленные мастерские. Деятельность Французского союза была долгой и успешной.
В 1891 году дамы-благотворительницы под руководством г-жи Шарпантье основали Парижское материнское общество «Ла пупоньер» («пупоньер» — малютка, младенец). Члены общества ставили своей задачей заботу о матерях-девушках (так называли незамужних матерей) и о детях. С этой целью они организовали работу Дома младенца. Дом младенца находился в Версале. В нем содержались дети от двух недель от роду до двух лет, причем не только дети незамужних матерей и подкидыши, но и дети из малообеспеченных семей. Их кормили 35 кормилиц. Женщины кормили и своих детей, и воспитанников; малышей постарше подкармливали стерилизованным молоком. Кормилицы жили на всем готовом, получали небольшую плату. После шести месяцев работы они получали денежную награду. Когда детям кормилиц исполнялось два года, их помещали в другой приют. Сотрудники Дома младенца и члены Материнского общества оказывали помощь матерям, не имеющим средств для воспитания детей. Малюток устраивали на воспитание в крестьянские семьи, а матерям находили работу. Большую помощь Материнскому обществу оказывали такие известные люди, как писатель Эмиль Золя и общественный деятель Эдуард Локруа, в 1887 году — министр просвещения.
С 70-х годов XIX века благотворителям начинает помогать закон. Так, сенатор доктор Теофиль Руссель добился в 1874 году принятия закона о врачебном и административном надзоре за всеми детьми старше двух лет, находящимися на чужом попечении. Это способствовало более тщательному уходу и воспитанию детей в государственных и частных приютах, в опекунских и приемных семьях. Сенатора Русселя стали называть «другом детей».
Дело сенатора Русселя было продолжено. Законом от 27 июля 1904 года во Франции устанавливалось обязательное общественное призрение бесприютных детей, временное или постоянное. Нуждающиеся в призрении дети были разделены на две большие группы:
1. Дети, находящиеся под покровительством;
2. Дети, находящиеся под опекой.
В свою очередь, эти группы детей были разделены на категории.
Первая группа состояла из трех категорий:
а) дети под попечительством — их матери получали пособие с целью предотвращения подкидывания;
б) маленькие дети, «сданные на хранение на определенный срок» (enfant an depo) — их матери находились в тюрьме, больнице и т.д.;
в) «дети под присмотром (надзором, охраной)» — доставленные в государственные учреждения по судебному решению (enfant an garde).
Во вторую группу входили четыре категории детей:
а) подкидыши;
б) покинутые дети;
в) дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны родителей;
г) нравственно заброшенные, социально-педагогически запущенные или мелкие правонарушители.
Эти дети воспитывались в благотворительных учреждениях. Часто их помещали в бездетные семьи. Родители, дурно обращавшиеся с детьми, наказывались штрафами.
Прием подкидышей производился «секретными бюро» («турами»). «Секретными» бюро назывались потому, что прием детей производился анонимно, то есть не спрашивалось никаких данных о ребенке и о человеке, его принесшем.
По июльскому закону 1904 году правом на пособие наряду с незамужними матерями стали пользоваться замужние женщины, нуждающиеся в помощи.
Во время Второй мировой войны (1939−1945) создавались воспитательные дома для сирот бойцов Сопротивления. Находились они на нелегальном положении, располагались в горных районах Франции. Работали они по принципу самоуправления и на полном самообслуживании. Все дела решал совет старейшин, самые старшие и уважаемые в коллективе ребята. Взрослые предоставляли детям возможность самим разбираться в делах и улаживать конфликты. Старшие девочки становятся «мамами» малышей. Дети называли свои дома «республиками».
Традиции этих «республик» сохранились и поныне, например, в небольших детских домах, работающих по семейному принципу. В такие дома принимаются не только сироты, но и полусироты или дети родителей, работающих за рубежом. Иногда в детском доме живут несколько детей из одной семьи. Старшими воспитателями является супружеская пара — «отец» и «мать». У них есть помощники, один-два воспитателя, в основном это женщины. В таком воспитательном доме есть школа и небольшие мастерские, рассчитанные на удовлетворение нужд дома. В школе преподают «отец», «мать» и кто-либо из их помощников. С очень способными детьми воспитатели занимаются дополнительно или же с ними работают специально приглашенные учителя.
Ряд воспитательных домов направляют детей на воспитание в семьи фермеров, где они живут до 15 лет.
В целом система заботы о детях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в главных своих чертах окончательно сложившаяся к началу XX века, действует во Франции и по сей день.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт