Последние статистические данные показывают, что большая доля контингента детских домов и школ-интернатов – воспитанники подросткового и юношеского возраста. В то же время, семейное устройство подростков – наиболее слабое звено в процессе деинституционализации. Законодательное закрепление постинтернатного патроната пока не получило широкого распространения в Российских регионах, а с принятием нового законодательства об опеки и попечительстве вряд ли вообще получит. Лишь 20% регионов, принявших законы о патронате, предусмотрели возможность постинтернатного патроната. Необходимо отметить, что принятые законодательные акты по постинтернатному сопровождению не обеспечивают полноты правового регулирования. Большинство из них не предусматривает полной регламентации порядка назначения постинтернатной замещающей заботы (опеки), порядка поддержки и сопровождения замещающих семей. В законах не рассматривается специфика подготовки патронатных воспитателей, характер помощи и содействия им в воспитании, особенности планов защиты интересов подростка и молодого человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ни в одном из регионов РФ не предусмотрено увеличение оплаты труда за воспитание подростков.
Не проработана также методологическая база постинтернатного сопровождения в замещающих семьях. Эту модель часто рассматривают как обычную замещающую заботу с расширенной верхней временной границей, хотя существует ряд очевидных оснований, отличающих ее от других форм и моделей.
Во-первых, это возраст детей, передаваемых на воспитание в семью в рамках постинтернатной замещающей заботы. Необходимо принимать во внимание, что ребенок по закону обретает большую самостоятельность, а, значит, уже меньше нуждается в постоянной, традиционной опеке.
Втрое отличие данной модели – длительность периода, на который воспитанник помещается в замещающую семью. Он существенно короче, как правило, ограничивается двумя, максимум четырьмя годами.
Третье отличие – содержание воспитательных задач по отношению к подростку. В постинтернатном воспитании к ним, в первую очередь, относятся задачи перехода к самостоятельному проживанию и получению профессионального образования.
Анализ семейных форм для выпускников интернатных учреждений, практикуемых в настоящий момент в различных регионах, сводится к следующим видам замещающей заботы:
• классическая приемная семья – подросток находится в замещающей семье до выпуска из интернатного учреждения и остается в той же семье до получения профессионального образования (по закону о патронатном воспитании во Владимирской области);
• периодическая замещающая забота – подростки находятся в семьях в период каникул и выходных дней, обучаясь в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и проживая в общежитиях (пилотные программы Магаданской, Томской области, во Владимирской области – по региональному закону о патронате);
• семейные центры – группа выпускников, разделенных по гендерному признаку, проживает вместе с замещающими родителями (Владимирская, Костромская области);
• частичная замещающая забота (независимое проживание) – подростки проживают отдельно в собственных или съемных квартирах, патронатные родители посещают их по графику и по необходимости (в Московской и Владимирской областях по региональным законам о патронате).
Выбор той или иной формы патронатного воспитания зависит от личностных особенностей ребенка и местных условий социума. Так, дети с большей степенью интернатной зависимости, воспитанные в интернатных учреждениях с рождения, с трудом могут войти в незнакомую им, по сути, семью с ее традициями, правилами и устоявшимися отношениями. Для них более приемлемой формой могут стать семейные центры, где при сохранении малой группы из «себе подобных» выпускников сиротских учреждений, дальнейшее воспитание осуществляется семейной парой, а проживание происходит в открытом социуме – в городской квартире или в сельском доме. В данном случае, процесс социальной адаптации проходит более мягко и комфортно для подростков. Подобная форма доказала свою эффективность во Владимирской и Костромской областях.
Периодическая  замещающая забота оправданна для тех выпускников интернатных учреждений, которые не могут постоянно проживать в замещающей семье (из-за необходимости обучаться в отдаленном образовательном заведении), но у которых есть необходимость в семейной поддержке. Они приезжают в замещающие семьи на выходные и каникулярное время, а родители-воспитатели поддерживают связь с учебными заведениями, где учатся их подопечные, и с органами опеки и попечительства.
Частичная замещающая забота подходит для более зрелых подростков и юношества. Их достаточно посещать по месту их проживания (нахождения) и осуществлять наставничество.
Необходимо отметить, что все составляющие замещающего семейного воспитания присутствуют во всех описанных видах семейной модели постинтернатной адаптации. Это – отбор, подготовка детей и родителей, комплексное сопровождение семей и детей. В регионах наблюдается разная степень развития методологии и организации данных форм при единстве самого «набора» форм.
Инициатива разработки и апробации специализированных программ для подростков и выпускников детских домов на основе патронатного воспитания принадлежит специалистам благотворительного фонда «Надежда», а также Национальному фонду защиты детей от жестокого обращения, который многие годы содействует распространению данного опыта в регионах РФ.


Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт