Организация клубов для выпускников началась еще в перестроечные времена. В Москве центр для выпускников интернатных учреждений был создан в 1991 и являлся структурным подразделением Экспериментального комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования. Однако, просуществовав 10 лет, он был расформирован. В дальнейшем аналогичные центры создавались в Санкт-Петербурге, Владимире, Воронеже, Костроме, Иванове, Новосибирске и других городах. Далеко не все из них функционируют до сих пор. Например, молодежный центр в Санкт-Петербурге из подразделения детского дома № 9 перешел в муниципальное подчинение, расформирован Воронежский центр, а в Костроме, Владимире, Иваново они развиваются и расширяются.
Причины неравномерной динамики развития данных учреждений, видимо, следует искать в их структурной принадлежности, финансировании и кадровом обеспечении.
По своей форме данные учреждения представляют досуговые центры дневного пребывания с реабилитационной направленностью. Первоначальной их задачей было предоставить учащимся ПУ и колледжей города, бывшим выпускникам различных детских домов и школ интернатов, место, где они могли бы собираться и организованно проводить свой досуг.
Зачастую интернатные учреждения расположены в районных поселках и городках, а учебные заведения в крупных областных центрах. В такой ситуации смена места жительства, ближайшего окружения и привычных условий проживания действует дезадаптирующе на подростков из числа детей-сирот. В условиях незнакомого города, при отсутствии навыков организации здорового отдыха и при наличии денежных средств (с которыми они до этого не обращались) подростки идут по пути наименьшего сопротивления и прибегают к асоциальным действиям. Создание клубов поддержки выпускников стало вынужденной мерой по предупреждению криминального поведения. Досуговая работа с детьми и подростками группы риска невозможна без комплексного реабилитационного компонента.
Целью клубов является социальная, психологическая, медицинская и образовательная поддержка выпускников детских домов в период их адаптации к новым для них условиям самостоятельной жизни.
  В настоящий момент клубы поддержки выпускников делятся на те, что функционируют со стационарным кризисным проживанием для членов клуба, и на те, что не имеют стационара и работают только как дневные центры.
Объем функционала варьируется, в зависимости от финансирования и кадровых возможностей. Полный объем услуг обычно включает:
• комплексную поддержку – социальную, психологическую, образовательную, медицинскую;
• экстренный стационар – проживание до определения временного или постоянного места жительства;
• банк данных – сведения о выпускниках данного региона; собираются через образовательные учреждения и частные источники;
• патронаж/патронат – сопровождение по месту проживания;
• методико-аналитическую работу.

Задачи клубов поддержки выпускников сводятся к основным адаптационным направлениям:
– освоение выпускниками социально-бытовых навыков в практической жизни;
– формирование правовых знаний и навыков правовой нормативности;
– формирование знаний у выпускников о собственном потенциале для самореализации;
– создание условий для развития личностного потенциала;
– выработка навыков здорового образа жизни;
– создание реабилитационной среды для эффективной социальной адаптации.
Эффективность работы клубов поддержки выпускников проявляется в следующих показателях:
• в снижении уровня преступности среди молодежи из числа детей-сирот;
• в повышении уровня трудоустройства среди выпускников интернатных учреждений;
• в более высоком образовательном уровне лиц из числа детей сирот;
• в сокращении отказных детей, оставленных выпускницами детских домов и школ-интернатов.
Необходимость таких клубов кажется очевидной, но удивляет их незначительное число в масштабах нашей страны. Скорее всего, данный факт объясняется тем, что они также как и социальные общежития не вписываются в государственную структуру. Возраст членов клуба поддержки выпускников обычно варьирует от 15 до 23 лет, то есть опять попадает на смежный контингент Министерства образования (дети-сироты до 18 лет) и Министерства социальной защиты (лица из числа детей сирот старше 18 лет). В настоящий момент большинство клубов либо организуются и поддерживаются НКО, либо являются экспериментально-проектными площадками. Для их планомерного развития необходимо определиться со структурной принадлежностью подобных центров. Решение вопроса ведомственной и структурной принадлежности позволит создать единое примерное положения центра поддержки выпускников, определиться с его штатным расписанием и квалификационными требованиями к персоналу.


Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт