Развитию данной модели постинтернатной адаптации мы обязаны, в основном, некоммерческим и благотворительным организациям. В разных городах России общественные организации, пытаясь оказать посильную помощь в решении жилищной проблемы бывших воспитанников детских домов, снимали или приобретали жилые помещения для временного проживания выпускников, находящихся в тяжелой жизненной ситуации. Затем эта практика была поддержана государственными органами на муниципальном и областном уровнях.
Задача социального общежития – предоставить подростку временное жилье и сформировать у него социальные и бытовые навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной жизни. Находясь в социальном общежитии, молодые люди приобретают и закрепляют такие социально-бытовые навыки, как поиск работы и формирование рабочих качеств, приготовление пищи, уход за собой, распределение заработанных средств и пользование услугами различных социальных учреждений.
Формирование многих из этих навыков становится возможным благодаря изменению социальной ситуации развития подростков и молодых людей, снятию режимных ограничений, характерных для интернатных учреждений, и достижению ими относительной самостоятельности.
Принципиально важно отметить отсутствие в социальных общежитиях строгих режимных ограничений, которые характеризуют жизнь ребенка в детском доме, а зачастую и в общежитии училища.
Вместе с тем, воспитанники продолжают проживать в условиях сегрегированной группы, что подкрепляет внутреннее разделение их картины мира на «мы и они», что тормозит процессы формирования автономного поведения.
Если говорить о социальных общежитиях, как о возможной услуге, то необходимо отметить некоторые их проблемы. Прежде всего, они не встроены в систему государственной помощи. Отсутствие примерного положения о данном учреждении, возможно, объясняется вопросом отсутствия ведомственной подчиненности таких общежитий. Решить этот вопрос однозначно представляется довольно проблематичным: так работа по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами обычно возложена на органы образования, а над совершеннолетними на органы социальной поддержки населения. Выпускники интернатных учреждений, нуждающиеся в этой услуге, в основном молодые люди от 16 до 23 лет. Деление обязанностей по заботе о сиротах и лицах из их числа между двумя ведомствами по формальному возрастному признаку, с одной стороны, нарушает принцип преемственности программ сопровождения, с другой – не позволяет предусмотреть меры государственной поддержки для большого спектра жизненных и образовательных потребностей детей-сирот.
Социальные общежития возникли как способ неотложной помощи выпускникам в тяжелой ситуации, когда система социальных гарантий оказывается не эффективной. Существует разные причины, по которым это происходит, но важным является то, что в социальном общежитии могут проживать и выпускники, имеющие право на полное государственное обеспечение, и те, кто прав на него уже лишился. Следовательно, материальное положение молодых людей может быть различным: кто-то способен себя обеспечивать и даже вносить какую-то минимальную плату за общежитие, а кто-то не имеет никаких источников существования. Видимо, социальному общежитию необходимо иметь собственный источник финансирования.
Совместное проживание сирот разного социального статуса – учащихся, работающих и безработных – позволяет на практике усвоить преимущества социально приемлемого поведения и преодолеть интернатный инфантилизм.
В практике социальных общежитий/гостиниц воспитанники включаются в программы на основе заявительного принципа, то есть это не общая практика, а скорее экстренная услуга. Письменное заявление участника программы дает возможность подкрепить в его сознании факт самостоятельности принятого решения и помочь осознанно подчиниться установленным правилам и нормам общежития, что, конечно, позитивно влияет на общий процесс социализации.
Специалисты, работающие с выпускниками в социальных общежитиях, – большие энтузиасты своего дела. Зачастую их деятельность высокопрофессиональна и эффективна. Однако в условиях отсутствия примерного положения о социальном общежитии, нельзя разработать необходимые квалификационные требования и функциональные обязанности персонала подобного типа учреждений. Это делает практику данной модели социальной адаптации трудной для распространения и грозит множеством профессиональных «перекосов» в случае недобросовестного отношения персонала к работе.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт