Создание центров и блоков постинтернатной адаптации в государственных учреждениях для детей сирот на практике всего лишь продлевает срок пребывания воспитанника в детском доме до достижения им 18 лет.
Это утверждение справедливо по ряду следующих причин.
С организационной точки зрения постинтернатные блоки и центры могут являться структурными подразделениями детских домов, но чаще они структурно не выделяются и продолжают работать как обычные группы детского дома.
Это определяет особенности жизнеустройства и характер программ социальной адаптации, а именно: воспитанники не принимают участия в приготовлении пищи или закупке необходимых товаров и продуктов, медицинское обслуживание и досуговые мероприятия организуются персоналом непосредственно в учреждении, старшие подростки должны подчиняться общим режимным моментам, разработанным для детей младшего и среднего возраста.
Соответственно, и педагогический состав блоков формируется из штата и по нормативам сиротского учреждения, а значит, воспитатели часто меняются, что не позволяет выпускнику расширить и укрепить свои социальные сети.
Не удается избежать и таких особенностей интернатного учреждения, как компактное проживание детей-сирот (сегрегированная группа) и стационарное пребывание воспитанников в закрытом учреждении.
Можно констатировать, что цели социальной адаптации выпускников не достигаются в данной форме воспитания, так как не происходит значимых перемен в развитии социальной ситуации воспитанника. Перемены эти необходимы для актуализации его адаптивных механизмов и помощи в приобретении нового опыта, тогда как, оставаясь в стенах детского дома, подросток-сирота просто продлевает свое интернатное детство еще на 2-3 года.
Как известно, подростковый возраст – время личностных изменений, бунта против старых отношений, направленное на достижение собственной автономии. То, что автономное, самостоятельное поведение в интернатных условиях нежелательно, а иногда невозможно, подтверждено многочисленными исследованиями. Поэтому, решение возрастных задач развития либо откладывается, либо подростки-сироты, принимая правила общежития, регрессируют к старым моделям отношений. В том и другом случае психологические особенности, присущие детям-сиротам, воспитывающимся в институциональных условиях, в период пребывания в постинтернатной группе, усугубляются.
Однако нельзя не отметить и того, что у данной модели постинтернатной адаптации есть свои неотъемлемые плюсы.
Выпускники в этих группах полностью защищены, так как находятся на полном государственном обеспечении, организованном по типу обеспечения сиротских учреждений.
Молодые люди могут выбирать место для получения профессионального образования, не зависимо от наличия общежития в том или ином учебном заведении. Процесс профессионального становления в данном случае более вариативен.
Директор интернатного учреждения является государственным опекуном и имеет возможность ежедневно отслеживать успехи и проблемы воспитанников, которых он хорошо знает.
Воспитанники, меняя образовательную среду средней школы на учреждение начального или среднего профессионального образования, остаются в привычной для них обстановке хорошо знакомого им детского дома. Особенно такая стабильность важна для выпускников школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 7-8-го вида – то есть для детей с различными нарушениями умственного и психического развития. У них, воспитывающихся в закрытых учреждениях, картина мира, как правило, сужается до двух зданий – школьного и спального корпуса, и также небольшого штата воспитателей и учителей, кому хорошо известны особенности детей-сирот с ограниченными возможностями. Пребывание в интернатном учреждении отдаляет кризис дезадаптации, связанный с изменением социальной среды, социального окружения и новых требований, который неминуем в условиях проживания в общежитии профессионального училища или колледжа.
Обычный возраст выпускника государственного учреждения для детей-сирот 14–15 лет – слишком юный для самостоятельного решения задач социальной адаптации. Дополнительные «интернатные» годы не готовят к самостоятельности, но вместе с тем дают возможность встретить кризис в более позднем, устойчивом возрасте.
Программы социальной адаптации в условиях ПУ и колледжей свободны от ряда недостатков постинтернатных блоков при детских домах и школах интернатах.
Здесь удается преодолеть принцип компактности проживания детей-сирот, так как есть возможность организовать их совместное проживание с детьми из семей в общежитии учреждения, что значительно расширяет социальные сети и дает возможность обучиться социально-бытовым навыкам в естественных условиях.
Государственное обеспечение, реализуемое в виде проживания и денежных выплат, позволяет молодым людям самостоятельно планировать свой бюджет.
Профессиональные училища, техникумы и вузы, как правило, расположены в крупных районных и областных центрах. Это создает благоприятные условия выпускникам интернатных учреждений для расширения и укрепления своего социального опыта.
Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования не являются специальными учреждениями для детей сирот. Их характеризует большая открытость и менее строгий режим: что способствует интеграции и развитию самостоятельности.
Однако далеко не все учреждения начального профессионального образования могут предоставить общежитие для своих студентов. Существует всего несколько профессиональных учебных заведений и колледжей, куда по путевкам направляют выпускников интернатных учреждений для обучения узкому перечню специальностей. Это существенно ограничивает права выпускников на равные образовательные возможности.
С организационной точки зрения, проведение программ постинтернатной адаптации входит в функционал специалистов профессионального образовательного учреждения, не являющегося учреждением для детей-сирот; поэтому педагогический состав таких учреждений, как правило, не готов к работе со сложным контингентом учащихся из числа выпускников детских домов и школ интернатов. К сожалению, в настоящий момент нет обязательных курсов повышения квалификации для работников начального профессионального образования, где бы они могли получить необходимые знания об этой категории детей.
Другая проблема: право воспитанников на участие в принятии решений. Это касается, как факта выбора профессионального учреждения, так и установки правил и норм проживания в общежитии ПУ. Система сопровождения детей-сирот в ПУ зачастую ни методически, ни кадрово не подкреплена, о чем говорилось выше.
Наш опыт показывает, что чем меньше в учреждении выпускников детских домов, тем благоприятнее ситуация для интеграции их в среду сверстников. Вместе с тем, значимым является не абсолютное, а относительное количество выпускников детских домов по отношению ко всему контингенту учащихся. Практика выявляет, что, если количество выпускников менее 3%, то подростки и молодые люди интегрируются без специальной помощи и вполне можно обойтись без специальных психолого-педагогических программ сопровождения.
Критической долей выпускников, выше которой коллектив сверстников, состоящий из семейных детей, уже не в состоянии выполнить интегративные функции, является 20–25%. Положение усугубляется тем, что администрация училища выделяет выпускников в отдельные учебные группы, да и в общежитии, как правило, селят их компактно. В этом случае, выпускники опять оказываются в сегрегированной среде, что затрудняет процесс интеграции. Даже в училищах с большой долей выпускников детских домов проблемы кадрового и методического обеспечения не решены, не говоря уже об училищах, где этот процент невысок. Не справляясь с трудным контингентом, многие учреждения идут самым простым путем – вводя жесткие методы «казарменной» дисциплины для выпускников детских домов, и, тем самым, повторяя, а иногда и усугубляя интернатный опыт.
Ряд отечественных исследований, проведенных в регионах России, показал, что дети-сироты не защищены в общежитиях ПТУ: 73% детей-сирот испытывают на себе влияние различных группировок (шантаж, рэкет, угрозы, избиения, издевательства), 51% – сами участвовали в драках, более чем у 90% детей-сирот вымогаются стипендии, пособия, одежда и даже обеды в столовых.
Социальные гарантии на получение ребенком-сиротой бесплатного профессионального образования не позволяют педагогическому составу учреждений отчислить слушателя даже при демонстрации им девиантного поведения и плохой успеваемости. Вместе с тем, можно найти ряд примеров, когда администрация учебных заведений была самым решительным образом настроена на сокращение периода обучения выпускников путем перевода их на годичную программу вместо 2-3-летней. Такое сокращение влечет за собой понижение профессионального уровня подготовки, и, соответственно, снижает шансы на дальнейшее трудоустройство. С потерей места в государственном учебном заведении сирота автоматически лишается государственной материальной поддержки, а значит, задачи социальной адаптации он будет вынужден решать безработным и нищим.
Отдельная проблемой, заслуживающая внимания – социальная сеть контактов выпускников интернатных учреждений.
Большинство социальных сирот имеют родственников (родителей, братьев, сестер, дедушек и бабушек), с которыми они были разлучены, воспитываясь в детском доме. В интернатной практике не принято уделять должного внимания поддержанию кровных связей с родственниками. Тем самым сеть старых контактов ребенка за годы пребывания в детском доме серьезно разрушается, а приобрести новые эмоционально-значимые связи в ситуации постоянной смены заботящихся взрослых не удается. Период проживания в общежитии ПУ для многих выпускников сопряжен с «самовольными уходами» с целью поиска родных, установления или восстановления контакта с ними. Подобное поведение рассматривается администрацией училищ, как грубое нарушение дисциплины и ведет к дальнейшему ограничению прав нарушителя, а тот, в свою очередь, демонстрирует весь привычный арсенал – агрессию, замкнутость, манипулятивность – или прибегает к самоудовлетворению через алкоголь, наркотики, секс – чем еще более усугубляет свое и без того непростое положение.
Суммируя сказанное, можно утверждать, что в учреждениях профессионального начального и среднего образования существует потенциал для программ постинтернатной адаптации, но развить его можно только при обязательном условии профессионального кадрового и методического обеспечения.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт