Москва, 21 января. 19 января, в праздник Крещения Господня, в соборе Богоявления бывшего Богоявленского монастыря на Никольской архиепископ Истринский Арсений вручил церковные награды деятелям науки, культуры и образования. В числе награжденных - директор института развития дошкольного образования Российской академии образования (РАО), доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Виктор Слободчиков. Ему был вручен орден преподобного Сергия Радонежского III степени «во внимание к трудам по сохранению православных традиций в науке, культуре, образовании». Ученый с мировым именем, весь свой авторитет и талант он отдает защите науки и образования от невежества, мракобесия и беспамятства, поддержке талантливых ученых и педагогов.
Виктор Иванович Слободчиков родился в 1944 году. Его отец погиб на фронте, мать умерла, когда он был совсем маленьким. До 12 лет жил с бабушкой, но потом по состоянию здоровья бабушка вынуждена была отдать его в детский дом. (Через год она умерла). Директором детского дома, в котором 5 лет провел будущий психолог, был воспитанник Макаренко Семен Афанасьевич Калабалин (в «Педагогической поэме» - Карабанов). На всю жизнь В.И. Слободчиков сохранил благодарность бабушке и своему первому учителю. По его мнению, Калабалин был великим педагогом. Из 7 тысяч воспитанников Калабалина (среди которых было много бывших беспризорников) впоследствии ни один не попал в тюрьму. Слободчиков считает, что именно благодаря Калабалину он смог получить высшее образование. (В детском доме была семилетка, после которой воспитанники шли учиться в ремесленные училища, а Калабалин добился, чтобы успевающие в учебе детдомовцы могли закончить среднюю школу).
Через год после окончания школы В. Слободчиков поступил в Московский авиационный институт, но понял, что инженер - не его призвание, и после 2-ого курса ушел из института. 2 года работал вожатым в круглогодичном пионерском лагере «Орленок». В 22 года поступил на психологический факультет Ленинградского университета. Через 2 года известный психолог Д.Б. Эльконин пригласил энергичного студента в создаваемую им лабораторию диагностики психического развития детей. С третьего курса Слободчиков учился на заочном отделении и работал в лаборатории Эльконина.
Воспитанник двух совершенно разных психологических школ, В. Слободчиков рано осознал их общий недостаток – отсутствие в научной концепции человека. Но, в отличие от многих, он не разочаровался в психологии (и до сих пор с уважением и благодарностью вспоминает всех своих учителей), а постарался восполнить этот недостаток. Именно он ввел в психологию понятие «со-бытийная общность», в основе которой лежит принцип неслиянности и нераздельности. Позже, прочитав религиозных философов, Евангелие, святоотеческую литературу, он понял, что это принцип Христа и апостолов, Троицы, соборности. В 1970-е годы Слободчиков познакомился с верующими людьми, стал посещать религиозный кружок. С тех пор началось его воцерковление. До сих пор профессор Слободчиков считает, что принцип неслиянности и нераздельности выходит за церковную ограду, пронизывает всю человеческую жизнь. Он считает, что со-бытийная общность была и в его детском доме, и в пионерлагере «Орленок». Но для создания такой общности необходимы усилия самого человека.
В 1990 году В. Слободчиков создал и возглавил Институт педагогических инноваций РАО. Специалисты этого института разрабатывали сами и поддерживали разработанные и внедряемые по всей России программы по обучению детей с психологическими особенностями вплоть до умственной отсталости. Не всем мечтам Слободчикова суждено было осуществиться. Чиновники не дали Институту педагогических инноваций стать экспертным институтом, а в 2004 году вообще расформировали его на несколько институтов. С 2004 года Слободчиков возглавляет Институт развития дошкольного образования.
В 1992 году Слободчиков познакомился и подружился с протоиереем Борисом Ничипоровым. Несколько лет отец Борис заведовал в Институте педагогических инноваций лабораторией основ духовно-нравственного развития детей. (Впервые в стране священник работал в штате академического института). А профессор Слободчиков все годы помогал созданному отцом Борисом детско-юношескому культурно-образовательному центру «Новая Корчева». И продолжает помогать после смерти отца Бориса.
В 2003 году В. Слободчиков совместно с сотрудницей института, доктором психологических наук Верой Абраменковой (специалистом и автором книг по детским играм и игрушкам) провел научную экспертизу Хеллоуина, ознакомившись с которой, Департамент образования города Москвы рекомендовал директорам московских школ воздержаться от проведения мероприятий, приуроченных к этому «празднику».
В.В. Абраменкова также удостоена высокой церковной награды - ордена святой равноапостольной княгини Ольги III степени.
Информация взята отсюда: Ссылка на сайт