Николай Николаевич Губенко — (родился в 1941), российский актер, режиссер, народный артист России (1985). В 1989-91 министр культуры СССР. С 1992 президент Международной ассоциации содействия культуре. С 1964 (с перерывами) в Московском театре драмы и комедии на Таганке (в 1987-89 главный режиссер).
Николай Губенко поставил фильмы: «Пришел солдат с фронта» (1972), «Подранки» (1977), «Из жизни отдыхающих» (1980), «И жизнь и слезы и любовь» (1984), «Запретная зона» (1988) и др. Снялся в фильмах: «Мне двадцать пять» (1964), «Последний жулик» (1966), «Пришел солдат с фронта» (1972), «Прошу слова» (1975), «Подранки» (1977) и др.
Николай Губенко - депутат Государственной думы с 2000 от КПРФ, возглавил комитет думы по культуре и туризму. В апреле 2002 Н. Губенко вышел из КПРФ во время думского кризиса.
Николай Губенко родился 18 августа 1941 года в Одессе. Его отец был старшим лейтенантом, служил бортмехаником тяжелого бомбардировщика «ТБ - 3». Он ушел на фронт в июле 41-го и через год погиб в воздушном бою под Луганском.
Мать Николая Губенко до войны работала главным конструктором одесского крекинг-завода. С началом войны осталась с четырьмя детьми на руках (три девочки и мальчик) и ждала пятого - Николая. Родила она его в одесских катакомбах, где вместе с детьми и родственниками пряталась от налетов фашистской авиации. Когда фашисты вошли в город, матери Губенко предложили работать в городской комендатуре (она хорошо знала немецкий язык), но она отказалась. И немецко-румынские оккупанты повесили женщину.
После гибели родителей сирот забрали соседи, дали им новые фамилии. Однако младший - Коля - остался с дедом (маминым отцом) и бабкой. Дед был простым человеком, имел золотые руки - работал столяром, кровельщиком и этим зарабатывал на жизнь. Однако, несмотря на все его старания, жили они очень тяжело, едва сводили концы с концами.
В 1947 году дед нацепил на грудь Георгиевский крест и отправился с внуком в военкомат. Войдя в кабинет военкома, дед с порога сообщил, что его внук - сын погибшего офицера, и попросил взять его в военную спецшколу (такие в те годы открывались по всей стране). А чтобы военком не сомневался в способностях мальчишки, дед поставил внука на стул и попросил прочитать какое-нибудь стихотворение. И шестилетний Коля громко продекламировал отрывок из «Бородина» Лермонтова: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» Послушав мальчишку, военком определил его в 5-й детский дом, где Коля впервые в жизни попробовал сказочно вкусного борща со сметаной. Чуть позже его определили в Суворовское училище с преподаванием в старших классах ряда предметов на английском языке. Это был этакий мужской монастырь на 250 мальчиков, в котором готовили кадры будущих офицеров-переводчиков, студентов Военного института иностранных языков. Однако, как показало будущее, Николаю Губенко была уготована совершенно иная судьба.
Страсть к лицедейству проснулась в Николае Губенко классе в 6-м. Однажды прямо на уроке он шутя пропел: «Смейся, паяц!..» И с тех пор иначе, как Артистом, одноклассники его не называли. Чтобы во всем соответствовать своему новому призванию, Губенко вскоре записался в школьный драмкружок. В первой же его постановке - самодеятельной пьесе «Находка-дочка» - Николай Губенко сыграл одну из ролей, причем женскую. В старших классах Губенко поступил в танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков, затем в молодежный ансамбль. В начале 50-х преподаватель училища Криворучко составил на Колю Губенко краткую характеристику, в которой сообщалось следующее:
«Николай Губенко обладает хорошими способностями, но ленив и не хочет работать. Очень часто самовольно уходит из школы, но благодаря его хитрости это проходит в большинстве случаев безнаказанно.
К спорту и физкультуре равнодушен. У товарищей авторитетом не пользуется, но умеет потешать товарищей.
Активист кружка самодеятельности и музыкального кружка. Мечтает стать актером».
Заканчивая училище, Николай Губенко поступил в театральную студию при Доме актера. Одной из самых удачных ролей, сыгранных им в студии, был Бельведонский в «бане» Владимира Маяковского. Однако долго он в студии не задержался и в 1958 году поступил в труппу Одесского театра юного зрителя. Начинал свою карьеру с рабочей сцены, после чего был зачислен во вспомогательный состав (труппа этого коллектива насчитывала 32 человека, вспомогательный состав состоял из одного - Губенко). На сцене ТЮЗа Николай Губенко сыграл множество ролей, но в основном эпизодических. В одном из спектаклей он умудрился исполнить аж девять разных ролей.
«Несмотря на то, что моя родина Одесса, но меня ничто не связывает с этим городом, кроме факта рождения. Три сестры и брат, о существовании которых я узнал шестнадцати лет от роду, так и не стали для меня близкими. Мы потеряли друг друга в годы войны, мне тогда было всего одиннадцать месяцев, поэтому я, конечно, ничего не помнил и долго даже не догадывался о родне. Их усыновили чужие люди, дали им свои фамилии, а я всю войну провел с дедом, маминым отцом. Позже, когда все выяснилось, мы встретились.
Потом виделись еще несколько раз, но очень непродолжительно. Сестры, кажется, периодически общаются между собой, они все-таки были постарше во время войны, а мы с братом так и остались отрезанными ломтями. Одна сестра живет в Одессе, другая - на Колыме, третья - в Донецке…»
Информация взята отсюда: Ссылка на сайт