Первые прообразы комиссий, направляющих на обучение в школы так тогда называемых »дефективных детей«, появились в начале 30-х годов ХХ века вместе с оформлением отечественной системы специального образования.
Разные уровни и наименования имели такие комиссии. Так, 12 февраля 1969 года министром просвещения СССР было утверждено Положение о республиканских и областных медико-педагогических комиссиях, а накануне, 11 февраля 1969 года, заместитель министра просвещения СССР утвердил Инструкцию по приему в школы детей с дефектами умственного и физического развития.
Не все было гладко в работе комиссий. Не хватало специалистов, отсутствовали диагностические методики, комиссии собирались периодически перед началом учебного года в одном из кабинетов республиканского или областного органа образования. Казенная обстановка, отсутствие рядом родителей, белые халаты специалистов, примитивные методы обследования нередко приводили детей в »шоковое состояние«, а значит и к ошибочным диагнозам. Вспомогательные школы были переполнены, в том числе детьми с сохранным интеллектом.
Министерство просвещения СССР 21 ноября 1974 года издает инструктивное письмо за № 102—М, в Приложении к которому даны положения об областной и республиканской медико-педагогических комиссиях.
Первые из них должны были осуществлять дифференцированный отбор детей с недостатками умственного и физического развития в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специального назначения системы просвещения; должны были давать рекомендации к направлению в лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения, а также в учреждения социального обеспечения детей, не подлежащих обучению в школах и в дошкольных учреждениях общего назначения по состоянию здоровья и интеллекта; консультировать родителей и педагогов по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направлению в специальные школы и дошкольные учреждения специального назначения.
Республиканские комиссии уполномочены были выполнять иную роль, они рассматривали диагностически сложные конфликтные случаи; оказывали консультативную, организационную и методическую помощь в работе областных (районных, городских) комиссий; организовывали повышение квалификации врачей и педагогов, работающих в комиссиях; участвовали в разработке предложений по развитию сети специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ) и дошкольных учреждений специального назначения; определяли мероприятия по своевременному выявлению и учету аномальных детей.
В последующие годы была определена и узаконена периодичность работы республиканской комиссии — 1 раз в квартал.
Учреждениям здравоохранения ряда территорий с крупными индустриальными центрами, такими, как Москва, Ленинград, Свердловск, Ростов-на-Дону и др. при необходимости разрешено было проводить стационарное обследование детей.
В годы перестройки активизировалась деятельность международных экспертов, которые критически оценивали работу ряда психолого-медико-педагогических комиссий, упрекая последние за частое выставление обследуемым детям диагноза »олигофрения«.
В 1995 году Минобразование России всерьез взялось за разработку нового Типового положения о ПМПК. Были организованы российские семинары-совещания руководителей ПМПК в городах Санкт-Петербурге, Москве и других курсы в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
В адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации было направлено письмо о необходимости укрепления кадров руководителей ПМПК.
Одновременно продолжилась работа над проектом положения о ПМПК. Проект был обсужден и одобрен на коллегии Минобразования России, однако отсутствовало правовое поле для его утверждения.
Дело в том, что в Федеральном законе »Об образовании« была допущена техническая ошибка (вместо »психолого-медико-педагогическая комиссия« напечатано »психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии«). Принятие поправок к Закону неоправданно затянулось, как затянулось и принятие проекта Федерального закона »Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)«,одна из статей которого посвящена именно психолого-медико-педагогической комиссии и учреждению медико-социальной экспертизы.
Будем надеяться, что уже в ближайшее время этот долгожданный Закон будет принят Государственной Думой и Советом Федерации. После принятия и подписания Закона Президентом России потребуется разработка ряда подзаконных актов, одним из которых будет Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.
Проект Положения Министерством образования давно подготовлен. Он был направлен в Управления образования всех субъектов Российской Федерации на правах примерного Положения для его использования до официального утверждения документа на федеральном уровне.
Вместе с этим Министерством было направлено по тем же адресам инструктивное письмо »О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения« от 27.03.2000 № 27/901-6.
Приказом Министерства от 18.10.99 № 575 создано Государственное научное учреждение »Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии« Министерства образования Российской Федерации. Сопроводительным письмом от 21.06.2000 № 27/1006-6 в органы управления образованием субъектов Федерации отправлен для ознакомления и обсуждения на местах проект программы создания единой государственной системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии (2000 — 2010 гг.).
Проектом Положения о психолого-медико-педагогической комиссии преследуется цель - выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного динамического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
Основными задачами ПМПК являются:
· раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;
· комплексная динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;
· определение специальных условий для получения образования несовершеннолетним;
· подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также — лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
· разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностической и коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;
· формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;
· использование и/или формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, лечебно-профилактических, оздоровительных, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
· консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
· участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
· стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
В проекте Положения о ПМПК содержатся жесткие требования к подбору руководителей и специалистов. На должность заведующего ПМПК, например, назначается высококвалифицированный специалист психолого-медико-педагогического профиля, имеющий дополнительную квалификацию по одной или нескольким из следующих специальностей: коррекционная педагогика, клиническая психология, специальная психология.
Обеспечение диагностико-коррекционного процесса осуществляется педагогическими работниками: специалистами в области специальной (коррекционной) педагогики (олигофрено-, сурдо-, тифлопедагогики, логопедии); социальной педагогики, психологии, клинической (медицинской) психологии; медицинскими работниками: специалистами в области психиатрии, неврологии, офтальмологии, сурдологии, ортопедии и др., прошедшими соответствующую переподготовку по профилю ПМПК.
Достаточно сравнить задачи, решаемые МПК и ПМПК, чтобы убедиться, насколько они изменились, равно как и требования к специалистам.
Сегодня речь не идет о детях, не подлежащих обучению. В большинстве субъектов Федерации пока на экспериментальных площадках начали обучать детей со сложными нарушениями, с глубокой умственной отсталостью, в т.ч. с синдромом Дауна, с нарушениями эмоционально-волевой сферы — ранним детским аутизмом. Практика показывает, как быстро идет процесс развития таких детей, они учатся себя обслуживать, общаться с другими детьми.
На территории каждого субъекта Федерации создана, как минимум, одна ПМПК. ПМПК субъекта Федерации является головной по отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК муниципального уровня является головной по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений, имеющихся на данной территории.
Проведенный в 1999/2000 учебном году мониторинг выявил общую численность комиссий, их 884, из них 82 — региональные, 717 — муниципальные. Постоянно действующими являются 262, собираются периодически 622.Общее количество специалистов, работающих в ПМПК, составило 5443 чел., из них психолого-педагогические кадры составляют 73,6%, медицинские - 26,4%.
В настоящее время в рамках международного проекта »TACIS« на базе региональной ПМПК Орловской области отрабатывается региональная модель организации работы комиссии, что позволит и дальше совершенствовать работу комиссий, их нормативное правовое обеспечение.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт