В обсуждении проблемы участвовали: Н.А.Палиева, главный специалист отдела дошкольного и специального (коррекционного) образования Министерства образования Ставропольского края, кандидат педагогических наук; заведующий отделом образования Минераловодской территориальной государственной администрации Ставропольского края О.Д.Тищенко; директор детского дома села Розховка Минераловодского района Л.Р.Латаева; главный редактор журнала “Детский Дом” В.П.Колосова.

О.Д.Тищенко
– У нас в районе два детских дома. Один создан четыре года назад, другой – три года назад. А до этого такая необходимость не возникала. Причем оба рассчитаны на 50 детей. А в них находится по 72 ребенка. Мы вынуждены думать об открытии третьего детского дома, как минимум детей на 150.

В.П.Колосова
– Но сейчас, наоборот, идет разукрупнение детских домов.

О.Д.Тищенко
– Мы знаем об этом. Но что нам делать? Нас просто накрывает волна безнадзорных, брошенных, оставленных детей. Только за 2001 год в роддоме г. Минеральных Вод оставили своих младенцев 19 молодых мамаш. Наш город небольшой, но это узловая станция, к нам стекаются приезжающие из разных окрестных мест малолетние бродяжки. Вот недавно с милицией объезжали город, собрали 23 человека беспризорной ребятни. Куда их? Нужен приют, чтобы было где разместить детей до выяснения всех обстоятельств. Вот этот большой детский дом и будет, по нашим планам, совмещать в себе и приют, и учебно-производственный комбинат, и собственно детский дом, который и примет тех ребят, чью судьбу иначе нельзя будет решить. Попадаются нам и мальчишки, бродяжничающие при родителях, из нашего же города. Время за полночь, а он шатается по улице, мать и отец, оба пьяные, валяются дома. Но пока выяснится, какая ситуация в семье, возможно ли помочь этим людям сойти с шаткого пути горьких пьяниц, ребенок должен где-то находиться под присмотром, а не пополнять армию беспризорников. Есть в городе много ведомственных гостиниц, которые пустуют сейчас. Они вполне пригодны для размещения в них приютов…

В.П.Колосова
– То есть Вы вот так масштабно смотрите на эту проблему, прогнозируете только увеличение брошенных, безнадзорных детей?

О.Д.Тищенко
– Думаю, что это обоснованный, трезвый взгляд на действительность. Если до недавнего времени люди еще как-то держались за счет того, что было заложено еще при советской власти, не лишались работы, то сейчас положение многих семей значительно ухудшилось.

Н.А.Палиева
– Сейчас становится родителями, рожает детей та молодежь, которая выросла в перестроечное время, когда старые идеалы, общественные нормы были отринуты, а новые еще и до сих пор не нажиты. Оставить ребенка в роддоме, а вместе с ним и все проблемы и трудности, в соответствии с нынешними идеалами приоритетной важности только собственного благополучия – логичнее, чем выслушивать упреки и насмешки от подруг и соседей молодой матери-одиночке. Не каждый может противостоять осуждению. Винить девочку в таком поступке легко, считая ее негодяйкой. Но мы и сами виноваты, мы отвратительно относимся к человеческим бедам. В этой ситуации поработать бы и медикам, и социальным службам, чтобы поддержать молодую мать. Да и настрой общественности по отношению к ней должен быть другим. Наше безразличие потворствует злу. У молодой матери, бросившей своего ребенка, опасаясь осуждения или по причине отсутствия средств на его воспитание, практически будет уничтожен материнский инстинкт, а ребенок, обреченный на жизнь в детском доме, будет знать с пеленок, что можно самому не воспитывать своих детей, можно оставить их государству.

О.Д.Тищенко
– Я предвижу в будущем, если не изменится экономическая ситуация в стране, массовый отказ родителей от своих детей. Пока никаких тенденций к положительной динамике нет.

Л.Р.Латаева
– Мне даже на порог моего дома принесли младенца. Услышала писк, думала – кот просится, открываю дверь, а на пороге сверток лежит и пищит. Разворачиваю – а там младенец с необрезанной пуповиной. Село не город, быстро выяснили, чей он.  Девочка 17-ти  лет родила. Семья у нее неблагополучная, родители пьют, не работают. Малыша определили в дом ребенка…

В.П.Колосова
– Но принимаются ли какие-то меры для спасения семьи? Невозможно поверить в то, что у нас полстраны алкоголиков. С чем, по вашим наблюдениям, это чаще всего бывает связано, что и отец и мать начинают беспробудно пить?

О.Д.Тищенко
– В основном это потеря работы, особенно по сокращению штата. Человека выбрасывают на улицу как ненужного. У нас был такой пример совсем недавно. Педагоги одной из наших школ заметили, что ребенок, учащийся у них, стал неухоженным, запущенным, растерянным. Выяснили. В семье мама – инвалид II группы, отец – здоровый мужик, лишился работы, начал пить. Двое мальчишек у них. У нас есть постоянно действующая комиссия по делам несовершеннолетних, которую возглавляет 1-й зам. главы администрации района П.С.Батищев. Вызвали отца на эту   комиссию. Петр Сергеевич поговорил с ним по-мужски, а он может так, что мало не покажется. Тот говорит – помогите с работой. Решили этот вопрос, и сейчас в семье все нормально. Но, к сожалению, таких примеров мало.

Л.Р.Латаева
– На 80% у нас в детском доме дети от родителей, лишенных прав из-за алкоголизма. Очень много людей в селе и не пытаются найти работу, которая всег-да есть. Но они привыкли где-то украсть или выклянчить 10-15 рублей на бутылку, опустошить ее и забыться в хмельном угаре. Они ничего не хотят делать. Похоже, что люди просто сами себя уничтожают. Видно, время такое пришло.

О.Д.Тищенко
– Раньше могли привлечь к ответственности за тунеядство, принудительно могли отправить на лечение от алкоголизма. А сейчас живи как хочешь, никто никому не нужен. Не все люди сильные, способные самостоятельно перебороть трудности, многим нужна помощь общества, поддержка организаций, призванных этим заниматься.

Н.А.Палиева
– Социальная защита  – это огромная сеть различных объектов помощи обществу. Это и приюты для детей, и реабилитационные центры, могут быть привлечены спортивные комплексы, организации культуры, нужна координация этих мощных рычагов воздействия. А мы наблюдаем в основном неумение координировать действия всех  этих сил. Они разрозненны, поэтому чаще всего результат неудовлетворителен. Сейчас, как никогда, нужно помогать семье выжить, сохранить нравственные идеалы. Критерием оценки работы социальных служб должен быть тот результат, когда удается сохранить семью, вернуть в нее детей, а не распихать их по детским домам, лишив родителей их прав. Это проще всего. Все общество должно осознать, что проблемы неблагополучных семей, их детей, становящихся сиротами при живых родителях, – это не только их проблемы, это наша общая беда, если так много людей страдают, не живут нормальной жизнью. Мы иногда слишком просто навешиваем ярлыки на то, что имеет сложные психологические корни и – главное – признаки широко распространяющейся болезни всего общества.



Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт