«Воспитывать сегодня – это любить детей и быть профессионалом в педагогике.»
Сегодня ясно всем, что изменения в политической, социальной и экономических сферах наряду с позитивными результатами принесли и многие беды, больно ударили по социально уязвимым слоям населения, в частности по многодетным и малообеспеченным семьям.
Ощутимое падение нравственных ценностей и норм, рост внебрачной рождаемости и количества отказных детей, активизация преступности привели к увеличению числа детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На 01.01.2002 года в стране выявлено 685,2 тысячи осиротевших детей.
Чтобы ощутить масштабы сиротства, сравним с численностью детей, оставшихся без семьи в результате социальных потрясений начала 20 века:
1922 г. (первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война) -540,0 тысяч детей-сирот, 1945 г. (окончание Великой Отечественной войны) - 678,0 тысяч осиротевших детей. Если появление детей-сирот в нашей стране можно было объяснить в годы революции и гражданской войны, в период массовых репрессий и Великой Отечественной войны, то сегодня это явление нашей жизни вызывает горечь и недоумение. Стал уже привычным термин «социальное сиротство», сиротство при живых родителях.
Для осиротевших детей в России только в системе Минобразования открыто 1611 учреждений различных видов, из них - 1265 детских дома. Реальность такова, что традиционные детские дома, к сожалению, еще долго будут наиболее распространенным видом образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ условий жизни детей перед поступлением в детские дома показывает, что редко можно выделить какую-либо одну причину или обстоятельство, приведшее ребенка в детский дом. В большинстве случаев в семьях детей имелось сочетание неблагоприятных факторов, что делало невозможным дальнейшее проживание в них детей, либо создавало прямую угрозу их жизни и здоровью.
Зачастую неблагоприятные условия существовали достаточно долго. К примеру, Старооскольский детский дом. В нем 146 воспитанников, 51,1% от их числа - дети, чьи родители лишены родительских прав; 18,2% - дети, изъятые из семей без лишения родительских прав; 1,4% - дети, чьи родители находятся в розыске; 1,4% - дети, чьи родители психически недееспособны; 2,9% - дети, от которых родители отказались в роддоме; 2,1% - подкинутые дети; 3,6% - дети, чьи родители ограничены в правах; 8% - дети, переданные в детский дом по заявлению родителей и лишь 8,8% - это дети-сироты. Горькая статистика свидетельствует, что 74,4% детей уже с рождения испытывали неблагоприятное воздействие социально дезадаптированных семей, где родители злоупотребляли алкоголем, жестоко обращались с детьми, где годами не удовлетворялись жизненно важные потребности ребенка.
Последствия для детей очень тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни. Это глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности матери; отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей.
Воспитанники детских домов, как правило, имеют одинаковые для большинства особенности: психологического характера: тревожность, вялость эмоциональной сферы, слабое развитие коммуникативной сферы, недостаток произвольной регуляции поведения и др.; социального характера: потребительское отношение ко всем взрослым, низкая активность, неуверенность в своих ценностных ориентирах, преобладание защитных форм поведения в конфликтных ситуациях; педагогического характера: асоциальное поведение, выражающееся в употреблении алкоголя, в курении, в употреблении нецензурных выражений, в недобросовестном отношении к учебным занятиям, в индифферентном отношении к жизни вообще, в отсутствии интересов и др.
Ученые единодушны в том, что в условиях утраты семейного окружения развитие личности ребенка носит качественно иной характер, когда многие естественные процессы тормозятся, не возникают вовсе, что в итоге дает неразвитую личность с рядом негативных черт характера, которые называют «поведенческим стереотипом».
Все выше сказанное свидетельствует о том, что правильно построить воспитательный процесс в детском доме не просто, он состоит из двух взаимосвязанных аспектов: развитие, формирование личности ребенка и коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни. При этом необходимо добиться главного результата - разностороннего развития детей, а для этого нужно уделить достаточное внимание и формированию основ культуры здоровья, и привитию осознанного отношения к ценностям семейной жизни, и формированию трудовой активности, и навыкам поведения, характерного для гражданина правового демократического государства, уважающего права и свободу каждой личности. Важно суметь воспитать и патриотизм по отношению к своему народу и уважительное и бережное отношение к историческому и культурному наследию других народов России, сформировать духовно-нравственные качества личности. Таковы задачи, поставленные перед образовательными учреждениями Программой развития воспитания в системе образования России на 2002 -2004 годы.
Для реализации поставленных задач необходим комплекс условий, так как без надлежащих условий деятельность образовательного учреждения невозможна или происходит в несовершенном виде. Наряду с такими важными условиями, как финансовое и материально-техническое обеспечение, а также нормативно-правовое и научно-методическое, необходимо соблюдать и другие: открытость учреждения и его взаимодействие с ближайшей социальной средой, обеспечение условий жизнедеятельности детей, приближенных к домашним, создание благоприятного психологического климата. Все это возможно, когда у воспитателя есть профессиональные способности и осознанная готовность к работе с детьми-сиротами на современном уровне. Анализ реальной практики свидетельствует о том, что воспитатели не готовы к решению сложных социально-педагогических задач, ибо их профессиональная компетентность не соответствует предъявляемым требованиям.
Причин такого состояния воспитательского корпуса не мало. Прежде всего, эта профессия ныне не из престижных, кроме того, низкооплачиваемая. К причинам неготовности воспитателей к сложной работе с детьми-сиротами, соответствующей современному уровню требований следует отнести, в первую очередь, отсутствие вузовской специальной подготовки педагогов для работы в детских домах. Работать в детский дом приходят либо учителя-предметники, либо воспитатели дошкольных образовательных учреждений, либо специалисты других профессий. Так, в составе группы слушателей, проходящих повышение квалификации на базе ИПК и ПРНО Московской области из 34 человек: с высшим педагогическим образованием -32,4% воспитателей, со средним специальным педагогическим образованием -41,1%.
«Мы не имеем достаточного числа специально подготовленных профессионалов для работы с сиротами. Ни одно учебное заведение страны не готовит специалистов направленно для работы в детском доме, а потребность в специально подготовленных кадрах есть», - констатировало Министерство образования РФ на Всероссийском совещании директоров детских домов еще в 1995 году. К сожалению, признание факта еще не решение проблемы. Из общей численности работников детских домов на 01.01.2001 год в Российской Федерации с высшим образованием лишь 43,3% сотрудников. Воспитателей с высшим педагогическим образованием - 32,2%, а со средним профессиональным образованием -59,1%.
Детский дом предельно феминизирован, отмечается «старение» кадров. Среди воспитателей численность мужчин колеблется от 0 до 10,3%. Например, в 1930 г. мужчин-воспитателей насчитывалось от 2% до 15,8% общей численности сотрудников. А ведь в настоящее время 54,8% воспитанников составляют мальчики от 7 лет и старше.
В педагогической печати неоднократно отмечалось, что воспитатели не знают нормативных документов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, не владеют информацией об индивидуально-личностных особенностях детей-сирот, испытывают большие затруднения в применении педагогических технологий, по-прежнему чувствуют информационный голод. Во многих учреждениях еще сохраняется замкнутость социально-бытовой сферы, жесткая регламентация жизни воспитанников, акценты на дисциплинарные моменты, стихийность проводимой работы по формированию социальных знаний, умений, навыков, механическое перенесение форм и методов работы с детьми, воспитывающимися в семье, в процесс воспитания сирот. Фрагментарность, эпизодичность взаимодействия специалистов, делегирование полномочий и ответственности за личностное развитие ребенка социальному педагогу и психологу, разное видение проблем ребенка воспитателями, работающими непосредственно с ним, отсутствие четких ориентиров на каждом возрастном этапе развития воспитанника.
Сегодня значительно увеличился объем функциональных обязанностей воспитателя. К таким традиционным видам деятельности, как воспитание, развитие ребенка, добавились и другие важные функции, которыми должен владеть педагог - диагностика, психологическая помощь, коррекция развития и прочие. Реализация этих функций требует не только дополнительных затрат времени и сил, но и знаний. Постараемся разобраться, кто же может помочь воспитателю справиться с трудностями и проблемами? Думается, пришло время в составе РАО создать научный центр по исследованию проблем воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В стране на федеральном уровне нет ни одной лаборатории, которая вплотную занималась бы проблемами сиротства. Ретроспективный анализ научно-методического обеспечения детских домов свидетельствует о наличии определенной системы оказания методической помощи. Так, в тридцатые годы прошлого столетия в период борьбы с беспризорностью стал издаваться журнал «Детский дом». На его страницах освещались вопросы воспитания, обучения, развития детей-сирот, публиковались нормативные и методические документы, рассказывалось о педагогическом опыте работы детских домов.
Позже для научно-методического обеспечения детских домов был создан Центральный научно-методический кабинет детских домов Министерства просвещения РСФСР, который изучал, обобщал опыт лучших учреждений, оказывал методическую помощь, разрабатывал учебные планы и программы для курсов, семинаров, практикумов и других форм повышения квалификации работников детских домов. Кроме этого кабинета при Институте теории и истории педагогики АПН РСФСР функционировал Сектор учебно-воспитательной работы в детском доме. В задачи сектора входила научная разработка вопросов учебно-воспитательной деятельности детских домов. Сектор занимался исследованием содержания, форм, методов совместной деятельности школы и детского дома, организации трудового обучения детей, самоподготовки и др. вопросы, актуальность которых сохраняется и в настоящее время.
Сегодня отрадно отметить, что наконец-то стал издаваться журнал, адресованный как воспитателям, так и детям, воспитывающимся в детских домах. Журнал помогает изменить отношение к детям, кто в силу тех или иных причин оказался без семьи, рассказывает о системе работы лучших учреждений по развитию и воспитанию осиротевших детей, формирует общественное мнение.
Настала пора создать на базе педвузов серию экспериментальных площадок федерального уровня, что позволит проводить социологические, правовые и другие исследования в области педагогического образования для работы с осиротевшими детьми. А пока на современном этапе практически единственной возможностью повышения уровня профессионального мастерства воспитателя детского дома, школы-интерната является система дополнительного педагогического образования.
Учитывая необходимость повысить уровень квалификации воспитателей в ИПК и ПРНО Московской области на кафедре «Общей и социальной педагогики» реализуется учебный план и программа «Организация и содержание деятельности воспитателя образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Понимая, что результативность педагогического процесса в детских домах зависит не только от конкретных знаний, которыми владеет педагог, но и от умения применять их на практике, для слушателей в программу курса были включены элементы современных педагогических технологий. Сегодня педагогу нужно уметь предложить воспитанникам интересную и увлекательную программу деятельности, учитывающую их интересы и потребности, способную создать в группе доброжелательные взаимоотношения, обеспечить каждому ребенку условия для самовыражения. Мы стараемся научить своих слушателей этому. На выездных занятиях они знакомятся с опытом работы лучших педагогов и учреждений. Весь учебный материал тщательно отобран, так как объем курса обучения составляет 144 часа. При этом учитывалось, что главное - это не механическое расширение информации психолого-педагогического и методического характера, а формирование определенной профессионально педагогической позиции каждого работника.
Слушатели отмечают, что такая программа дает возможность «по-другому взглянуть на занятия с детьми и на всю работу с ними»; «получить необходимые знания по социальной педагогике и психологии»; «сориентироваться на реально значимых проблемах». Ответы на вопрос «Что изменилось лично для вас в результате нашей совместной работы?» распределились следующим образом: «изменилось отношение к профессиональному совершенствованию» (29,7%); «к педагогической работе» (18,9%); «к детям: буду внимательнее, добрее, постараюсь помогать им, лучше понимать их»(27,0%); «к коллегам: буду более открытой, появилось желание делиться опытом» (8,1%); «к себе: стала требовательнее, более самокритична, получила положительный заряд, появился приток сил» (10,8).
Таким образом, через систему повышения квалификации оказывается помощь воспитателю в развитии его профессиональной компетенции. Хочется верить, что чем больше профессионалов будет работать с осиротевшими детьми, тем теплее и психологически комфортнее станет детям.
Материал взят отсюда:Ссылка на сайт