Для большинства выпускников детских домов ПТУ – объективная реальность. В округе немного училищ  профессионального образования. Одно из них, № 21, находится в Лабытнанги. Перечень профессий, которые могут здесь освоить учащиеся, не  мал, и, главное, эти профессии заинтересуют как юношей, так и девушек.

Учиться в ПУ № 21 приезжают ребята из детских домов и интернатов отдаленных поселков, а также из детских домов Салехарда и Лабытнанги. Здесь можно получить за 3 года учебы не только среднее образование, но и профессию, например, автомеханика, повара-кондитера, портного, сварщика, мастера строительных и отделочных работ, продавца, контролера-кассира, станочника в деревообработке, изготовителя изделий из меха, машиниста строительных и дорожных машин и другие.

«Ребята приходят очень разные, – рассказывает социальный педагог училища Людмила Александровна Першикова. – Сейчас у нас обучается в училище 58 детей-сирот. К нам поступают по существу дети, правда, очень часто они имеют уже устойчивую алкогольную зависимость, и нам приходится отправлять их в наркологический кабинет, лечить их, и иногда небезуспешно. Поведение  этих детей чаще всего пассивное. Они привыкли к тому, что государство им все даст, и так и есть на самом деле. У нас они получают бесплатное благоустроенное общежитие, бесплатное питание четырехразовое, мы их одеваем, причем происходит это так. Мы идем в магазин, где наш учащийся выбирает себе одежду, примеривает ее, и если ему все подходит, мы оплачиваем. Одеты детдомовские дети очень прилично. Они получают две стипендии. Одну государственную – 195 рублей и еще социальную по распоряжению нашего губернатора – 300 рублей. При выходе из училища им полагается единовременное пособие в 33 930 рублей. Мы последняя государственная инстанция, которая решает проблемы детей-сирот, поэтому, если ребенок попадает к нам без закрепленного за ним жилья, добиваемся  решения этого вопроса, потому что, выйдя из училища, он должен иметь возможность устроиться на работу, и мы трудоустраиваем в обязательном порядке наших выпускников, добиваемся получения ими квартир или комнат, чтобы они могли начать свою самостоятельную, взрослую жизнь в собственном доме.

Корр. Вы трудоустраиваете своих выпускников, многие из них остаются работать на этом месте?

Л.А. Половина выпуска, как правило, остается работать. Ребят в основном забирают в армию. У нас они под присмотром три года, в армии еще два года. За это время человек взрослеет. Конечно, многие потом, придя из армии, устраиваются не по специальности, кто в пожарную  охрану, кто в милицию.

Корр. Часто бывает так, что, начав учиться одной профессии, решают освоить другую?

Л.А. Бывает. Вот недавно  одна девочка-сирота Валя Тетерина, училась на швею, потом расхотела этим заниматься, мы перевели ее на другую специальность – изготовитель изделий из меха. У нас есть дополнительное платное образования, но для детей-сирот получение второй профессии – бесплатное.

Каждый год мы вывозим своих учащихся к морю. Были под Туапсе, в Одесской области, в этом году поедем в Геленджик. Нам приятно, что о наших группах, состоящих именно из воспитанников детских домов, очень хорошо отзываются в лагерях, пансионатах. Да и сами дети, выйдя из училища, спустя годы, приходят к нам, говорят спасибо за то, что помогали им, ведь у нас они делают свои первые взрослые шаги. Конечно, можно и оступиться, можно пойти по неправильной дорожке, но для чего мы тогда работаем? Наша задача помочь этим ребятам устоять во взрослой жизни, ведь если некому помочь, не с кем посоветоваться – это очень тяжело, значит, нужно учиться рассчитывать только на себя. Возможно, люди помогут, но в сознании ребенка-сироты должна быть уверенность в собственных силах. К сожалению, мы чаще замечаем в наших учащихся, поступивших к нам из детских домов, неприспособленность к жизни, апатию, они склонны полагаться на чужое мнение, следовать чужим решениям. От этого и возникают те трагедии, о которых все знают, считают, что это вроде бы нормально для детдомовца – спиться, погибнуть, попасть под дурное влияние, а потом и в тюрьму.

Корр. Наверное, привычка жить в коллективе, по распорядку дня, безынициативно сказывается на развитии характеров этих детей. Они должны еще в детском доме научиться принимать самостоятельные решения с чувством ответственности и за себя, и за других.  Вероятно, этому нужно уделять больше внимания при работе по социализации воспитанников детских домов. Научить штопать носки, печь пироги и строгать доски – этого  мало. Необходимо, чтобы каждый детдомовец осознавал свою неизбежную причастность к обществу. И здесь он нуждается в помощи старших. Это сложнее, тут надо исходить и из особенностей личности, и из возможных вариантов предстоящей воспитаннику жизни. Не все захотят быть швеями, токарями, продавцами. Но, если этот шаг неизбежен для начала жизни детдомовца, он должен воспринимать его, как подготовительный этап для осуществления других заветных желаний, а не как приговор. И помочь ребенку не обидеться на жизнь, не покориться обстоятельствам, наверное, должны социальные педагоги, психологи, просто добрые люди.



Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт