Давным-давно, в незапамятные времена, жили-были дед и баба. Было у них десять детушек — мал мала меньше. Как-то ночью слышит дед — ктой-то под дверью пищит. Отворил он дверь — а на крыльце корзиночка, в корзиночке — сверточек маленький, а там девчушка крохотная, в два пальчика росточком, кричит себе, разрывается. Пожалел он девчушку...
Действительно, было время, когда ребенок, от которого отказались родители или у которого родители погибли, оказывался в семье. Семья соседей или родственников могла быть хорошей, и тогда ребенок рос наравне с остальными детьми; могла быть неважной или даже очень плохой, и ребенок мог столкнуться с побоями и издевательствами. Все это описано в сказках, и, не идеализируя это время, скажем только, что ребенок-сирота жил в том же самом пространстве, что и все остальные, его социальный опыт с самого начала был полным. Да и для людей не было секретом, как живется сироте. Все старались как-то помочь.
Росли города, и эта система дала трещину. Когда нет своего хозяйства, каждый лишний рот в тягость, к тому же в городе люди зачастую мало знают друг друга. Все больше детей, потерявших родителей, оказывались на улице, погибали или влачили самое нищенское существование.
Но и тут нашлись добрые люди — собрали деньги, сложились всем миром, построили приюты. Одели детей, как могли, старались накормить. Сначала получалось не очень, потом лучше. На все праздники кто-нибудь приходил в приют, приносил — кто сласти, кто одежку. Даже представить себе нельзя было: на Пасху и не помочь сироте. Причем ходили в приюты всей семьей — с детьми, с внуками.
А потом... Потом вокруг приютов, вокруг детских домов построили высокие заборы, отгородили их от всего мира. Осталась ма-а-ленькая калиточка, которая приоткрывалась лишь изредка. Вокруг заборов разрастался пустырь, и все меньше и меньше людей решались проникнуть, заглянуть внутрь. Да и как-то не принято стало затрагивать эту тему — молчали газеты, по телевизору показывали только довольных, счастливых детей. Выросло не одно поколение людей, которые просто не представляли, что такое детский дом, как там живется детям.
Так и вышло, что дети в современных детских домах и одеты неплохо, и кормят их пять раз в день, и телевизор у них есть, и игрушки, но они полностью отгорожены от всего мира. Выходит ребенок из детского дома в 18 лет, а за забором детского дома — чужой, абсолютно незнакомый мир, другая планета. Приспособиться, переучиться сложно, да никто особо и не стремится помочь, все поглядывают настороженно и недоверчиво, что, мол, за инопланетяне такие.
А дети, которые выросли дома, которых любили родители, которые поступают после школы в институты, даже и не слыхали никогда, сколько их ровесников живет по ту сторону забора в детских домах. И их судьбой они не интересуются.
Открытость общества растет, многое меняется к лучшему, но преодолеть это многолетнее отчуждение чрезвычайно сложно. Первые появляющиеся сейчас посетители переступают порог детского дома со страхом. Страхом, рожденным отчуждением, рожденным высоким забором и неизвестностью.
Преодолеть отчуждение, победить страх можно только добровольно. Только так можно изменить свой взгляд на себя, наполнить свою жизнь, свою профессию новым, глубоким смыслом. Поэтому в нашем институте на факультете «Специальная психология» мы организовали добровольное общество, объединение волонтеров «Единый мир». Объединение создано деканом факультета Мешковой Т. А. и курируется двумя преподавателями — профессором Щербаковой А. М. и Федоровой А. И. Это небольшое сообщество и есть наша попытка преодолеть отчуждение, дать студентам возможность освободиться от страха перед неизвестностью, узнать не понаслышке о детях-сиротах, о бездомных и об инвалидах. Студенты познают счастье в бескорыстной помощи, приобретают навыки согласованной работы в команде и попутно получают знания, необходимые для будущей профессии. Мы считаем очень важным, что все участники движения имеют постоянную возможность обсудить полученные впечатления, свои планы и проекты как друг с другом, так и с опытными преподавателями.
Часть ребят начали свою добровольную деятельность еще до поступления в институт, и все мы без исключения с удовольствием находим, чему у них можно научиться, они заражают всех новичков своей творческой энергией и всегда готовы как поделиться своим опытом и наработками, так и сами получить новые навыки. Невозможно не назвать с благодарностью Коковкину Машу, которая занимается с тяжело больными детьми в Детской республиканской больнице, и Пайкову Аню, которая вместе со своими друзьями раздает бутерброды, одежду и продукты первой необходимости бездомным и нищим. Всем нам их опыт придает вдохновения и смелости, и к ним всегда может присоединиться любой новоиспеченный волонтер.
Каждый год набирается небольшая группа студентов, которые хотят пойти в детский дом и познакомиться с детьми. Для многих из них это первое посещение сиротского учреждения, и каждый раз, возвращаясь со студентами после первого визита в детский дом, я слышу одну и ту же фразу: «Надо же, мы так боялись, а там, оказывается, обычные дети!»
Преодолевать приходится не только отчуждение и страх, но и рожденные незнанием стереотипы. Часто кажется, что нельзя идти в детский дом без конфет или что дети ждут от новых людей подарков; многих студентов волнует, нет ли запретных тем — они боятся, что нельзя при детях произносить слово «мама». Почти все со страхом говорят: «А что мы с ними будем делать?», кто-то сомневается, что сможет подружиться с детьми.
Но действительность обычно оказывается гораздо лучше всех ожиданий: дети совсем не просят сладостей, а стремятся вместе погулять или поиграть, запретных тем тоже нет, дети с большим интересом расспрашивают про семьи и про все на свете. Совместные игры и занятия, когда дети вместе со студентами что-то клеят или рисуют, быстро сближают, и впечатления от первых двух-трех посещений всегда самые радужные.
Потом от гостей требуется честность и все более и более вдумчивое отношение к каждому ребенку. Честность нужна, чтобы сказать детям: «Я еще не знаю, надолго ли я сюда пришел. Все будет зависеть от того, насколько мы с вами подружимся; я не знаю, позволит ли мне моя учеба приходить сюда достаточно часто». Такую честность дети по праву ценят гораздо больше скоропалительных признаний в вечной любви.
После первых двух-трех посещений дети начинают вести себя естественней, перестают стараться произвести впечатление. Они ссорятся между собой, начинают пропускать плохие словечки. Это важный момент для того, чтобы дети почувствовали в студентах именно старших товарищей, привыкли прислушиваться к ним во время ссор, и для того, чтобы занять правильную позицию: «Да, мы с вами товарищи по играм, и мне нравится с вами болтать. Но я не хочу слушать мат — не говорите эти слова, мне это очень неприятно».
Начинается период освобождения от иллюзий. Мало-помалу для студентов становится очевидным, что дети в детском доме не совсем обычные, и что у каждого из них есть свои особенности. Одновременно с прозрением приходит и умение принять ребенка таким, какой он есть, найти к каждому свой подход, обостряется наблюдательность, приходится много размышлять, а при необходимости — и почитать литературу. Это период узнавания детей и себя.
Постепенно, кроме компанейских, начинают устанавливаться и личные отношения. Кто-то привязался вон к той девочке, потому что она очень бойкая и веселая и с ней легко найти общий язык. Другой сошелся с тем мальчиком, потому что он самый тихий и у него задумчивый взгляд. Это могут быть просто приятельские отношения, которые очень много дадут обеим сторонам, прежде всего в плане расширения кругозора и социального опыта. В некоторых случаях они могут со временем перерасти и в настоящую дружбу, и эта дружба будет бесконечно углубляться.
В конце учебного года, когда дети уезжают в лагерь, у студентов появляется возможность осмыслить, а что дал этот год, это общение и им, и детям. А действительно, что? Студенты теперь имеют представление о детях-сиротах не по учебникам, они приобрели навыки работы с детьми в группе, весь год имели возможность обсуждать свой опыт и впечатления друг с другом и с сопровождающим их преподавателем; многие приобрели новых маленьких приятелей, которые будут рады новой встрече с ними. А дети... Невозможно даже рассказать, как важно для детей любое дополнительное общение. Даже не говоря о всех играх, выездных прогулках, совместных творческих занятиях в микрогруппах, которые хороши сами по себе, то, что детям есть с кем просто поболтать, с кем поделиться, у кого спросить совета, просто замечательно. Добровольцы делают то, что физически не могут успеть сделать воспитатели: общаются с детьми. К тому же студенты могут обсудить с подростками разные специфически молодежные темы: моду, популярную музыку, прически и... первую любовь.
Перефразируя известные слова доктора Гааза, можно сказать: спешите, спешите организовывать небольшие общества добровольцев. Небольшие — потому что важно знать друг друга по имени, для того чтобы вместе что-то делать; общества — потому что именно возможность делиться опытом и впечатлениями, именно преемственность питает нас вдохновением и силами и увеличивает эффективность любой деятельности; добровольцев — потому что только добровольно можно преодолеть безразличие, страх и отчуждение.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт