«Кидсейв Интернешнел» — это американская некоммерческая организация, которая работает в России «над уменьшением вреда от воспитания детей в сиротских учреждениях» и разрабатывает стратегии по семейному устройству детей. Главную цель своей работы «Кидсейв Интернешнел» видит в том, «чтобы покончить с вредной практикой институциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в создании постояннодействующих программ».

В начале этого года было закончено проведенное организацией в России социологическое исследование «Проблема детей-сирот в российском общественном мнении». Как утверждают члены организации, данное исследование было организовано и проведено «для того, чтобы представить информацию российскому правительству, правительствам стран, оказывающих России финансовую поддержку».

Мы решили предложить нашим читателям ознакомиться с его итогами.

Основные положения исследования

1. Предисловие и предпосылки

Институциализация детей в России является серьезной проблемой, которая приобретает все более важное значение. По данным за 2001 год, 183 500 детей-сирот жили в детских домах и интернатах, при этом 15 000 из них находились в специализированных интернатах для умственно или физически неполноценных детей. Девяносто пять процентов от всех детей-сирот, живущих в детских домах и интернатах, составляют социальные сироты. Это дети, чьи родители живы, но либо добровольно отказались от своих родительских прав, либо были лишены прав по решению суда. Другую группу в 140 300 детей, находящихся в школах-интернатах, составляют дети из неблагополучных семей. Эти семьи не отказались окончательно от своих детей, но передали их временно под опеку государства. Существуют также тысячи детей, в течение долгого времени живущих в приютах, хотя формально их берут туда только на короткий период. В целом около 350 тысяч детей в России растут без родительского попечения1.

Для решения этой проблемы Правительство Российской Федерации объявило о проведении новой государственной политики, направленной на защиту интересов детей. Главной целью этой политики является деинституциализация детей. В настоящее время существует уже несколько программ по переводу детей из детских домов под опеку или на воспитание в семью.

Совершенно очевидно, что для разработки эффективных программ по деинституциализации детей необходимо в первую очередь понять установки, уровень понимания и информированности граждан России о проблемах детей-сирот и альтернативных формах попечительства. Особенно важно это сделать в отношении потенциальных опекунов, наставников, возможных усыновителей и всех тех, кто так или иначе захочет и сможет оказывать помощь и участвовать в программах. Для того чтобы провести взвешенный анализ установок и отношения российского общества к проблемам детей-сирот и альтернативным формам попечительства, некоммерческая организация «Кидсейв Интернешнел» организовала проведение социологического исследования на территории Российской Федерации.

2. Методология

Результаты исследования были получены на основе проведения индивидуальных интервью в июне 2003 года. В процессе исследования было опрошено 3197 взрослых представителей населения разных российских регионов. Перед проведением исследования применяли метод фокус-групп для отработки анкет, которые потом использовали в исследовании. Оно проводилось по случайной маршрутной выборке по домохозяйствам. Выборка репрезентирует население всей России от 18 до 65 лет и старше.  Спонсор не указывался, чтобы избежать предвзятости в ответах респондентов. Каждое интервью длилось в среднем 30 минут.

3. Основные выводы

Уровень

информированности и поведение

•              Почти все опрошенные (92%) считают проблемы детей-сирот, и в частности институциализацию, очень важными. Однако, несмотря на это, только 16% респондентов отметили, что хорошо информированы о проблемах детей-сирот, а 25% практически ничего не знают об этих проблемах. Более половины из опрошенных сказали, что имеют общее представление о существовании детей-сирот и их проблемах.

•              Респонденты считают, что пять основных проблем детей-сирот связаны с отсутствием нормальных жилищных условий, риском вовлечения в криминальную среду, отсутствием поддержки родственников, отсутствием возможности получить хорошую работу и с трудностями, связанными с получением высшего образования. Отсутствие бытовых и социальных навыков респонденты оценили как не очень серьезную проблему.

•              Каждый пятый опрошенный изъявлял готовность помочь детям-сиротам, а 12% уже фактически оказывают им помощь. Из числа тех, кто в своих ответах указал, что они уже помогают детям-сиротам, большинство сказали, что эта помощь выражается в материальной поддержке (еде, одежде, игрушках), а не в общении с детьми. Приблизительно 2% указали, что они усыновили ребенка или стали опекунами ребенка-сироты.

•              Из числа тех, кто в настоящее время не оказывает помощь детям-сиротам, каждый четвертый заявил, что если бы они начали помогать, то предпочли бы взять на себя ответственность за ребенка на длительное время. Почти каждый третий из числа опрошенных сказал, что они могли бы участвовать в жизни сирот тем или иным образом. Однако среди большинства респондентов распространено убеждение, что вполне достаточно помогать детям, жертвуя деньги, еду, одежду и игрушки. Почти половина опрошенных отметили, что хотели бы оказать помощь, но не имеют для этого достаточно средств.

•              Одной из причин, по которой люди не помогают детям-сиротам, может быть то, что подавляющее большинство (92%) считает, что забота о детях-сиротах является обязанностью государства, и только каждый третий указал, что это также является обязанностью граждан. Более того, каждые четверо из пяти опрошенных уверены в том, что государство хорошо заботится о детях-сиротах, поэтому простые граждане могут и не участвовать в судьбах детей-сирот.

Формы размещения и долгосрочностъ

•              Приблизительно четыре из каждых пяти опрошенных сказали, что лучшим альтернативным видом заботы о детях является долгосрочное проживание детей в семье. Только 17% опрошенных заявили, что институциализация относится к числу лучших способов решения этой проблемы. Большинство опрошенных из России (78%) считают, что лучшей формой размещения детей является усыновление, а вслед за ним идет такая форма, как опека и попечение (69%). Это мнение находится в явном противоречии с установкой, что о детях-сиротах должно заботиться государство.

•              Большинство опрошенных (72%) говорят, что ответственность за воспитание ребенка-сироты точно такая же, как ответственность за воспитание своего собственного ребенка, а 21% считает, что эта ответственность даже выше. В отношении усыновления респонденты сообщили, что предпочитают усыновлять младенцев, либо детей от 9 месяцев до 4 лет, либо «настоящих» сирот, то есть детей, чьи биологические родители умерли.

•              Восемь из десяти респондентов никогда не рассматривали возможность воспитания неродного ребенка, и подавляющее большинство не задумывается об усыновлении. Только 39% из выборки проявили желание ответить на вопросы. Ответившие на вопросы в качестве главной причины, которая может заставить их усыновить сироту, указали на усыновление только сына или дочери их родственников или друзей. Результаты исследования показали, что важным «фактором» являются: знакомство с ребенком, предоставление исчерпывающей информации о нем и возможности общаться с ним до его усыновления или взятие под опеку. В качестве причины, по которой люди не усыновляют или не берут под опеку детей-сирот, является низкий доход семьи (74%).

Знание законодательных норм, касающихся усыновления и опеки

•              У большинства опрошенных нет полной ясности в отношении законов и общественной политики в области усыновления. Это и неудивительно, учитывая низкую вовлеченность населения в решение данной проблемы. Хотя большинство респондентов считают, что усыновители должны брать на себя ответственность за судьбу ребенка (83%) и должны быть психически здоровы (73%), однако они вообще не знают, какие законы действуют в области усыновления (например, получают ли родители, усыновившие детей, поддержку со стороны государства и контролирует ли государство дальнейшую судьбу усыновленных детей, какие требованиям предъявляются к усыновителям при получении разрешения на усыновление и существует ли тайна усыновления).

Личные контакты с детьми-сиротами

•              Личные контакты с ребенком обычно ведут к возникновению позитивных отношений. Почти половина респондентов (45%) знают семьи, усыновившие или взявшие под опеку ребенка-сироту, и большинство их них (72%) описывают этот опыт усыновления как успешный. Только один из пяти опрошенных говорил об отрицательном опыте усыновления. В целом около 42% респондентов лично общались либо с сиротой, либо с выпускником детского дома. Говоря о своих впечатлениях от общения с детьми-сиротами, более половины опрошенных описывают их как хороших детей и только 16% имели отрицательный опыт общения.

Промежуточные шаги на пути к долговременному устройству детей: краткосрочное пребывание в семье, наставничество и патронат

Ранее проведенные качественные исследования показали, что в существующем в настоящее время сознании граждан России усыновление не занимает ведущее место. Желание усыновить детей-сирот может возникнуть только после того, как устанавливаются личные взаимоотношения между детьми-сиротами и людьми, проживающими в данном микрорайоне. Поэтому в данном исследовании была предпринята попытка оценить заинтересованность в трех следующих формах общения граждан России с детьми-сиротами: кратковременное пребывание в семьях, наставничество и патронат.

В целом возможность иметь полную информацию и узнать ребенка поближе, до того как будет принято решение об ответственности за его дальнейшую судьбу, способствует возникновению у людей желания устанавливать отношения с детьми во всех трех формах. Возможность поделиться своим собственным жизненным опытом и знаниями является очень важной мотивацией наравне с таким фактором, как отсутствие собственных детей. При этом для возникновения всех этих форм отношений, судя по ответам респондентов, деньги не являлись главным стимулом.

•              Программы краткосрочного пребывания в семье. Большинство граждан России не знает о программе краткосрочного пребывания в семье, которая подразумевает приглашение ребенка в семью на каникулы или выходные дни. Однако каждый из четырех респондентов ответил, что он готов взять ребенка-сироту в свой дом для краткосрочного пребывания. Основной причиной, которая может способствовать принятию такого решения, является то, что пребывание ребенка в семье позволит получить о нем больше информации и лучше узнать ребенка в неформальной домашней обстановке. К обстоятельствам, которые могли бы отрицательно повлиять на принятие решения, респонденты чаще всего относили финансовые трудности. Государственное пособие, предоставляемое принимающей семье и покрывающее расходы на пребывание ребенка в семье, не является достаточно сильным стимулом для участия в этой программе.

•              Наставничество. Один респондент из каждых пяти (22%) выразил желание сделаться наставником для ребенка-сироты, главным мотивом было желание поделиться своим жизненным опытом с ребенком-сиротой. Как указали респонденты, препятствием к выполнению функций наставника является отсутствие свободного времени. Неудивительно, что значимость этого фактора значительно уменьшается для респондентов в возрасте от 55 до 64 лет и старше. Однако именно в этой возрастной группе препятствием может стать ухудшение состояния здоровья.

•              Патронат. Большинство граждан России не знакомо с таким понятием. После объяснения респондентам смысла этого понятия 22% ответили положительно на вопрос об участии в судьбе детей-сирот. Среди главных причин, которые могли бы положительно повлиять на решение стать патронатным воспитателем, назывались: получение полной информации о ребенке, общение с ребенком до момента принятия его в семью. Следующей по значимости причиной являлось отсутствие собственных детей или наличие уже взрослых собственных детей. Не очень понятно, почему респонденты среди самых значительных препятствий к участию в программе патронатного воспитания называли низкий доход семьи, поскольку им было сообщено, что государство выделяет специальное пособие для патронатных родителей. Между тем решить финансовые проблемы через подработку патронатным воспитателем не являлась одной из трех главных мотиваций для участия в программе патроната.

Источники информации

•              Примерно для девяти из десяти опрошенных средства массовой информации являлись главным источником сведений о детях-сиротах и их проблемах. Следующим по значимости фактором было общение с сотрудниками детских домов. Респонденты в качестве третьего важного источника информации также называли межличностные каналы общения: друзья, знакомые, родственники. Общению с самими детьми отводилось четвертое место по значимости.

•              Однако наиболее достоверными источниками информации являлись люди и/или организации, у которых есть непосредственный опыт взаимодействия с проблемами сирот. К ним относятся: администрации детских домов, государственные органы опеки сирот и некоммерческие организации, занимающиеся проблемами детей-сирот, а также специалисты по развитию детей в раннем возрасте.

•              Полученные данные позволяют сделать вывод, что респонденты считают мнение президента страны наиболее достойным доверия. Вслед за этим по значимости идет мнение воспитателей детских домов и людей, у которых есть опыт воспитания сирот.

4. Выводы

В результате проведенного исследования было выяснено:

•              Граждане России считают, что проблема детей, живущих в детских домах, действительно серьезна и требует решения. Наибольшую озабоченность опрошенных вызывают проблемы обеспечения выпускников детских домов жильем, а также трудности, связанные с получением хорошей работы и высшего образования в условиях отсутствия поддержки со стороны родственников, риск попасть в криминальную среду.

•              Хотя граждане России проявляют искреннее сочувствие к детям-сиротам, большинство из них (92%) уверены, что о таких детях должно заботиться государство, поэтому опрошенные в минимальной степени участвуют в решении проблем детей-сирот. 12% опрошенных оказывают помощь детям, и только 2% усыновили детей или стали их опекунами. Восемь из каждых десяти опрошенных никогда не рассматривали возможность воспитания ребенка-сироты в своей семье.

•              При общении с детьми-сиротами большинство респондентов отметили, что этот опыт был положительным. Почти половина всех опрошенных (45%) знакома с семьями, которые участвовали в программе по оказанию помощи детям-сиротам, а 42% респондентов имели личные контакты с детьми. Большинство респондентов оценивают опыт общения как положительный и отзываются о детях очень хорошо.

•              Люди, которые в настоящее время помогают детям-сиротам и действительно могут значительно изменить жизнь сирот, составляют 4% из числа опрошенных. 25% респондентов сообщили, что могли бы принять у себя дома ребенка на короткий срок. 22% респондентов сказали, что могли бы стать наставниками или патронатными воспитателями.

•              Одной из причин столь малого участия в проблемах детей-сирот может быть низкий уровень информированности населения о существующих законах в области усыновления, о государственных пособиях родителям, усыновившим детей, о контроле за условиями проживания усыновленных детей, а также о требованиях, предъявляемых к потенциальным усыновителям, и о тайне усыновления.

•         В отношении усыновления респонденты сообщили, что предпочли бы усыновить младенцев либо детей от 9 месяцев до 4 лет, либо настоящих сирот, то есть детей, чьи биологические родители умерли. Однако подавляющее большинство (95%) детей, находящихся в детских домах и интернатах Российской Федерации на сегодняшний момент являются социальными сиротами, при этом большая часть таких детей подросткового возраста. Именно для такой возрастной группы самыми характерными являются проблемы, отмеченные респондентами.

•              Некоторое количество респондентов согласилось бы воспитывать сироту только при условии, что это ребенок их близкого друга или родственника. Респонденты были в большей степени заинтересованы в помощи тем детям, историю жизни которых они знают.

•              Краткосрочные визиты и различные формы общения с детьми способствуют принятию решения об усыновлении ребенка или взятия его под опеку.

•              Главными препятствиями к оказанию личной помощи детям-сиротам, по мнению респондентов, являются деньги и время.

•              Необходимо выработать стратегию для того, чтобы развеять бытующее в обществе неверное представление о детях-сиротах, и приложить определенные усилия, направленные на распространение положительного опыта принятия детей в патронатные семьи, это поможет детям-сиротам адекватно интегрироваться в общество. Средства массовой информации, из которых граждане России черпают основную информацию по этой проблеме, являются очень мощным инструментом воздействия на общество, особенно если в этих средствах будет представлен положительный опыт людей, уже помогающих детям.

•              Правительство, бизнес-структуры, некоммерческие организации должны работать вместе для того, чтобы вовлекать граждан и сотрудников организаций в процесс общения и поддержки детей, оставшихся без родителей, и заложить основы для изменения положения детей-сирот, которые должны стать полноценными членами общества.



Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт