В системе образования последние годы характеризуются вниманием к одаренным детям, которые представляют собой интеллектуальный потенциал нации. Повсеместно создаются центры, лаборатории, включающие в себя методики выявления, обучения и развития одаренных детей. Существует целевая программа «Одаренные дети», являющаяся частью президентской федеральной программы «Дети России», функционируют общеобразовательные учреждения, реализующие образовательные программы повышенного уровня, в регионах проводятся творческие конкурсы, состязания, фестивали. Наука утверждает, что процент детей с потенциальной одаренностью достигает 25 процентов, но обнаруживают ярко выраженную одаренность лишь у 1-3 детей из ста. Как правило, талант ребенка помогает раскрыть находящийся рядом взрослый, чаще всего родители.

Выявление и поддержка дарований детей, воспитывающихся вне семьи, становится важной проблемой. Для решения ее в отдельных регионах создают детские дома, где детей обучают игре на скрипке, баяне, аккордеоне, гитаре, открывают классы хореографии, художественные студии. Однако для решения задач интеллектуального, физического, нравственного развития детей нужны оптимальные условия, материальная база. Не имея их, трудно реализовать проекты развития способностей воспитанников. Мне хотелось бы на страницах этого журнала рассказать об одной из самых приемлемых и доступных форм выявления способностей детей, оставшихся без попечения родителей.

В течение семи лет Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования РФ совместно с благотворительной организацией TEAR (США) проводят конкурс детского рисунка «Рождественские фантазии» по номинациям: декоративно-прикладное искусство и рисунок (среди воспитанников детских домов и школ-интернатов в возрасте от 10 до 14 лет). Цель конкурса — активизировать деятельность образовательных учреждений  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по развитию потенциальных способностей и дарований детей, проявляющих интерес к различным видам творческой деятельности. В процессе его подготовки и проведения решаются не только развивающие, но также познавательные и воспитательные задачи.

Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как пытлив и непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Детское творчество несет печать безудержной энергии — колористической, цветовой, пластической. Дети рисуют и внимательно вглядываются в мир, начиная его лучше понимать и знать, а значит, больше дорожить, любить. Ведь искусство — это прежде всего воспитание души, воспитание чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче человеческую душу, учит состраданию, взывает к нашей совести, побуждает задуматься, как мы живем, как поступаем. В этом нравственное значение изобразительного искусства и проводимого конкурса.

Проблема становления личности подростка, изучение личностного роста детей в условиях учебно-воспитательной системы всегда были центром внимания гуманистической педагогики. Подрастающий человек нуждается в определенных духовно-нравственных основах и эстетических ориентирах, которые часто несовместимы с тем, что он встречает в реальной действительности и средствах массовой информации. Из года в год растет численность участников этого конкурса, ибо среди педагогов и психологов сформировалось понимание необходимости использования духовно-эстетического содержания изобразительного искусства в процессе воспитания. Занятия рисованием создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со  взрослыми, и важно помочь детям осуществлять такое общение.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что рисование выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка. «Графический отклик» особенно важен для детей, которые не могут осознать и словесно выразить свои внутренние конфликты.

В 2003 году на рассмотрение жюри поступило 1100 рисунков из 53 регионов страны. Наиболее активное участие приняли воспитанники образовательных учреждений Архангельской, Кемеровской, Кировской, Ленинградской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Псковской областей, Ямало-Ненецкого АО, Еврейского АО, Республик Татарстан, Удмуртия, Хакасия, Хабаровского края.

Лучшие 150 работ были выставлены в залах Международной детской художественной галереи в Москве. Председателем жюри был член-корреспондент Академии художеств России, народный художник России А. И. Зыков. На высоком художественном уровне, в соответствии с тематикой и девизом конкурса «К душе своей найди дорогу», по мнению авторитетного жюри, выполнены рисунки воспитанников Лужской школы-интерната и детского дома г. Сланцы Ленинградской области, Медведовского детского дома Краснодарского края, детского дома №1 г. Вологды, Далматовского и Курганского детских домов Курганской области, детского дома с. Артын Омской области, детских домов г. Нижнекамска, г. Набережные Челны, г. Буинска Республики Татарстан, Глазовского, Нылгинского, Можгинского детских домов Республики Удмуртия, Прохоровского, Новооскольского, Старооскольского детских домов Белгородской области, Новокузнецкого детского дома Кемеровской области, Павловского, Решетихинского, Таремского детских домов Нижегородской области, детских домов с. Минькино, г. Кола Мурманской области, Усть-Абаканского детского дома Республики Хакасия, Гремячинского детского дома Пермской области, Лопуховского детского дома Пензенской области, Рузаевского детского дома Республики Мордовия и многих других.

Поездкой в США премированы одиннадцать детей: Клаптенко Маша и Хахулина Наташа (г. Луга), Абалтусова Аня (г. Можга), Федоров Коля (г. Буинск), Свешникова Катя (г. Пенза), Кутявин Сережа (г. Глазов), Липатов Володя (г. Красноармейск), Сафонова Олеся (г. Новый Оскол), Галактионова Наташа (г. Павлово), Шариков Ваня (г. Старый Оскол), Клименко Алена (с. Минькино). Ста семидесяти детям вручены денежные премии, более трехсот ребят получили дипломы и сертификаты участников конкурса, наиболее активные участники конкурса в течение нескольких лет награждены магнитолами. Через награды, дипломы,  благодарственные письма умело удовлетворяется  честолюбие ребенка. А проводимые выставки детских работ не только в Москве, но и в залах Художественного музея в г. Нешвилл помогают осознать ребятам, что их работы приносят пользу и радость другим. А если ребенок будет постоянно чувствовать, что его деятельность нужна другим, он сможет надолго сохранить интерес к творчеству.


Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт