Весна в разгаре, на подходе лето. У тысяч ребят, оканчивающих школу, не за горами экзамены, выпускные балы, жизнь полная новых ожиданий и впечатлений. Впереди поступление в институты, университеты, академии: веселая, наполненная яркими событиями студенческая жизнь. Или поиск интересной работы, в котором немаловажную роль играют родители и их знакомые. И чем престижней институт, учреждение, в которое поступает бывший школьник, тем большей гордости преисполнены за своего ребенка родители: «Какого сына, какую дочь мы вырастили!» И эта радость — справедливая награда за их труд.

Радуются и подопечные детских домов и школ-интернатов, скоро на свободу. Но эту детскую радость омрачают уже взрослые мысли. А что ждет впереди? Какие «университеты» и «академии» ждут их? Кто будет радоваться за первые самостоятельные шаги детдомовцев в чужой для них жизни? Кто оценит, будут ли они успешными и правильными?

Государство?! Да, пожалуй, если выпускник совершит правонарушение, оно выскажет на суде свою оценку его поступку и вынесет меру наказания. Но не будем сразу о самом грустном. Есть ведь детские дома, которые помогают своим выпускникам и в поступлении в учебные заведения, и в устройстве на работу и не снимают с себя ответственности за их судьбы до 23 лет. Но так далеко не везде. Чаще, отправив выпускников в ПУ, работники с облегчением вздыхают. Теперь другие будут нести за них ответственность.

Вопросами профориентации, обучения, трудоустройства будущих выпускников детских домов призваны заниматься социальные работники и педагоги, инспекторы по опеке и защите прав детей местных органов самоуправления. Но последние, в силу загруженности работой (квартирные вопросы, суды, бумажная отчетность) и отдаленности от детей, участие в их жизни могут принимать лишь эпизодическое. Сказывается и катастрофическая нехватка кадров: в Московской области, например, отделы по опеке укомплектованы лишь на половину, и один специалист приходится на 5 тыс. и более детей (в Орехово-Зуевском районе таких специалистов всего два). Какой уж тут индивидуальный подход и учет личных интересов каждого проблемного ребенка!

Поэтому повседневно держать во внимании своих воспитанников могут лишь сами педагоги соответствующих учреждений. Было бы неплохо, если бы они заранее, задолго до выпускного возраста, начинали думать о будущем детей, приглядываться к тому, что им интересно, что у них лучше получается, искать будущую профессиональную стезю. Так бывает в семьях. Ребенка еще совсем маленьким спрашивают, кем он хочет стать. И малыш с раннего детства озадачивается вместе со своими родителями этим вопросом. Умные и дальновидные родители, замечая в ребенке те или иные способности, образование дают в соответствии с ними. Альтернативные, семейные формы устройства детей-сирот в целом по стране находятся еще в зачаточном состоянии, общество не готово полностью взять на себя эту проблему — воспитывать чужих детей. «Так что, — по выражению зам. председателя Мособлдумы Виктора Егерева, — пока приходится рассчитывать только на государственные учреждения», а это значит в реальности — на педагогов в них работающих. И честь и хвала тем, кто относится к дальнейшей судьбе своих воспитанников с полной ответственностью и участием, подчас жертвуя личным временем и интересами. Но факты упрямая штука — большинство выпускников, лишенные хоть какой-то поддержки, после выхода из учреждения остаются наедине со своими сиротскими проблемами.

Для нормального человека — человека сострадающего и сопереживающего, кем бы он ни был, любая детская беда, проблема являются личной бедой и личной проблемой, которые требуют немедленного рассмотрения и крайне осторожного решения. Ведь в реальности личность ребенка формируется в обществе живых людей. И от каждого конкретного члена этого общества, от каждого из нас, зависит судьба каждого конкретного ребенка. Да, государство обязано заботиться о сиротах, но мы, взрослые, знаем, что греха таить, как государство заботится о своих гражданах. Если его не заставишь «позаботиться», оно вряд ли проявит инициативу.

Говоря о будущих выпускниках детских домов и интернатов, мы постараемся обозначить ряд типичных проблем, с которыми они встречаются на пороге своего государственного дома.

А проблемы таких ребят и причины, их порождающие, начинаются еще задолго до выпуска.

Проблема № 1

В отсутствии родительского совета и из-за относительной закрытости сиротских учреждений особое значение в выборе будущей профессии для таких детей приобретает дополнительное образование. Как же с этим обстоит дело?

Многие детские дома «блещут» парой, тройкой однотипных кружков: «вышивание», «макраме», «мягкая игрушка». Увы, для большинства из них и этот набор «девчачьих» занятий считается недоступной роскошью. Всего полторы ставки педагога дополнительного образования предусмотрено по существующим нормативам на школьный детский дом. Но даже и эти крохи, как правило, делят между собой сами воспитатели и другие работники подобных учреждений, добавляя к нищенской зарплате хоть что-то, чтобы дожить до следующего месяца и прокормить свою семью. А что за это они должны вести какие-то кружки и секции, об этом забывают.

В то же время удивления достойны принципиальные позиции директоров некоторых заведений для ребят, лишенных внимания и заботы родителей. Они зачастую категорически отказываются от любой, отличной от материальной помощи. Так, обзвонив несколько десятков школ и сиротских учреждений Подмосковья, которые не имели кружковой работы, автор этих строк получил ото всех, без исключения, директоров детских домов категорический отказ. Типичные ответы: «Денег нет. Помещения нет. Оборудования нет. Дети преступники, все дебилы — им это не надо. А почему именно к нам?» Причем их не заинтересовала и готовность бесплатно заниматься с детьми, в любое удобное время, со своим материалом, оборудованием и т. д. И никто из них не пожелал общение по телефону продолжить беседой в своем кабинете и личным знакомством.

Что это? Страх разоблачения нечистых дел? Почему, несмотря на глобальные изменения в жизни общества, детские дома и интернаты, по сути, не меняются? Дети-сироты — дети государства. Никакого права нет ни у директоров, ни у начальников вышестоящих инстанций «приватизировать» их. И то, как живут дети, как устраивается их жизнь, имеет право знать общественность. Однако многие учреждения продолжают оставаться закрытыми. А ведь воспитывающимся в них детям крайне необходимо максимальное расширение сферы общения, интересов. В их профориентации, и не только в ней, огромное значение может иметь общение с наставником, опекуном, а также дополнительное образование. В противном случае ребята не развиваются, а хиреют и деградируют на глазах, и можно говорить только о десоциализации бывших беспризорников в стенах подобных заведений. Но тогда зачем они нужны, если они просто загоны для пребывания?

Вряд ли педагоги детских домов думают, что их воспитанники, которых они сами награждают столь звучными ярлыками, как «дебилы», «второсортные», «отрыжка общества», «дети помоек и трущоб» и т. д., в своей дальнейшей жизни станут физиками, математиками, биологами, химиками или литераторами. На 99 % уверен, что вы их знаете, как совершенно других «физиков», «биологов» и «химиков», а уж какие они «литераторы»!.. Базовое общее образование, которое едва ли они получают в полной мере, необходимо детдомовским детям, как и любому ребенку, спору нет, но для нашей «гвардии», учитывая то, в каких условиях ей предстоит жить, важны и чисто житейские умения, и профессии, близкие к простой жизни. Например, необходимо умение обращаться с современной техникой, компьютером, заинтересуют ребят и профессии повара, автослесаря и т. п. Они сами могут подсказать, чем им интересно заниматься и что хотелось бы освоить еще до выхода из интернатного учреждения. Читая в журнале о таких детских домах России, где детей учат этому, радуешься, что не везде судьбы детдомовцев никого не волнуют. Скорее всего такие дети не пропадут в жизни.

Проблема № 2

А прислушиваются ли педагоги в известных мне детских сиротских учреждениях Подмосковья к желаниям ребят?

Чаще всего слышишь: «Да мы знаем, чего им хочется. У них одно на уме!..» И далее перечисляется полный набор всех грехов человеческих.

Нет! Я никогда не поверю, что интересы только что начавшего жить любопытного и озорного создания заключаются только в том, чтобы «пить, курить, грабить и... » Да, годам к 15-16 некоторым нехорошим взрослым, вероятно озлобленным на весь белый свет, ненавидящим добро, удается основательно покалечить души молодых людей, изменить сферу ребячьих интересов, но, к счастью, не каждого.

Михайлов Максим, ученик Жуковской школы-интерната, обманом (ему сказали, что везут в военкомат) был помещен в психиатрическую лечебницу.

Медперсонал областного психдиспансера, что на улице 8 марта, был единодушен: «Да Вы что, какой он больной? Умный парень, просто не сошелся характером с интернатским начальством. К нам полно таких везут!» В свои 18 он продолжает жить в детском доме, где всячески препятствуют его самостоятельности, бьют, как говорится, по рукам. Предоставим слово самому парню.

Максим Михайлов, 18 лет

Когда я с братом приехал в интернат, мне было 8 лет, брату — 7 лет. В нашу сиротскую группу привозили детей из разных городов Московской области. В основном мальчишек. И интересы у нас возникли одинаковые. Нам нравилось возиться с различной техникой, заниматься спортом.

Когда нам исполнилось по 14-16 лет, мы стали заниматься техникой более серьезно (собирали велосипеды, мопеды, мотоциклы из запчастей). Запчасти были не краденые. Просто подбирали разбитое старье, «ставили на колеса» этот утиль, а потом меняли на лучшее. У нас был свой гараж, который находился около интерната. Когда-то он сгорел, а мы восстановили его. Но вскоре у нас этот гараж отняли. Как мы не старались убедить директора и социального работника Р. А. Мартемьянову разрешить нам заниматься техникой, ничего у нас не получилось. Мы поняли, что никого не интересуют ни наши интересы, ни мы сами. Только непонятно, почему, за что нам вредят, буквально вставляют палки в колеса.

Когда до 18 лет мне оставалось три месяца, решил получить водительские права, чтобы после выпуска из детского дома иметь профессию. Поговорил с нашим директором Т. Ф. Воротниковой, она согласилась. Но об этом узнала Р. А. Мартемьянова, переговорила с директором, и мне запретили. Тогда я решил купить на свои деньги компьютер, чтобы учиться и в дальнейшем получить профессию оператора ЭВМ. Директор опять же сначала согласилась, но после воздействия на нее Р. А. Мартемьяновой стала кричать на меня и запретила. Хотя мне уже 18, я все еще продолжаю оставаться в интернате, и деньги с моей книжки мне брать не дают. Чего же мне ждать в будущем?

Проблема № 3

Найти приличную работу или хорошее учебное заведение со справкой из психиатрических клиник сложно даже домашним детям, что уж говорить о тех, от кого отвернулось все общество, и о тех, которые содержатся за детдомовскими стенами и заборами. Выдают им и характеристики выпускника, от которых подавляющее большинство массовых школ уже давно отказалось. А что в такой характеристике могут написать обозленные на бывшего непокорного подопечного «педагоги» интерната? Как они говорят: «Правду!» Но и правда бывает разная. Для детей — одна, для взрослых, которые с ними работают, — другая. Так подумаешь, какие же «педагоги» есть на свете! Их бы энергию да в мирных целях!..

Проблема № 4

Оказывается, нормально сдать выпускные экзамены для воспитанников некоторых интернатов также превращается в проблему.

Во-первых, ни для кого не секрет, на каком уровне в таких заведениях находится общее образование. Практически круглый отличник в интернате, попадая в общеобразовательную школу, становится в лучшем случае твердым троечником. И наоборот: отчисленные из массовых школ за неуспеваемость и переведенные в интернат дети зачастую выбиваются в отличники.

Но экзаменационные вопросы, темы сочинений, вопросы тестов едины для всех учеников общеобразовательных школ. Вот и приходится учителям интернатов на выпускных экзаменах фактически самим же отвечать на вопросы билетов своих учеников. По выражению одного «педагога» высшей квалификационной категории: «Не оставлять же еще раз на второй год этих дебилов и уродов?! ...» Я обращаюсь ко всем таким «заслуженным»: кто учит их, разве не вы сами? Где факультативы, где дополнительные занятия с отстающими, где использование передовых форм и методов обучения? Стараются действительно помочь детям, научить их очень немногие. Неравнодушных людей в таких заведениях, как правило, травят и обвиняют во всех смертных грехах.

Проблема № 5

Пишет Гаманилин Слава, выпускник Жуковской школы-интерната: «...Наши домашние друзья имеют возможность заканчивать 10-й, 11-й классы и поступать, куда им вздумается, нам же такой возможности интернат не дает. Мы можем учиться только до 9-го класса, а потом нас отправляют в ПУ, причем там очень небогатый выбор профессий».

Практически все сиротские школы-интернаты, да и детские дома, за редким исключением предоставляют возможность своим воспитанникам учиться только 9 классов, а далее всеми правдами и неправдами стараются от них избавиться. Наиболее распространенные аргументы: «Для наших генетически отсталых... достаточно и начального образования. Они по 5 лет сидят в одном классе. Им нужно трудиться руками. Я им смотрю в глаза, а они пустые...»

Нужно постараться расширить потенциальные возможности ребенка, а не ставить на нем крест, если ему выпала нелегкая судьба бомжевать, жить с вечно пьяными родителями в притоне, на помойке, шататься по электричкам.  Не он виноват в этом, а скорее общество, которое научилось не замечать чужую беду, чтобы не действовать.

Но все же они выжили, остались детьми с их наивной уверенностью, что мир добр, близкие люди — самые хорошие, а Земля эта существует для них. Вот это и есть замечательнейшее свойство ребенка — не отделять себя от мира, тогда и не надо будет с ним бороться. А мы все пытаемся научить их разделять и противопоставлять: Я — ТЫ, МЫ — ОНИ, хороший — плохой, умный — глупый, богатый — бедный и т. д. Может быть, нам поучиться у них прощать, любить, верить, защищать правду...

Мальчишки и девчонки из сиротских домов прошли Ад на Земле и остались детьми. Так давайте сделаем так, чтобы в их глазах не было пустоты.

По долгу своей профессии мне приходилось встречаться с тысячами ребят из различных сиротских учреждений России и с тысячами домашних. И смею вас уверить, талантливых детей среди тех и других примерно поровну. Только одни имеют гораздо больше возможностей, например, при поступлении в вузы, а другим дают ущербное 9-летнее образование, после которого даже редкое ПТУ согласится взять такого выпускника. Да и некому его поддержать в трудную минуту. Те, кто обязаны о нем заботиться, скорее подставят подножку или толкнут в спину.

Так, из Московского детского дома (в начале 90-х годов) был списан в интернат для умственно-отсталых детей 11-летний Владимир Бартыш. Ребенок, хореографически одаренный, имел несчастье дерзить администрации детского дома и школьным учителям. Заступничество самых популярных артистов того времени и газеты «Московский комсомолец» не смогло изменить судьбу ребенка.

Проблема № 6

Дефицит информации. Причем детям не рассказывают не только о том, в какие учебные заведения они могут поступить, но и не сообщают элементарные сведения об их законных правах, предусмотренных Конституцией. Так, например, педагоги Подольского детского дома наотрез отказали психологам и юристам проводить в детском лагере для их воспитанников правовую олимпиаду.

Когда начинаешь беседовать с будущими выпускниками об их правах, более 90% понимают это так: «Уходить из детского дома когда хочешь и приходить когда хочешь. Делать что хочешь. Чтобы воспитатель меня пальцем не тронула и не наказывала едой». Вот, пожалуй, и все. О том, что по окончании учебы в детском доме за ними должна быть закреплена жилплощадь,  что им должны выдавать выпускное денежное пособие и их личные деньги, дети слушают открыв рот.

«В июне 2000 года я закончил школу-интернат. Мне должны были выдать «подъемные деньги» (в размере 2-х минимальных зарплат). Об этом мне никто из сотрудников (школы-интерната) не сказал. Денег этих мне так и не выдали до сих пор, хотя я уже несколько месяцев учусь в ПТУ.

Получил ли я эти деньги, об этом меня спросила соцпедагог ПТУ.

Бывший воспитанник Жуковской школы-интерната Козлов Сергей 10.12.2000».

Безусловно, вышеназванными проблемами данная тема не исчерпывается. Мы лишь обозначили некоторые из них и продолжим начатую рубрику в следующих номерах.


Материал взят отсюда:   Ссылка на сайт