Cистема призрения покинутых детей в скандинавских странах мало изучена, хотя является очень интересной. Ее принципы особенно актуальны сегодня, когда во главу угла работы с брошенными детьми, с детьми-сиротами ставится принцип «замещающей семейной заботы».
В скандинавских странах — в Швеции, Норвегии, Дании (Финляндия до 1919 г. входила в состав России) — широко использовалось воспитание сирот и подкидышей в семьях. Воспитательные дома осуществляли главным образом функции приема и распределения.
Наиболее интересно эта деятельность осуществлялась в Швеции. В Стокгольмский «Общественный детский дом», открытый в 1753 г., в день рождения сестры короля принцессы Софии, принимались сироты, подкидыши, дети из семей до 6 лет за плату, дети незамужних и неимущих матерей, находившихся под покровительством «Стокгольмского попечительства о бедных». Но мало кто из детей оставался воспитываться в этом детском доме.
Когда сиротам и подкидышам исполнялось полгода, их направляли на воспитание в семьи. Детей отдавали на воспитание прошедшим курс по уходу за детьми одиноким женщинам, вдовам, бездетным замужним женщинам. Им платили за воспитание детей и давали поощрительные премии. Первый раз премию давали, когда ребенку исполнялся год, во второй — когда ему было больше трех лет, и в третий — по достижении ребенком 14 лет, если последние пять лет он жил у этих людей. Особо достойные воспитатели награждались золотой медалью или роскошным изданием Библии.
Наблюдали за воспитанием в семье местные пасторы и инспектрисы из соседей приемных родителей. Каждая инспектриса имела на своем попечении 50 детей, воспитывающихся в семьях. За каждой тысячей детей (приемных) наблюдал окружной инспектор.
До 14 лет дети оставались в «Общественном детском доме» в крайне редких случаях. Как правило, они помогали сотрудникам в уходе за детьми. Одновременно получали начальное образование и какую-либо специальность.
Первый приют для детей появился в Дании в начале XIX века. Он был основан супругой короля Фридерика VI и назывался «Приют королевы Каролины Амалии».
Особенно же славился приют для детей в окрестностях Копенгагена, созданный супругами Христиансен. Это была семья-приют. В ней воспитывались дети разного возраста и пола; воспитатели полностью отвечали за детей и воспитывали их как своих.
Семьи-приюты иногда объединялись в колонии. Колония «Добрая надежда», например, объединяла четыре семьи-приюта: 80 детей и 8 взрослых. Летом дети из «Доброй надежды» жили в семьях зажиточных крестьян. Крестьянские дети во время экскурсий в Копенгаген жили в колонии.
Хорошо работал приют для девочек-сирот и дочерей беднейших родителей. Он находился в имении графини Даннер и содержался на оставленные ею средства. В нем было 400 девочек, составлявших 20 семей. Каждая семья занимала отдельный дом с садом и огородом. Девочек учили домоводству и различным рукоделиям. Их готовили в прислуги и после выхода из приюта направляли в услужение.
По закону о покинутых детях, принятому в Дании к концу XIX века, на помощь попечителей имели право дети до 15 лет, дети, брошенные родителями, и дети, которых приходилось изымать из семей (из-за дурного обращения с ними или испорченности родителей).
Детей, изъятых из семей, редко направляли в приюты. Главным образом их передавали на воспитание и полное содержание частным лицам.
Предпочтение отдавалось сельским жителям. За содержание детей платили комиссии попечительства. Подростков направляли в услужение или в обучение ремеслу к уважаемым мастерам. Их устройством занимался специальный «попечитель призреваемых».
В Норвегии воспитательных домов к первым десятилетиям XX века не было вообще. Покинутыми детьми занимались различные комиссии: «Городское попечительство о бедных», «Санитарная комиссия», «Комитеты общества охранения народного здоровья». Члены этих комиссий помогали матерям воспитывать детей (через оказание материальной помощи). Этим же занимались благотворительные организации, такие, как кружок «Благо малюток», организованный г-жой Луизой Гарбоу. Покинутых детей члены комиссий и благотворительных обществ сразу же передавали на воспитание в семьи. Приемным родителям, так же как и в Швеции, давали поощрительные премии.
Охрана прав детей в Скандинавии, как и везде в Западной Европе, находилась на высоком уровне. Каждое детское учреждение (приют, воспитательный дом) имело своего юрисконсульта. С его помощью защищались имущественные и другие права ребенка, решались все спорные вопросы. Нерадивых родителей иногда принудительно привлекали к исполнению своих обязанностей, по крайней мере — к участию в расходах на воспитание детей.
Материал взят отсюда: Ссылка на сайт